Первым тиснением
В
Московской Типографии
Печатана 1775 года.
Благочинный есть избранная по изволению и усмотрению Архиерейскому особа из достойных, разумом и добродетелию пред другими преимуществующих, священников, для наблюдения всякаго в церкви Божией, а особливо в служителях ея, священниках, диаконах, и причетниках порядка и исправности к пользе христиан, и к славе Божией.
И потому должности твоея, О благочинный! дело есть, прилежно наблюдать, дабы в церквах, смотрению твоему порученных, было всякое благочиние, сходственное с правилами святых Отец и установлениями церковными: а безобразнаго, соблазнительнаго и суевернаго дабы ничего не было, крайне предостерегать.
Наблюдать, дабы антиминс был не ветх, не диравый и не слинялый: а естьлиб где таковый оказался, представлять.
Чтоб одежда и срачица на престоле и жертвеннике не была крайне ветха, или издрана, или из весьма низкой материи, столь святому месту неприличной, яко то из крашенинной или набойчатой: а естьли бы где что из реченных оказалось, напоминать прихожанам, и увещательно их склонять, чтоб о лучшем благолепии церковном прилагали старание: в случае же их небрежения представлять.
То же наблюдать и о ризнице и утвари церковной, дабы ризы, стихари, подризники, епитрахили, поручи, поясы были из приличной материи сшиты, и ветхие и изодраные употребляемыб не были: сосуды, потир, дискос, звезда и лжица были бы сребрены, и потир внутри вызолочен: а естьлиб где сребреных не было, прихожан увещательно склонять, дабы по усердию ко святей церкви сребреные сосуды зделаны были.
Наблюдать, чтоб святое миро было всегда без оскудения, неповрежденно, в приличном сребреном или хрустальном или стеклянном сосуде во олтаре хранимо в особливом хотя деревянном ящике, в котором вместе и елей в сосудце, ножницы, губа и сучец для помазания при святом крещении употребляемые, были бы содержаны во всякой исправности.
Чтоб святые образа были пристойным и благолепным искусством написаны, чего особливо при возобновлении иконостаса, или при созидании вновь храма наблюдать: а естьлиб где оказались образа написанные безобразно и соблазнительно, особливо из изваянных, о таковых представлять.
Надлежит неотменно в каждой церкви быть кадилу, укропнику, ковшу сребреному, или медному, или оловянному, чаше водосвятной, кропилу, сосудцам сребреным, или медным, или оловянным, для благословения хлебов: блюдцу сребреному, медному или оловянному, для подавания теплоты и других потреб, подсвещнику медному или жестяному не одному, для возжжения свещи пред престолом, жертвенником и налоем: налоям для прочтения Евангелия, и для читания всегдашняго пред амвоном: столу украшенному приличною материею, для водосвятия и паннихид, и прочему, что по обыкновению во благоустроенных храмах Божиих бывает: чего всего благочинному наблюдать, и естьлиб чего не доставало, прихожан о устроении того увещевать и требовать.
Надлежит необходимо быть в каждой церкви подлежащему числу книг, к исправлению службы Божией потребных: яко то, Евангелие напрестольное облеченное приличною материею и украшенное, Апостол, служебник, дванадесять миней месячных, устав, триоди постная и цветная, два октоиха, псалтырь следованная, часослов, требник великий и малый, ирмолог, книжица молебственная, книжица на день возшествия ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и на Полтавскую баталию, реэстр паннихидной, табель торжественных молебнов, новоизданные проповеди: и естьлиб где которых из показаннаго числа книг не нашлось, или бы и нашлись, но изодранны, и зело ветхи, или старопечатаны, от прихожан требовать, чтоб оныя книги, яко для исправления службы Божией нужныя, были куплены: в случаеж их о том нерадения, представлять.
Весьма прилично и полезно каждой церкви иметь некоторыя к наставлению священников и христиан служащия книги, яко то, священную Библию, книги, Маргарит, на деяния, послания, и на бытие Златоустаго, Минеи четьи и Прологи, сокращенную Богословию, Букварь и краткий Катихизис, книжицу о Блаженствах, Проповеди Гедеоновы, Феофановы и Минятиевы, Духовный Регламент, Увещание раскольникам, и другия изданныя и полезныя духовныя книги, и потому благочиннаго должность, и чрез самаго себя, и чрез священников, прихожанам увещательно предлагать, дабы таковыя книги, хотя не в одно время, были куплены, и церковными были записаны: естьли же где есть церковных денег довольное число, на оные показанныя книги покупать с ведома священника и старосты церковнаго, благочинный имеет власть.
Наблюдать вам, дабы место круг церкви, обыкновенно называемое погост, было не зело тесно, ограждено, ничем не застроено, не засорено, и каким либо непристойным строением не занято, а было бы в надлежащей чистоте: также чтоб могилы в назначенных местах для погребения мертвых были копаны не мелко, но сколь возможно глубже, и зарываемыб были мертвыя тела с надлежащею осторожностию.
Ежели где имеются церкви уже ветхи, от гнилости наклонились, сквозь потолока бывает теча, и к падению склонны, или по крайней мере ветхостию своею делающия неблагопристойность столь святому месту, то вам благочинному прихожан увещевать, чтоб о созидании новой церкви возъимели старание, или ветхости поправили бы, и о том бы просительно о дозволении писали: а между тем вам благочинному о таковых в ветхость пришедших церквах представлять без умедления.
Естьли по усмотрению вашему окажутся церкви зело малоприходны, малоземельны, утварию скудны, и причет имеет содержание зело нужное, а в близости от таковых церквей имеются приходы другие, о таковых немедленно представлять со обстоятельством.
Естьли где церковь сгорит, немедленно о том представлять, а между тем прихожан увещевать, и требовать, чтоб они не продолжая старались построить вновь церковь, и о дозволении просили бы, а особливо увещательно склонять, чтоб строили церкви каменныя для прочности, и для собственной их же пользы: а о том же самом старание и приходскому священнику препоручить с крепким подтверждением.
Когда вновь где сооружить церковь дано будет от его Преосвященства благословение, вам благочинному наблюдать, дабы храм строен был и всяким церковным благолепием украшаемь в сходственность данной Архиерейской грамматы, и по приличию других храмов святых: и настоять, дабы строение храма чрез долгое время не продолжать, а естьлиб за чем долговременная воспоследовала остоновка, со изъяснением доносить. По сооружении же храма учинить опись церковнаго строения, иконостаса, всякой утвари церковной, ризницы, книг и прочаго, что для церкви потребно, как выше писано, представлять вместе с прошением от прихожан о дозволении новосозданной освятить храм.
Прилежно наблюдать, чтоб священники, диаконы и церковники, а особливо священники жили честно, постоянно, сановито, кротко и любовно, и в должности своей были бы исправны и порядочны: а наипаче с крайним вниманием смотреть, чтоб не пьянствовали, в питейные домы не ходили, и вели бы жизнь, якоже прилично служителю святаго олтаря и пастырю христианскому, трезвую. А естьли бы усмотрел ты кого часто напивающагося, в пьянстве безчинствующа, или исправляющаго требы не в трезвости, о таковом без всякаго закрытия представлять.
Наблюдать чтоб священники Божественную литургию совершали по крайней мере неотменно в воскресные, праздничные и торжественные дни: а в другие дни по крайней же мере пели бы часы, отправляя притом вечернюю и утреннюю службу, также бы не оставляли в святую четыредесятницу совершать преждеосвященныя литургии.
В ссоре и вражде отнюд не служить, не примирясь.
Всем священникам тебе благочинному подтверждать накрепко, чтоб они святыя запасныя дары хранили в церквах на святых престолах в ковчегах сребренных, а по нужде в оловянных, и почастуб их осматривали, дабы не учинилось в них каковаго повреждения: а в домах у себя тех запасных святых даров оным священникам отнюд держать не велеть, под опасением жесточайшаго штрафования: и когда нужда позовет в домы приходския ради причастия больных со святыми тайнами; они священники ходилиб с подобающею таковому таинству честию, носили бы оныя на персех своих во устроенных на то дароносицах и сделанных из приличной материи или из сукна влагалищах.
Крещение святое совершали бы в церкви при диаконах и церковнослужителях неотменно, разве бы зело благословная каковая вина в доме иногда младенца окрестить требовала: крестить же младенцев во время особливо зимнее в воде не зело холодной и льдом смешанной, дабы каковаго здравию младенца вреда не причинилось.
В церкве мертвым стоять более суток, и то разве по какой необходимости, ни под каким видом не допускать; а по принесении тотчас их отпевая погребать, где узаконено.
Должен ты, благочинный, по своему благоразумию давать наставление священникам, особливо не много просвещенным, как им исповедывать детей своих духовных, как совесть человеческую связывать и разрешать, как тебя в том Бог наставит.
С великою осторожностию наблюдать, чтоб священники сумнительных браков не венчали: ибо из сего великия выходят затруднения и нещастия и венчающим и венчаемым. Сумнительный же брак есть, естьли имеется ближнее родство или свойство: естьли жених или невеста младолетны, или зело престарелы: или едино из них лице весьма младолетно, а другое престарело: ежели каковое от кого есть вступающим в брак принуждение: ежели дети без воли родителей женятся: ежели от живаго мужа, или от живой жены, то есть, муж или жена в отлучке, или в бегах, или в неизвестности: ежели брачущияся не своего приходу: естьли вступающие в брак разумом поврежденные, и тому подобные случаи: в таковых священникам ни под каким видом венчать не дозволять, и воспрещать, а представлять о том, и ожидать решения.
Смотреть, чтоб прежде брака три были в церкви публикации, со обьявлением, кто вступает в брак, и не знает ли кто каковаго сумнения, и делать законные и достоверные обыски: венчать же в церкви днем при диаконе и церковниках неотменно.
Чтоб служба Божия совершаема была благоговейно, не спешно: и в два голоса читаноб не было: чтоб церковники в чтении и пении были исправны. А естьли бы по твоем увещании в чтении и пении оставались неисправными и малознающими, о таковых представлять.
Крестным ходам вновь быть, также и часовни вновь строить без дозволения отнюд не допускать.
Во дни праздников, Христова рождества, в светлую седмицу и в храмовые праздники, священники с животворящим крестом в домы желающих того прихожан своих с церковнослужители ходилиб честно и постоянно, и по ночам бы не шатались, и хмельнаго пития не упивались под опасением неопустительнаго штрафа.
Надлежит, чтоб священники во дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии новоизданныя проповеди: а на утренях другое что либо из прологов и других святых книг, также богословию и катихизис, толкуя оной прихожанам по возможности: а которые священники и диаконы учились в школах, те бы и от себя говорили почасту проповеди, и тем бы делали честь своему сану, и пользу христианом. А кто сколько скажет проповедей, о том Его Преосвященство уведомлять, дабы можно распознать тщаливых от ленивых.
Надлежит смотреть, чтоб священники, диаконы и причетники катихизис всегда наизусть помнили: а притом подтверждать, чтоб священники и диаконы ставленую граммату каждый воскресный день пред обеднею дома у себя прочитывали.
Диаконы и причетники должны своего священника, яко настоятеля церкве, почитать и повиноваться, и ничем его ни словом ни делом не оскорблять: а естьлиб чем от него были обижены, жаловались бы тебе благочинному; или естьли пожелают, представлять, и ожидать себе удовольствия.
Священнику диакона и причетников не обижать, и доходов у них не удерживать, и рукою их бить не дерзать: а естьлиб в чем оказались они неисправны, или непорядочны, или против его ослушны; представлять благочинному, или Его Преосвященству.
Священник диакона и других причетников может штрафовать следующим образом: учинить ему выговор наедине, а потом и пред людьми: заставить поклоны класть, диакона в олтаре, а церковников в церкви или на паперти: удержать доход, и оной разделить причетникам исправным или нищим: а себе из того ничего не брать: однако доход удержав, немедленно о том донести благочинному, и ожидать его подтверждения: а естьли благочинный велит отдать, и тогда не медля возвратить; а естьли теми штрафами не будут исправляемы; представлять благочинному, а ему, естьли сам исправить не надеется, Его Преосвященству.
Подтверждать священникам и диаконам, чтоб не были корыстолюбны и нахальны; а были бы своими оброки довольны: и для того ни за какую требу платы у прихожан не домогаться, и договора не чинить: а быть довольну доброхотным подаянием.
Также подтверждать, чтоб без зову в гости ни к кому нахально не ходили, разве бы были позваны: и зная, что тот дом, куда приглашаются, есть честной: и иметь обхождение и дружбу с подобными себе священниками, диаконами и церковниками: также с благородными помещиками и с почтенными купцами и мещаны: а не со всяким безразборно обходиться и дружиться. Ибо священники особливо будучи священным саном почтенны, должны вести себя с осанкою, и тем других приводить к почтению себя.
О вдовых священнослужителях наблюдать, дабы зазорных женских лиц при себе не держали ни под каким видом в противность правил святых Отец.
Всем священно и церковнослужителям без ведома твоего в другие отдаленные, например, более пятнатцати верст, приходы, и то на краткое время не отлучаться, и церквей своих не оставлять: а в другие епархии без благословения Архиерейскаго и без пашпортов от консистории, или духовных правлений никого собою тебе не отпускать. Кто же когда уволен будет: то приходы их исправлением мирских треб поручать тебе других церквей священникам; дабы в требах остановки не воспоследовало.
Естьлиб усмотрел ты кого пришлаго из священно и церковнослужителей из другой епархии без пашпорту, или живущаго сверьх срока, кольми паче без виду служащаго, или требы исправляющаго: таковаго должен представить в духовное правление, или консисторию неотменно: и чтоб о таковых пришлых тебе доносили, всем священно и церковнослужителям о том подтверждать накрепко.
Праздных священно и церковнослужителей до исправления треб не допускать, разве естьли священник настоящий занеможет, умрет, или отлучится, или под запрещением, или под начал пошлется: в таких только случаях можно и праздноживущих священников для исправления треб и священнослужения на время определять, и о том, кого определишь, за известие представлять.
Естьли где священник, или диакон, или церковники умрут: тебе благочинному за известие немедленно репортовать в консисторию, а о священниках представлять Его Преосвященству: а между тем прихожанам предлагать, чтоб немедленно избирали достойнаго, и заручныя, тобою благочинным засвидетельствованныя, прошения присылали. А естьли к избранию священника чрез месяц, а диаконов и церковников чрез два месяца не приступят, о том представлять незабвенно.
При избрании священника должно быть тебе благочинному неотменно: избранию же быть в церкви при собрании священно и церковнослужителей, и лучших прихожан: и по молитве, и по призывании Божия благодати, избрать достойнаго таковыя должности, честнаго житием, постепенно и предпочтительно из ученых. Почему тебе благочинному и представлять прихожанам, чтоб избрали таковых качеств человека. А естьлиб при той церкви совершенно достойнаго не оказалось: то избирать от других церквей достойнаго, или отдавать на благоразсмотрение Архиерейское: и для того тебе благочинному на тех заручных прошениях подписывать как в несумнительном подписании приходских рук, так и в том, что избрание происходило настоящим порядком.
По произведении священника ставленую Архиерейскую граммату прочитывать тебе благочинному самому в той церкви, куда произведен, в день воскресный по обедни на амвоне; а других граммат прочитание поручать приходскому священнику.
Всегда подтверждать священно и церковнослужителям, чтоб детей своих воспитывали честно, и граммате их обучать начиналиб по крайней мере с семи лет, чего вам при посещении церквей и наблюдать: а изуча граммате, отдавали бы в школы. А естьли которые уже выше тех лет; тем проискивали бы места, а праздно жить не допускать: а естьли которые выше двадцати лет остаются праздны; то по екзамине в чтении, пении и катихизисе представлять о таковых.
Наблюдать, чтоб священники, диаконы и церковники в пристойном церковному чину платье и обуви, а именно священники и диаконы в рясах и сапогах, а церковники в приличном продолговатом платье и в сапогах же, особливо в церкви и где нибудь при исправлении треб ходили непременно.
Естьли от Преосвященнаго Архиерея, или от консистории, или от духовнаго правления тебе предписано будет о ком изследовать: и тебе следовать порядочно, по данному от консистории наставлению, по сущей справедливости. Другу не дружить, а недругу не мстить, без продолжения времени, и потом представлять, куда надлежит.
Благочинный должен наблюдать, чтоб исповедныя и метрическия книги священники к подаче приуготовляли заблаговременно, и на то бы с самаго начала года имели приготовленныя тетради.
Надзирать над старостами церковными, дабы зборы и росходы в данные от консистории тетради записывали, и никаких росходов без ведома священника, а в больших, и без согласия прихожан не чинили.
