На день Владимирския Богородицы

СЛОВО

НА ДЕНЬ ВЛАДИМИРСКИЯ БОГОРОДИЦЫ.

Вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой.1 Мы днесь не в весь некую взошед, но обходя стогны знаменитаго града сего, и нося в руках чудотворныя и спасительныя знамения, недостойными молитвами своими Вышняго благословение на оный испрашивали.

Так нам благочестиво творящим, се не Марфа некая, но благословенная в женах, благодатная Мариа, прият нас в дом свой: прият, и учреждает различными чудес своих благодеяниями, и многомощным своим к Богу ходатайством. Что учреждения сего славнее, что великолепнее? Марфа угощала Спасителя: и хотя угощение то происходило от добраго сердца: но как оно состояло в одном угощении телесном: то ничего в себе не содержало, кроме тления: Мариа сестра ея таковых услуг не представляла небесному Учителю: а напротив сама от него сладчайшею слова Божия пищею была угощаема: однако сие самое вменил Он за наилучшее угощение свое.

Марфа означает человека о житейских выгодах заботящагося: Мариа есть образом всех о душевном спасении более прилежащих. Одно другаго превосходнее: однако и то и другое в своем роде есть нужно. Не льзя опорочить людей о пропитании своем промышляющих; но не льзя похвалить, когда они о сем единственно думают. Марфа не похвалена, не для того, чтоб ея старание было порочно: но что излишнею и не благовременною занимала себя заботою: Марфо Марфо! печешися и молвиши о мнозе:2 то есть, суетишися, и заботишися со излишеством. А Мариа похвалена не за то, чтоб ей все житейское оставить попечение: но что умела избирать время, то есть, когда небесный Проповедник открыл источник своего учения, она не за приуготовлением пищи побежала: но взяв почерпало веры, оным из источника жизни напоевала свою жаждущую душу. Мариа же благую часть избра.3 Разсуждение Спасителево было и есть, что и то и другое оставлять не надобно: однако одно другому должно предпочитать.

Когда Бог сотворил человека, в тоже самое время насадил и рай во Едеме на востоке, и ввел человека в рай сладости, делати его и хранити,4 то есть, обработывать его, и трудитися в нем. По общему всех священных толкователей мнению рай разумеется быть двоякой: один чувственной, другой мысленной. В чувственном раю была плодоносная земля, произрастали различнаго рода древа, цветы, зелия: протекали обильные источники. Вот материя к труду, к снисканию пропитания, и к занятию сил телесных во упражнении, а чрез то к предохранению от леностнаго разслабления: следовательно и к сохранению здравия. Рай мысленный составляют различныя истинны и ума просвещения. В нем процветают, яко прекраснейшие цветы, различныя науки, знания, изследования, испытания откровения, Богомыслия. Вот материя и к душевному труду, чтоб снискать просвещение, а чрез то устроить благонравие, и сохранить образ Божий в первородной его красоте, и введе Бог человека в рай сладости, делати его:5 обработывать его, и трудитися в нем: да и насадил, приметно говорит писание: и насади Бог рай на востоце,6 где восходит солнце. Ибо по Псаломнику, при самом восходе солнечном, должен исходить человек на дело свое и на делание свое до вечера.7

Человече заботливый, и ищущий выгод телесных! Рай для тебя насажден на земли. Едем Божий везде для тебя открыт. Нет места, гдеб человек усильным трудом своим не мог себе обрести сокровища. Тщание и прилежание человеческое самыя безплодныя места обращает в плодоносныя. Делай в сем богонасажденном раю по заповеди Его: оралом труда твоего умягчай землю: недра ея наполняй семенами: найдеши ее к себе благодарною: воздаст она тебе не токмо посеянное, но и наградит труд твой множайшею лихвою: насаждай виноград, разумножай древа, очищай и напоевай зелия, да насытишися плодами их во благословении: упражняйся в каком либо ремесле, или торговле, и снискивай нужное пропитание дому твоему, и благодатной семье твоей. Праведная и милостивая определила судьба в поте лица твоего снискивать тебе хлеб свой. Сия есть участь детей Адамовых. Иди ко мравию, о лениве! и поревнуй видев пути его, и буди онаго мудрейший:8 или иди ко пчеле, и увеждь, коликая художница есть. Аще ленив будеши, найдет тебе яко злый спутник, убожество: скудость же прибежит, аки проворный течец: аще же не будеши ленив, приидет яко источник жатва твоя: скудость же аки слабосильный течец от тебе отбежит.9 Приобретай корысть правдою и трудом, она есть благословенна: умей только ее употреблять со благоразумием.

