В неделю пятьдесятницы

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ПЯТЬДЕСЯТНИЦЫ.

Чаяние Апостолов днесь исполнилось: печаль их по разлучении с дражайшим Учителем пременилась в радость: боязнь, коею поражали их угрожения мира, уступила место великодушию и мужеству: внезапу ученики Христовы, быв не просвещенны, начали богословским языком проповедывать величия Божия: внезапу уразумели силу высоких Евангельских таин, и оную изъяснять вразумительным для всякаго словом. Витийство человеческое посрамилось пред глаголом Божиим: мирская философия пришла в недоумение, слыша истинны, о коих дотоле никакого не могла иметь понятия. Усилие свирепствующей ярости изумилось, увидя, что никакия мучения не могут поколебать их твердости, и что она имеет дело, яко с безплотными. Откуду таковая чудесная перемена внезапу воспоследовала? Сия измена десницы Вышняго. Ибо она по естественному порядку быть не могла.

Можем ли и мы грешные участны быть сея великия благодати? Почто же сумнения, вере противныя, колебать нас будут? Мы знаем оное Христово моление: Не о сих же молю токмо, то есть о Апостолах, но и о верующих словесе их ради в мя.1 Ежели есть в нас сия вера: то сила молитвы Сына Божия и в нас действовать может; и мы можем сподобиться получить низпосланнаго днесь на Апостолы Духа истинны. А для сего потребно изъяснить, по чему Дух Божий, коего Спаситель низпослать обещал, особенно называется дух истинны.

Дух святый различныя, по различным Его действиям, в священном писании имеет наименования. Называется Дух Божий,2 яко в Бозе опочивает, и есть существа с Богом нераздельнаго. Называется Дух утешитель,3 яко страждущих за истинну действием не зазорныя совести утешает, и болезненной душе подает отраду. Называется Дух сыноположения,4 яко добродетельныя сердца усыновляет Богу, и чувствие отеческия Его любви вливает в нас. Называется Дух обручения,5 яко души непорочныя соединяет с Богом в един священный нежныя горячности союз, яко невесту с женихом своим. Но особливо называется Дух истинны. Егда приидет он, Дух истинны, сказал Иисус Христос своим ученикам, наставит вы на всяку истинну.6

Истинна есть сходство понятия нашего с самою вещию. Например, естьли я понимаю, что солнце не больше велико, как сколько оно очам моим кажется: сие понятие есть не истинное, яко с вещию не сходственное; по елику солнце несравненно есть большее, нежели как оно нам кажется. Когда же солнце понимаем в той его величине, в которой оно существенно есть: тогда таковое понятие есть истинна. По сему и о прочем разсуждать надлежит.

Свет в разуме нашем для того от Зиждителя возжен, дабы в предводительстве сего сияния мы вещь так понимали, как она сама в себе есть. Но может ли слабая мысль человеческая вместить в себе всех вещей точныя понятия? а не паче ли должна погрузиться в безмерной бездне премудрых вечнаго Творца дел? Бог от нас невозможнаго не требует. Многие гордым любопытством возносились до испытания вещей, человеческия силы превосходящих: что же тем приобрели? Едино надмение ложнаго знания. Утверждали мнения не больше другим, как и самим себе непонятныя, между собою противоборствующия и одни другими опровергаемыя: а из того вышла одна не основательная смесь суетнаго мудрования. Бог от нас невозможнаго не требует. Довольно, естьли мы прострем понятие свое до того, что составляет наше прямое благополучие: то есть, без чего и жизни сей в честности и непорочности препроводить, и блаженнаго безсмертия получить не возможно. К сему все внимание, все тщание обратить следует; и Бог, влияв в нас любовь к самим себе, и желая нам всегда быть щастливыми, тем самим к тому обязал нас.

Но есть ли в нас к приобретению сея нужныя и спасительныя истинны столько усердия и тщания, сколько она заслуживает? Прежния древния века печальным для нас суть примером нещастливаго от истинны удаления. Что было нужды сходить Сыну Божию с небес, как чтоб истинну из мира изгнанную паки во оной ввесть? Аз приидох в мир, да свидетельствую истинну.7 Что было нужды на Апостолов днесь низпосылать Духа истинны; как чтоб его действием разогнать тьму лжи, которая помрачила вселенную? что было нужды Апостолов посылать по лицу земли, как чтоб очистить от заблуждения, которое оную покрывало? Мы здесь празднуем тот великий день, в который истинна с небес сшедшая славное в мир имела вшествие. С каким восторгом радости праздновать оный мы обязуемся! Действие истинны чрез Апостольскую ревность разогнало ложныя, и ввело прямыя о спасительных вещах понятия.

Мир думал, что довольно пещись об одной жизни сей; а далее ни о чем размышления своего не простирать: Дух истинны научил, что сия жизнь есть путь к будущей; и тогда сия щастлива, когда ко оной вечной руководствует. Мир думал, что щастие состоит в одних увеселениях телесных и во угодностях чувственных: а Дух истинны научил, что прямое удовольствие состоит в непорочной совести, и что онаго не нарушают ни слезы, терпением за правду исторгаемые, ни гонения, кои в твердости добродетельнаго подвига более укрепляют, ни страдания, коими чем более разстроивается тело, тем более обновляется Дух. Мир думал, что для Богопочтения довольно наблюдать одни наружные обряды, и тем мнил удовлетворить Божеству: Дух истинны научил, что угодная Богу жертва есть сердце сокрушенно и смиренно, и что истинное благочестие требует добродетельной жизни. Мир думал, что все подвержено случаю, и что всем преобращают хитрости и происки человеческия: но Дух истинны научил, что всем управляет Божий отеческий промысл, и что все тщетно, естьли Его рука не подкрепляет. Мир думал, что довольно ко оправданию пред Богом своих, так почитаемых добрых дел: Дух истинны научил, что все и добрыя наши дела недостаточны и с страстьми смешаны; что оныя тогда действительны, когда им содействует Евангельская благодать. Мир думал, что божеством могут быть вещественныя, суетою человеческою изобретенныя, чтилища: но Дух истинны научил, что Бог есть Дух, и иже кланяется ему, духом и истинною достоит кланятися.8

Как таковыя Дух Божий открыл истинны, столь превосходныя и столь нужныя: то потому справедливо он есть и называется Дух истинны.

Так мир думал. Мы ныне, по принятии духа истинны, по осиянии уже нас светом Евангельским, можем ли извинительны быть, естьлиб в таковыхже мнениях были замечены? О какое должно быть превращение! взойдем мы в самих себя, и изследуем, есть ли в нас действие Духа Божия? Никто к сему изследованию приступить не может, как токмо всяк сам о себе. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем?9 и духовный востязует убо вся; а сам той ни от единаго востязуется:10 то есть, духом мы испытуем все; но сам он испытанию другаго не подлежит.

Естьлиб мы столь осторожны были, чтоб могли усмотреть некоторыя заблуждающаго мира в себе мнения: в сей благословенный день да потщимся приобрести измену онаго. Апостолы да будут нам примером сея благодатныя премены. При следующем совершении жертвы вечерния, при воздеянии рук наших и колен преклонении, призовем всею верою Духа Святаго, да вселится Он в нас, да посетит немощи наши, да очистит от всякия скверны, и да наставит нас на всякую истинну. Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1780 года Июня 7 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.