Сего средства к умилостивлению Бога и к возставлению нашего естества разум человеческий изобрести не может.
Что до сих пор ни сказанно, все то и разуму нашему
довольно понятно, и развеб был крайне кто безстыден, чтоб в том дерзнул спорить.
Но когда тот же разум наш ищет, каким бы способом можно было умилостивить Бога
и избавиться нещастия, в какое ввергло себя человечество: то уже тут останавливается
и ослабевает. Узнает он, что, разсуждая благость Божию неисчерпаемую, надобно
быть такому средству; но какое имянно оно, того ни мало не постигает. Кажется,
что мы два, а не больше,
такия средства вообразить себе можем: исполнение Божия закона, и покаяние.
Но сии средства в неотрожденном благодатию человеке суть не сильны, и сии убежища
слабыя. Ибо что касается до перваго, чтоб исполнять Божий закон; то подлинно
сие средство было бы действительно, ежели бы мы единственно пребывали в делании
добра и не преступали бы вечный Божий закон: но как выше показано, что всяк
погрешает или делами, или словами, или мыслями, и нет, да и не было никогда
столь святаго, которой бы не послужил греху; так уже вот и видно, что сие средство
не сильно Бога умилостивить и пред судом его поставить нас праведными. И в сем-то
точно разуме премудрый Павел на многих местах вопиет, что не оправдится человек
от дел закона, К Галат. гл. 2. ст. 16. что кроме закона
правда Божия явися, Рим. гл. 3. ст. 21. что елицы от дел
закона суть, под клятвою суть. И в псалме 142. ст. 2. Не
вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый. Не должно
из сего заключать (как-то некоторые из учения Павлова то выводили), аки бы делать
добро, и закон Божий исполнять, не надобно было; да не будет: Как-то мы особенно
об этом в своем месте будем говорить: но, что не должно думать, аки бы мы чрез
свои дела пред Богом оправдиться могли. Чтож касается до покая
ния,
то кажется должно бы оно одно быть надежда виновному и утешение грешнику: но
не так оно есть. Ибо покаяние могло бы умилостивить Бога, но истинное, с крайним
отвращением от греха и с твердым предложением, на те же грехи не возвращаться.
Но может ли человек крайне растленный и ежечасно страстьми смущаемый такое иметь
покаяние? Не имеет он такого отвращения от греха, какогоб достойно было сие
превеликое зло прогневляющее безконечнаго Бога. А хотяб и сие могло быть, но
человек, сколькоб впрочем осторожен ни был, после признания во грехах паки оными
себя опорочивает; пием бо беззакония яко воду, и проданы под грех по
Павлову слову; и сие греховное действие продолжается чрез всю человеческую жизнь.
Так какоеж се покаяние, и как оно Бога может умилостивить? Не разумею я здесь
покаяние Евангельское, или Христианское. Оно инаго рода, и знаю, сколь оно действительно,
как-то после объявлено будет; но говорю о покаянии, какое бы человек мог иметь
сам по себе без благодати Евангельской. Такое разсуждение и с разумом весьма
сходно, и с. писание наибольше нам о том напоминает, что человек сам по себе
не имеет довольных сил к умилостивлению Бога, разве токмо ежечасно его прогневляет.
Прежде бо обвинени есмы, Иудеи же и Еллины вси под грехом быти Рим.
гл.
3. ст. 9. то есть, что все люди опровержены в пропасть греха, и оттуду
избавиться сами собою силы не имеют. Сие разсуждение должно всякому крепко памятовать:
ибо оно дает знать, сколь необходимо нужна человеку есть вера Евангельская:
как-то сим точно образом святый Павел расположил свои послания к Римляном, к
Галатом и ко Евреем. Да и подлинно никто не ищет врача, пока не узнает, что
он бедственно не мощен. Но может спросить кто, что по этому должно нам впасть
в отчаяние? Подлинно так, ежели посмотрим на самих себя: но когда разсуждаем
неисчерпаемую Божию благость и безконечную его премудрость; то довольнейшая
с сей стороны нас ободряет надежда и наше отчаяние разгоняет; и в сей надежде
должны мы с Исаиею часто повторять: аще не бы Господь Саваоф оставил нам
семене; яко Содома убо были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом: Исаии
гл. 1. ст. 9. а благословенное сие семя есть Христос к Галат.
гл. 3. ст. 16. и в мысли содержать, что Павел к Рим. гл. 3. ст.
21. написал: ныне кроме закона правда Божия явися, свидетельствуема
от закона и Пророк: правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех
верующих.
Доселе
из разсуждения здраваго разума доказываемо было, приводя ко изъяснению пристойныя
из с. писания места: но следующая часть на едином Божием слове утверждается;
хотя ко изъяснению тогож и естественныя понятия служить могут.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра