§ 5. Какия суть свойства Божия?

§. 5.

Какия суть свойства Божия?

От познания существа Божия зависит познание Его Божественных свойств. Ибо когда Бог не зависит ни от кого и не может не быть; следует, что он есть един, (1) что он есть безначальный, безконечный и вечный; (2). А вечный должен быть невещественный, безтелесный и безсмертный, (3). Следовательно дух наичистейший (4). А чистейший дух без сумнения есть разумный (5), Всеведущий (6), Премудрый (7), Свободный (8), Преблагий (9), Преправедный (10), Пресвятый (11), Всемогущий (12). А из сего по необходимости заключить надобно, что он есть пресовершенный, преблаженный (13), и верьховный Господь всех (14).

(1) Многобожие ни мало невместимо с понятием, какое мы имеем о Боге, яко о существе, все возможныя совершенства в себе заключающем. Почему, что другие присвояли бы разным богам, мы то все присвояем Богу единому. Согласно с сим и с. писание. 1. Корин. гл. 8. ст. 5. и 6. Аще и суть глаголемии Бози, или на небеси, или на земли и проч. Но нам един Бог Отец, из него же вся и мы у него. Почему многобожники и идолопоклонники никакова извинения иметь не могут. И тое убежище, которым стыд язычества некоторые Философы прикрыть старались, а именно, что будто они единаго Бога разныя действия под разными видами почитали, есть ненадежно. Ибо по Павлову слову Рим. гл. 1. ст. 23 к чемуб им славу нетленнаго Бога претворять не токмо в подобие образа тленна человека, но и птиц и четвероног и гад?

(2) Кто не может не быть, тот не может иметь ни начала, ни конца; а пребывание начала и конца неимеющее называется вечность. Прекрасно то изъясняет писание: Та (все твари) погибнут: ты же (Боже) пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши их и изменятся: ты же тойжде еси и лета твоя не оскудеют.

(3) Всякая телесная вещь имеет свое начало от сложения частей, из которых она состоит: и по разделении сих частей разрушается вещь, а в живущей вещи причиняется смерть. Но Бог не имея ни начала ни конца, как показано, из частей состоять не может; почему Он есть безтелесный и безсмертный. То же говорит и писание, Деян. гл. 17. ст. 29. Род суще Божий не должни есмы непщевати подобно быти Божество злату или сребру, или камени художне начертану и изобретению человеческому. А что в писании упоминаются очи и уши руки Божия и прочия части нашим подобныя: и то употребляется несобственно, но ради яснейшаго понятия и изображения несказанных сил Божиих. Так чрез око означается Божие всеведение; чрез уши милостивое молитв наших выслушание; чрез руки вседействующая его сила. По сему и о прочем разсуждать надобно.

(4) Дух есть существо сложения непричастное, разумом и волею одаренное. Такое существо по превосходству есть Бог. Подобно говорит писание Иоан. гл. 4. Дух есть Бог.

(5) Разум есть способность явственно себе вещь представляющая. Почему в разуме Божием явственнейшее всех вещей не только сущих, но и могущих быть, есть воображение. Ибо как существо Его есть безконечное, так и все Его совершенства должны быть неограничены. Подтверждает то с. писание. Несть тварь не явленна пред ним, вся же нага и объявленна пред очима его. Евр. гл. 4. ст. 13.

(6) Всеведение Божие есть сила проницающая в союз всех и будущих и возможных вещей. По сему Бог называется испытаяй сердца и утробы, и Судия помышлений сердечных. Господи! ты познал еси вся последняя и древняя. Псал. 158. ст. 5. Предведение Божие есть не ложное; однако оно не нарушает свободность действий человеческих; то есть, не должно думать, акибы я уже по некоей принужденной необходимости должен делать добро или худо. Ибо Бог будущее видит так как настоящее, следовательно от самой вечности человеческия предвидит он дела так, как они во свое время по своим текут свободности законам. А настоящее свободнаго действия зрение свободности не нарушает.

(7) Премудрость Божия есть сила все вещи и дела к надлежащим концам порядочно управляющая. Так и Псаломник поет. 103. Яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси.

(8) Бог, что ни делает, самопроизвольно делает, и к делу ни от кого и ни от чего принужден быть не может. Тож самое и писание нам сказывает: Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори. Псал. 113.

(9) Благость Божия есть действительное Божие хотение, все твари зделать совершенными и благополучными, сколько оне вместить могут. Сколько, говорю, оне вместить могут. Ибо Бог, как премудрый, дела свои располагает пристойнейшим образом. Так, например, дал солнцу светлость, а не разум, а человека украсил разумом, но не светлостию; понеже сие с их естеством сходно. С. писание о благости Божией столь высоко разсуждает, что оную ни с какою, то есть, ни с Ангельскою, ни человеческою, ни мало не сравнивает. Никтоже благ, токмо един Бог. Лук. гл. 18. ст. 19.

(10) Правда Божия есть растворение благости Его: а растворение сие бывает посредством Божия премудрости. Для изъяснения примечать надобно следующее. Бог по благости своей всем человекам хощет быть вечнаго благополучия причастным: но правда Божия сие удерживает; ибо с премудростию Божиею ни мало невместительно, праведника и ожесточеннаго беззаконника почитать за одно. Почему когда такой грешник благополучия вечнаго лишается: сие дело есть правды Божия. По сему и о прочем разсуждать надобно. Слово Божие сильнейшим образом Божию правду проповедует. Праведен Господь, и правду возлюби, правоты виде лице его. Псал. 10. ст. 7.

(11) Свят Бог, поелику никакова не причастен порока, и воля Его единственно склонна к добру, а всякаго отвращается зла. И по сей чистейшей Божией святости не возможно, чтоб оскверненный пороками человек с Богом соединиться мог, разве бы себя очистил покаянием и верою. Сие означает писание подобием света. 1. Посл. Иоан. гл. 2. ст. 5. Бог свет есть, и тьмы в нем несть ниединыя.

(12) Нет ничего, чтоб было Богу не возможно. И сие всемогущество Божие тем есть большее, что Он творить может и творит из ничего, единым изволением, без всякаго утруждения. Толькож Бог не все то делает, что может, но что хочет: а хочет то, что с премудростию его сходно. Так например, мог бы Бог человека насильно от греха удержать: но понеже чрез сие свободность человеческая испроверженаб была, то поступил бы Он в сем случае против премудрости своей, которая требует человеку быть во всех своих делах свободну. А наипаче, что человек, ежелибы до греха силою другаго не допущен был, не меньшеб был худ и неправ, как бы он и самым делом согрешил. Хотя впрочем Бог, яко благий, довольныя нам дал предосторожности ко удержанию нас от порока без нарушения свободнаго произволения. О всемогуществе Божием не иначе разсуждает и писание. Иов. гл. 42. ст. 2. Вем, яко вся можеши, не возможно же тебе, Господи, ничто же.

(13) Все исчисленныя Божия свойства суть безконечныя его совершенства, в которых состоит величество Его и слава. Сии совершенства в Боге суть неограничены, и оныя не во времени Бог снискал, но от самой вечности украшается ими Существо его. Почему Бог никакова недостатка ни в чем не имеет и иметь не может. А как такое состояние по истинне есть блаженное: то по справедливости Бог един есть совершенно преблаженный. О сколь же и те будут благополучны, которые сего блаженства причастны быть сподобятся! Так к Богу взывает Давид: У тебе источник живота, во свете твоем узрим свет. Псал. 35. ст. 10.

(14) Никому не есть столь пристойна над тварями власть, как тому, который их создал, и который, яко всемогущий, может их всегда в целости сохранять; а яко премудрый, знает, как их к намеренным от себя приводить концам. Царство Твое, Боже, царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Псал. 144. ст. 13.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.