Человече, духовныя ищущий пользы! Бог насадил для тебя и мысленный рай: обработывай оный душевных сил твоих напряжением: упражняйся в науках, просвещай мысль знаниями: испытуй тайны естества: измеряй пространство земли, исчисляй течения светил: прилежи к чтению полезных книг: иногда же рука твоя собранныя истинны да начертавает на хартии к наставлению твоему и будущим родам: углубляй разум твой в богомыслии, очищай и укрепляй душу твою молитвами; поспешай в сии храмы священные; возжигай в них жертву благодарности твоея: седи с Мариею при ногу Иисусову, соси премудрость, и будеши великий купец, приобретаяй сокровища, паче злата и топазия. Сей есть долг чад премудрости вышния: сей есть жребий сосудов избранных.

Но при таковом упражнении телесных и душевных сил надобно примечать следующее первое: что не надлежит презирать одному другаго, и в своем упражнении одному пред другим возноситися. Углубленный в высоких размышлениях, не пренебрегай работающаго руками землю: и вперивый разум свой в богомыслии, не уничижи склонившаго свою выю и мышцы на ремесло. Так же и телесными трудами снискивающий себе пропитание, почти просвещающаго разум свой науками, и с радостию похвали, молитвами углубленнаго в Бозе. Всяк делает Господеви своему! и телесный пот, трудом излиянный, есть достохвален, и душевное истощание есть спасительно. Всяк отправляет урок от верховнаго Владыки по его силе и склонности назначенный. Нет ничего в сем случае безчестнаго, кроме лености. Она разслабляет и телесныя и душевныя силы, и органы от Бога настроенные разрушает.

Второе, надобно, сколько состояние и дарование всякаго дозволит, стараться, чтоб одно с другим соединять. В мысленном просвещении упражняющемуся не должно совсем пренебрегать и телесные труды: а руками работающий должен по возможности пещися о просвещении и о благонравии. Молитву поддерживай трудом, и при мысленном размышлении не попусти и телесному составу остаться в недействии и разслаблении. Мысль наша скоролетна, и удобно разсевается: а по тому легко в разныя может впасть заблуждения. Не сильна она снести долговременнаго напряжения. Тотчас отсюду родятся задумчивость, суетныя мудрования, о вещах безсумнительных сумнения, разныя привидения и суеверства, в принятом единожды, и долговременно питаемом мнении упрямство, а противу тех, кои бы оному воспротивились, жестокость и гонение.

По нещастию слабости нашей нет и добра, из которагоб не вышло злоупотребления, естьли оно не с благоразумием, и не в настоящей умеренности будет употребляемо. И для того в предосторожность таковых следствий подвиг разума растворяй иногда и телесным трудом. Изливая душу свою в молитвах пред Богом, приноси Ему в жертву и телесных сил упражнение. Сим средством предостерегай мысль твою от искушения, дабы она летая неограниченно не отяготила себя унынием, и не преткнулася бы о камень заблуждения. Мысль единственно в размышлении упражняющаяся очень близка к праздности, и нет столь сильной для искушений преграды, как естьли очи и руки и мышцы, и все тело трудом к единой вещи пригвождены.

Но кольми паче работающему телесно не надлежит пренебрегать упражнения духовнаго. Сам верховный вещей Распорядитель и особливый к тому день назначил: Шесть дней делай: а седьмый день Господу Богу твоему.10 Пещися о плоти, а пренебрегать пользу души, есть не разуметь превосходства души своея. Без сего труд твой не будет достохвальной труд, но излишняя забота, истощающая плоть, оскорбляющая дух: без сего не можеши прямо почтен быти человек: но животное безсловесное единому чреву работающее. Желания наши безпредельны: но они разсуждением должны быть управляемы, дабы были сразмерны с нуждами нашими. Когда же и то и другое соединится: богомыслие и просвещение будет подкрепляемо трудом, а труд богомыслием и просвещением: в сем-то будет средина совершенства, и несумнительный путь к блаженству.

Третие, работающий и телесно и духовно, должен знать конец, к чему свое дело управлять. Телесно работающий, сей должен предлагать себе конец, чтоб помочь нуждам своим и ближнему: а не для роскоши, не для мотовства, не для насыщения одного ненасытнаго сребролюбия и скупости. Нет беднее человека, который снисканным добром пользоватися не может, и мучит себя только тщетным онаго збережением. Духовно же трудящийся к сей единственно да стремится мете, чтоб себя просветить и других, чтоб устроить нравы, и доставить себе спокойствие и другим, чтоб должность благопоспешно проходить с своею и общею пользою.

Естьли так все дела свои управлять будем, докажем, что мы не только понимаем человека, но и к чему создан он: докажем, что мы не только понимаем, что есть христианин, но и к чему стремиться должен он. К благопоспешному же в сем течении прохождению призовем в помощь преблагословенную Деву Марию, да ходатайством ея, руководством же Божиим, достигнем блаженныя кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны и мирны. Аминь.

Сказывано в Стретенском монастыре, Июниа 23 дня 1779 года.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.