Увещевать прихожан, чтоб каждой год, по крайней мере единожды, по долгу христианскому исповедывались, и святых таин сообщались, и во дни особливо воскресные и праздничные приходили бы на службу Божию, оставляя свои работы, и жили бы честно по Евангельской заповеди.
Естьлиб где в приходе примечено было тобою творимое каковое суеверство при часовнях, или при кладязях, или при иконах, или где инде; и естьлиб где проявились кликуши, и притворно юродивые, и ханжи: в таковых случаях немедленно представлять обстоятельно, под опасением истязания строжайшаго: а между тем стараться таковые непорядки своим благоразумием отвращать. А хотяб ничего таковаго нигде и не оказалось, однакож о состоянии и поведении порученных смотрению твоему церквей, что все обстоит благополучно, репортовать дважды в год.
Естьлиб прослышал ты, что в приходе делаются какия безчинства, грабежи, раздоры и драки, смущения, обиды и обманы, пиянства и прочия тому подобныя законопреступления: должен ты и наедине, и в церкви обличать, увещевать, исправлять, грозя судом Божиим пребывающим в таковых беззакониях, и нераскаевающимся: о каковом увещании и священнику подтверждать, и чтоб он их и епитимиями духовными исправлять старался, опасаясь подпасть ответу страшнаго Судии Бога.
Объявлять прихожанам, чтоб они и сами знали, и детей своих обучали знать молитву Господню: Отче наш; Символ веры, десять Божиих заповедей, о чем особливо священникам подтверждать, чтоб о изучении тому прихожан своих прилагали старание, и на исповеди заставлять их пред собою прочитывать, и естьлиб оказывались незнающими, таковых духовне увещевать и обличать.
Естьлиб прихожане священно и церковнослужителей стали чем обижать, или утеснять, или изгонять: и вам благочинному их увещевать, и от обид защищать: а естьли в том успеха иметь не будешь, о том велеть обиженным просить, где надлежит.
А естьли прихожане будут тебе приносить жалобу на кого нибудь из священно и церковнослужителей: и тебе их разбирать и примирять, и в чем можно удовольствовать. А естьли по твоему разбирательству ничего к примирению или ко удовольствию не последует: то обьявить, чтобы обиженные просили, где надлежит. А естьли представлять будут на кого из священно и церковнослужителей не в жалобу, но донося о происходящих от него безчинствах, и соблазнах: о таковом немедленно представлять.
Со всякою ревностию, но растворенною благоразумием и кротостию Евангельскою, старание прилагать о обращении ко святей церкви пребывающих в расколе: прочитывать им с толкованием на то сочиненныя книги: изъяснять им вред душевный причиняемый отторжением от собора православных, и ожидать духовнаго плода со всяким благодушием и терпением: о чем прилагать старание и приходским священникам при всяком случае подтверждать: ежели же кто из раскольников обратится, о таковом немедленно представлять.
Порученные смотрению твоему церкви объездить по крайней мере дважды в год, примечая и наведываясь, все ли так делается, как в сей инструкции предписано, и поступая во всем непременно по вышеписанному.
Взошед в церковь, возложить на себя епитрахиль, и по прочтении ектении, Помилуй нас Боже: и проч: прочесть при сем поучение, и сотворив приличный отпуск, делать осмотр и изведывание против каждаго пункта сей инструкции по порядку.
Благочиннаго никто ни определить, ни сменить, ни оштрафовать ничем не может без Архиерейскаго определения.
Благочинный имеет от Преосвященнаго Архиерея власть, священников, диаконов и церковников штрафовать следующим образом: учинить выговор наедине, и при других заставить класть поклоны, или стоять на коленках, во олтаре священника, а других и в церкви и на паперти, удержать доход, и удержанной раздать на нищих: а притом священников и диаконов, естьлиб они оказались в великих соблазнах и преступлениях, удерживать, чтоб они не священнодействовали, или требы не исправляли, смотря по вине: налагать денежной штраф, не свыше пятидесят копеек, и оной разделять на нищих, или той церкви на причет исправный: и таковыя штрафования записывать в тетрадь, и хранить для справок, и погодно те записки присылать к Его Преосвященству. А естьли всеми теми образами наказания не исправятся; представлять: также и о том за известие Его Преосвященству тотчас отрепортовать, естьли кому от тебя в священнослужении запрещение объявлено будет.
Благочинный имеет стул в присудствии, не только в духовном правлении, но и в консистории, когда по своей должности о чем представляет.
Благочинный имеет председание пред всеми священниками, которые должностию благочиннаго не почтены.
Благочинный имеет власть, в отсутствие от своей церкви по должности своей препоручать священнослужение и исправление треб одному из своих подчиненных священников, кому заблагоразсудит без всякаго доходу своего вычета. Ибо он отлучится не за своими нуждами, но для общей церкве пользы.
Священники и диаконы должны оказывать благочинному всякое почтение и послушание: по приезде его встретить у церкви, и без его дозволения пред ним не садиться, и главу не накрывать, и всякую в принятии его в домы свои оказывать учтивость.
И как таковые благочинные особенное заслуживают по трудам своим награждение: то они препоручаеми благому промыслу Господню, сокровенными по судьбам своим путями всякую добродетель награждающему, обнадеживаются Архиерейским к ним особливым благоволением: и притом не оставлено будет, уважая их труды, ревность и попечение, награждать их лучшим приходом, или благословением служить с набедренником, или и степенем протопресвитерским.
И как особливая чрез сие дается благочинным доверенность: то благонадежно есть, что они порученную им должность будут проходить с чистою совестию и страхом Божиим, не делая комулибо каковых притеснений, или привязок, или неправосудия и обид: ибо в таковых случаях, чего Боже сохрани, должны они благочинные строгому подпасть ответу, и большему подлежать будут наказанию, нежели другие простые священники в такой же вине.
Для повесток и разных разсылок иметь вам благочинному при вас неотлучно по одному из действительных или и не определенных церковников, по выбору священно и церковнослужителей погодно, или по полугода, как обще они разсудят: а на время, естьли случится много дел и разсылок, можете взять и другова из церковников: диаконов же имеете власть употреблять для письма репортов и других по твоей должности дел.
Естьли что случится в порученном вам деле подлежащее до тайности: онаго в партикулярных письмах ни к кому отнюд не писать, а поступать так, как блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО указ, состоявшийся Генваря 13 дня, 1724 года, повелевает.
Где в вышепоказанных пунктах предписывается благочинному чинить представления: и оныя представления прямо чинить к лицу Преосвященнаго Архиерея.
Братие и сослужители, и все православные христиане! Архипастырь наш Преосвященный
определил мне Благочинному, от лица его Архиерейскаго смотрети в сих церквах порядка и пребывания священно и церковнослужителей, и православных христиан: почему я исполняя сие порученное мне звание с подобающим рачением, вопервых от лица его Святительскаго напоминаю вам, яко православным христианам, дабы вы жизнь свою препровождали, якоже прилично христианам, Христовою кровию искупленным, Небесному Отцу усыновленным, и готовящимся предстать по жизни сей суду праведнаго Бога, и ответ ему дать во всех делах своих. Любите убо Бога от всего сердца вашего, и от всея души вашея, во всем на волю его святую полагайтесь, и во всяких особливо нещастливых приключениях промыслом Его благим себя подкрепляйте и утешайте. Будите усердны к службе Его, и во дни воскресные и праздничные в церковь на славословие Его поспешайте. Любите друг друга; от ссор же, несогласий, раздоров, обид, всеми образы удаляйтесь. Будите довольны своими оброки, и всяк трудом своим себе и домашним своим пропитание снискивайте: а праздности, тунеядства и пиянства всемерно убегайте. Отцы детей, а господа своих подчиненных поучайте закону Божию и честному житию: а дети своих отцев, подчиненныеж своих господ любите, почитайте, и исполняйте волю их: мужи и жены супружескую любовь и верность между собою храните; от праведнаго своего имения снабжайте бедных, и от глада и хлада их страдать не попускайте, ради Распятаго за нас. Вы же, братие и сослужители, бдите о духовном стаде вашем: да отверзаются ваши уста на славословие Божие, и на поучение православных христиан святому закону Его: покажите веру свою от дел своих, и примером жизни своей наставляйте врученныя попечению вашему души. Вси же пребывайте в вере неподвижны, блюдитеся от раскола, будите милосерди, страннолюбцы, кротки, человеколюбивы, мир имейте и святыню, и Бог мира пребудет с вами. Аминь.
Печатано первым тиснением в Московской Типографии 1775 года, месяца Сентября.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра