Не может для вас, счастливые обитатели града сего, большее быти торжество, как в сей день, в который обрадовал вас Бог посещением Августейшия своея Государыни, и Дражайшия Матери отечества. Вы, естьли воображением токмо единым ЕЯ священныя особы, и чувствуя плоды мудраго ЕЯ правления, веселием и радостию наполнялися: то какое должно быть удовольствие ваше, сподобившись днесь узреть и сладчайшее лице ЕЯ? Моисей удостоившись беседы с Богом на горе Синайстей в сени и гадании, когда после тоя чудныя беседы сходил с горы, то лице его просияло, и светозарные от себя испускало лучи. Подобною, вижу я, лица ваша сияют днесь радостию, и яко лучи испускают, видимые знаки внутренняго веселия вашего, когда взираете на Августейшую особу, носящую на себе образ Божий, и слышите сладчайший глас ЕЯ. Блаженным и себя почитаю я в час сей, что при первом, по долгу пастырства моего, града сего посещении, имею вожделеннейший случай, быть участником торжества вашего, и с радостными вашими восклицаниями соединить недостойныя молитвы мои о сохранении здравия Великия нашея Монархини, и о благостоянии благословенныя державы ЕЯ.
Но еще более увеличится радость наша и удовольствие, когда примем в разсуждение, какое есть намерение, что Монархиня наша столь трудныя предприемлет путешествия, истощавая силы свои, и оставляя покой свой.
Вообразим себе, что вся пространнейшая Россия есть яко священный вертоград, в котором Помазанница Господня Монаршею рукою своею сеет и насаждает различныя семена мудраго правления. Сей великий труд должен иметь успех свой и плод. И потому попечительный дух ЕЯ возбуждает преходить страны и места владения своего, да возвеселится о делех руку своею, и да благословит Господа труды ЕЯ благословляющаго. О намерение достойное попечительнаго сердца Матерняго! О подвиг воистинну мужественный и Царский!
В соответствие сему спасительному намерению должны мы так себя расположить на сей час и навсегда, чтоб Монаршее око ЕЯ с одной стороны взирало на нас, яко на истинных христиан, с другой, яко на честных граждан. Во усмотрении в нас сих двух великих свойств состоит совершенное удовольствие ЕЯ.
Исполнение сих двух должностей означает достойнаго члена общества. Недостаток в том или другом разрушает благополучие как общее, так и частное каждаго.
Разсуждение о сем по существу своему должно быть пространнейшее: но мы столько онаго коснемся, сколько обстоятельства времени дозволить могут.
Вера, и закон правительства столь между собою суть соединенны, что одно без другаго быть не может: и следовательно одно другому спомоществует. И потому как упражнение в одних действиях веры со оставлением исполнения обязательств гражданских быть недолжно: так и исполнение одних гражданских обязательств, с пренебрежением или оставлением действий веры есть недостаточно и опасно. Ибо в первом случае не-был бы истинный плод веры, но лицемерие: а во втором было бы действие по видимому удовлетворительное, но твердаго основания неимеющее, а потому и не надежное, яко только к одним случайным обстоятельствам себя принаравливающее.
Таковая мысль сама собою есть всякому ясна и основательна: но не тем ли должна быть для нас любезнее святость веры, когда она сама сию мысль нашу утверждает, и как бы отрицаясь своих преимуществ прямо открывается, что не довольна она, когда кто единственно к действиям ея себя привязывая, оставляет гражданина обязательство? Что бо значат оные Спасителя нашего слова: Воздадите убо яже Кесарева, Кесареви: и яже Божия, Богови?1 Что значат сии евангельския слова? Не прямо ли христианина с гражданином совокупляют нераздельно; и не ясно ли утверждают, что жертва возносимая Богу тогда ему есть приятна, когда возженна она усердием и повиновением к особам, представляющим на земли образ его? Так как и сим лицам воздаемое повиновение не может не быть сумнительно, естьлиб мысль не возносилась благочестием к той верховной власти, от которой они на земли поставлены. Воздадите убо яже Кесарева, Кесареви: и яже Божия, Богови.
Но почтоб нужно было сим двум великим должностям всегда быти совокупленным? почто? но их и предмет есть един, и конец един. Предмет, честность совести: конец, благополучие и временное и вечное.
Закон правительства повелевает всякому, проходить пристойную должность: вера и самую совесть к тому обязывает. Закон правительства представляет нерадивому и развратному безчестие в обществе и наказание: вера претит таковому Божиим неблагословением и гневом. Закон правительства уставляет прилежному и честному должности исполнителю временныя выгоды и награждения: вера обнадеживает таковаго, что и в самой вечности будет он наслаждаться плодами честности своея.
Естьлиб одного из сих в ком не доставало: без сумнения можно будет заключить, что в нем или вера лицемерная, или честность притворная. А потому муж двоедушен, и неисправен во всех путех своих:2 следовательно, ни к небу ни к земли прямаго отношения иметь не может, и есть некоторой урод в человечестве.
Но почто многими разсуждениями сию истинну утверждать, когда она во благоучрежденном и православием цветущем отечестве нашем самым делом исполняется? когда в нем и вера евангельская утверждает законы правительства, и законы гражданские признают оную за основание свое? Нет святее союза сего: но нет же ничего и действительнее: ибо всему тому Сама Монархиня наша священным примером своим предшествует. Мудрыми законами своими утверждает Она силу веры: а сия небесная дщерь охотно подает им руку помощи: так что радостно с Давидом, и хвал Божиих воспевателем, и Царем Израилевым, можем воскликнуть: Вера и истинна сретостеся, правда и мир облобызастася.3
Сие видя священное сочетание в подданных своих, Великая Монархиня веселится духом своим. Сие токмо в предприемлемых ЕЮ трудах и путешествиях может быть утешением и облегчением. Сколь убо усладительно должно быть зрение таковыя Матери чадолюбивыя всякому: но не паче ли днесь жителям града сего?
Никогда еще им не возсиявал столь радостный день: ибо Великая ЕКАТЕРИНА, первая из Монархов Российских, град сей присутствием своим удостоила. И потому они посещением ВЕЛИЧЕСТВА ЕЯ, а с ними и мы все вкупе, столь обрадованы, что кажется и зима пременилась для нас в краснейшую весну, и лето Господне приятное, пророком предсказанное, нам днесь открылося. Да низпослет Вышний на священную главу ЕЯ благословения свои, по мере наших желаний: ибо наши желания безпредельны, и усердие нелицемерно, аминь.
Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра