При радостнейшем случае рождения Благовернаго Государя Великаго Князя Константина Павловича

СЛОВО

При радостнейшем случае рождения
Благовернаго Государя Великаго Князя
КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА.

Еще не умолкли наши гласы радостные о даровании нам Дражайшаго АЛЕКСАНДРА: еще жертвенный благодарности фимиам курится на олтарях священных возжигаемый верою нашею: еще не могли и не можем удовлетворить благодати Божией за оказанное нам благодеяние: как се уже и новое благоволения небеснаго получаем мы знамение. Августейшие Супруги ПАВЕЛ И МАРИЯ новым обрадованы благословенным плодом, и в нем, яко в светлом зерцале, паки видят Самих Себя возобновляемых, и сладчайшее Родителей наименование утверждаемо. ВЕЛИКАЯ же САМОДЕРЖИЦА новое свыше приемлет уверение, яко престол ЕЯ во веки пребудет не поколебим, и дела Ея, не во устах потомства токмо, но и в собственной крови останутся безсмертны. Исповедуем, Боже! благодать: проповедуем милость: не таим благодеяния. Естьлиб Новопроисшедший Благословенный Плод приносить имел утешение, удовольствие, пользу и надежду единственно токмо Родителям Своим, должны бы мы и тогда в радости таковой принять участие, на основании человеческаго и христианскаго обязательства. Все мы единаго тела члены: сей союз есть важный и священный: не может целость сего великаго тела соблюдена быть, разве доброжелательным, и яко братским друг ко другу отношением: и по тому евангельский глас велит нам срадующимися радоватися.1

Но не должны и не можем мы о Новорожденном Князе столь общее иметь понятие. Каждаго из нас о НЕМ радость должна быть большая, нежели о собственных детях своих: ибо надежда о НЕМ должна быть большая, нежели о собственных детях своих.

Каждой родитель, когда супружество его благословляет Бог вожделенным плодом, радость свою утверждает на надежде собственных выгод своих. Он утешает себя сим лестным воображением, что благодарованныя дети будут ему помощниками во всех делах жизни его, будут жезлом его старости, сохранят его честь и имя, не токмо в самих себе, но и в потомстве своем, и тем некоторым образом предохранят его от тления и уничтожения.

Но наша надежда должна гораздо далее простираться, когда разсуждаем о тех особах, от коих промысл благоволил зависеть, не одного или двух, но обще всех, не людей, но многих народов щастию и благоденствию. Известно, что чем более главный правитель одарен честностию, мудростию и добродетелию: тем более управляемые им спокойны и блаженны. А по тому, чем далее таковых общаго благоденствия виновников продолжается поколение, тем более утверждается тишина и щастие народов. Все мы смертны: и хотя владык земных почитает слово Божие титлом Богов: но со всем тем и они от сего общаго всем жребия не иземлются. Когда праведная судьба таковым печальным приключением посещает народы: в то же самое время подает чувствительнейшее утешение, пренося их жизнь и дарования в происходящую от них же самих порфирородную кровь.

Но чтоб общая в таковых случаях радость была истинная, надобно, чтоб благая о новорожденном надежда была несумнительная. Но кто, и что уверить нас может о несумнительности надежды сея? каковый Ангел благовеститель возвестит нам, что новопрозябший цвет принесет нам плоды сладости и утехи, а не противное тому?

Евангелие о некоторых людях, как их узнавать, показывая примету, говорит: От плодов их познаете их.2 Но мы напротив, разсуждая тучность и благое расположение древа, должны оттуду заключать и о доброте плодов, и с наилучшим уверением принять мы можем сие Апостольское разсуждение: Аще, говорит он, начаток свят, то и примешение: и аще корень свят, то и ветьви.3

Сей святый начаток, сей корень святый, суть ПАВЕЛ и МАРИЯ, Родители не более величеством рода, как и добродетелию Августейшие. Пресветлейший Наследник от самых пелен Матерних был дар Богу посвященный. Видимая Божия благодать всегда сияла на ЕГО лице: ибо обитала в душе ЕГО. Чем более возрастали ЕГО лета, тем более открывались внутренняго ЕГО сокровища дарования. Трудно сказать, щастием ли более благородныя крове, или прилагаемым тщанием и охотою преуспевал ОН в просвещении: но справедливее утвердить, что одно другому споспешествовало, и одно с другим равными шествовало стопами.

Бытия всех веков прешедших и настоящих углубил ОН в своем разуме, и тем получил способность, решить сречающиеся случаи, сравнивая оные с преждебывшими. Круга земнаго разныя и многочисленныя обиталища и обитателей его разсмотрел внимательною мыслию: и чрез то узнав различныя свойства людей, научился управлять нравами человеческими: а узнав различныя свойства земель, познал таинство, как хранить и усугубить выгоды Своего дражайшаго Отечества. Размеры тел и без конца возрастающие сил их степени, с восторгом духа испытал: а чрез то не токмо наполнил Себя удивлением делам премудрости Божия: но и снискал удобность, как из всякой вещи к пользе общей выводить доброе употребление. Не оставил проникнуть и в сокровенныя тайны естества: и во внутреннее их взошел святилище: а чрез то познал Божественные пути непостижимаго провидения, и приметив, что все твари текут не случайно, утвердил Себя, чтоб их порядок и устав хранить ненарушимо. Но ни которая наука столь не воспламенила сердца ЕГО, яко наука благочестия. Научился ОН оттуду, не в ином чем большее находить удовольствие, как всегда иметь готовую для небес жертву, Сердце чисто и дух правый.4 Никакая беседа с большим из уст ЕГО не проистекает уважением, как где есть разсуждение о священных вещах закона.

Таковое просвещение не есть в НЕМ токмо умозрительное: всегдашним и осторожным чистоты телесныя и душевныя хранением, яко таинственною печатию, то уверяет ОН и утверждает. Бог же с своей стороны любящим его споспешествует во благое.5 Ко утверждению сея добродетели благословил ЕГО Супругою, Которыя на лице сияющая красота всякаго взирающаго тотчас уверяет о внутренней красоте души ЕЯ. Помощница Просвещеннейшая, Супруга Вернейшая, Мать Чадолюбивейшая.

Воображая таковыя Высоких Родителей свойства, можем ли усумниться, чтоб Чада ИХ с благороднейшею кровию не были участны и дарований ИХ? можем ли усумниться, чтоб от таковаго Благословеннаго древа не сладчайшие были и плоды? Аще начаток свят, то и примешение, и аще корень свят, то и ветьви.6

Что же, когда при сем примем в разсуждение ВЕЛИКИЯ САМОДЕРЖИЦЫ НАШЕЯ отличное просвещение, и славныя дела всюду проповедуемыя? и в отдаленных странах величеством вознесенныя особы пример ЕЯ достойным почитают подражания своего: сей великий пример меньше ли будет действителен в собственной от НЕЯ происходящей крови? кудаб щастливейшее ПАВЛА и МАРИИ поколение ни обратило очи свои, везде найдет достохвальнейшие следы добродетели и славы.

Признай убо, о Россия! блаженство свое! признай и лобызай благодетельствующую тебе Вышняго десницу, десницу таковой драгоценной свыше низпосылающую тебе дар. Умножи радость по мере несумнительности надежды. Но сию надежду не престани утверждать твоим непоколебимым на Бога упованием. К споспешеству ВЕЛИКИЯ САМОДЕРЖИЦЫ, и Пресветлейших Родителей да не умолкнут и наши молитвенные гласы: да возрастает и укрепляется благословенное Отроча духом, и благодать Божия да опочивает на НЕМ: да уподобится верою и делами равноапостольному Царю, тезоименитому своему. Да будет сие Августейшей МОНАРХИНЕ Великих ЕЯ о нашем блаженстве подемлемых трудов воздаянием: Пресветлейшим же Родителям в добродетельном ИХ подвиге всегдашним подкреплением. Аминь.

Сказывано в Москве, в Успенском соборе, 1779 года, Маия 5 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.