§ 11. Богопочтение есть внутреннее и внешнее

§. 11.

Богопочтение есть внутреннее и внешнее.

Богопочтение есть внутреннее и внешнее (а). До внутренняго надлежит (в) любовь к Богу, страх, прославление его имени, благодарение за благодеяния, признание своея немощи и бедности, и призывание его на помощь. А до внешняго потребно (г) поклонение, чтение молитв, воздыхание и слезы во исповедании, веселость цветущая на лице при благодарении, хождение во храм и проч.

(а) Богопочтение есть одно токмо внутреннее: ибо внешнее или наружное без внутренняго не так есть Богопочтение, как Богомерзкое лицемерство: но когда внутреннее Богопочтение, чрез наружныя оказывает себя знаки, называется внешнее. Внутреннее может быть без внешняго; но не может быть внешнее без внутренняго. При внутренном Богопочтении не должно пренебрегать и внешняго. Ибо кроме того, что не возможно, чтоб внутренняя горячесть духа чрез некия наружныя знаки себя не оказала: как наприм. почти нельзя, чтоб от крепкаго сокрушения сердца не потекли слезы или не открылося бы воздыхание: кроме сего, говорю, наружныя благочестиваго почитания знаки много полезны быть могут к возбуждению других; а наипаче, когда Богопочтение отправляется в собрании общем. О внутреннем Богопочтении Спаситель наш так говорит: Иоан. гл. 4. ст. 24: Дух есть Бог: и иже кланяется ему, духом и истинною достоит кланятися.

Что есть основанием Богопочтения?

(в) Части, из которых состоит Богопочтение, почти все утверждаются на разсуждении Божественных свойств. Ибо, ежели Бог есть крайнее и совершеннейшее добро, какова прекраснее ни что быть не может, то самым живым сердце наше должно к нему пылать любви огнем и искать с ним соединения: ежели он есть справедливый и не лицеприятный судия, должны опасаться, дабы преступлением его вечнаго закона праведному не подпасть гневу: ежели он есть пресвят, надобно со всяким благоговением имя его произносить и опасаться, чтоб ничего ни думать, ни делать, чрез что моглаб пред другими унижена быть слава его: ежели он прещедрый благодетель и благоутробнейший отец, должно его благодеяния всегда в памяти содержать, и усерднейшее за оныя воздавать ему благодарение: ежели он есть всемогущий Господь, а мы напротив немощная и всякой час согрешающая тварь, надобно, чтоб мы свою бедность пред ним признавали с чувствительнейшим сожалением о грехах своих: ежели он преблагий, а ктомуж везде сущий, то во всяких наших нуждах к его покровительству прибегать должно и ожидать благовременной помощи. Свидетельствами сие разсуждение подтверждающими наполнены с. книги. Почему я их особенно изчислять оставляю. Из всего того видно, что Богопочтение чрез всякое худое дело опорочивается, и что хотящему истинно Бога почтить, должно быть любителем добродетели. Грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя, и восприемлеши закон мой усты твоими: ты же возненавидел еси наказание и проч. Псал. 49. ст. 16.

(г) Внешние знаки внутренняго к Богу усердия могут быть 1.) Поклонение, то есть, повержение себя на землю или коленопреклонение, чрез что означаем наше пред Богом рабство. 2.) Чтение молитв или написанных в книгах, или какия горящий дух языку сообщит. Когда Евангелие не похваляет долгия молитвы не для того, аки бы они сами чрез себя были порочны: не буди то; но когда употребляются лицемерно, и когда кто думает, что он уже тем Бога много одолжил, что несколько молитв прочел, хотяб притом внутрь себя не чувствовал ни единаго сокрушеннаго удара. Матф. гл. 6. ст. 7. 3.) Воздыхание и слезы: что тогда наипаче должно быть, когда человек взошед в самаго себя, узнает себя недостаточна, многими грехами оскверненна, и повинна праведному Божию осуждению. 4.) Веселость лица, которая проистекает от радостнаго сердца, чувствующаго благодеяния Божия. Так наприм. Давид принимая в свои палаты кивот Божий, который был видимым знаком невидимаго присутствия Божия, скакал, плясал и играл в гусли, и сим не стыдился; ибо все сие делал пред Господем и для Господа. 2. цар. гл. 6. ст. 21. 5.) Хождение во храмы, поставленныя для Богопочтения. Хотя и дома, да и на всяком месте можно молиться Богу, но с большею пользою и пристойностию во храме, где общее всех бывает собрание, где совершаются тайны, и всех, яко едиными устами, общий Владыка прославляется. С. Давид говорит: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Псал. 121. ст. 1.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.