В неделю Ваий и на освящение храма

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ,
И на освящение храма Николая Чудотворца,
что в старой Кузнецкой.

Не бойся дщи сионя:
се Царь твой грядет тебе
кроток и спасаяй.

Иоан. гл. 12. ст. 15.

Благодушествуй, радуйся и веселися церковь Христова, слыша и видя грядуща к тебе Царя славы, Спасителя твоего. Исходи на сретение его: поспеши, да узриши кроткое и милостивое его лице. Износи радостные знаки твоего к нему благоговения: покланяйся на место, идеже стоясте нозе его.1 Восклицай от усердия духа: Благословен грядый во имя Господне!2 Отверзите врата, о вы чувства мои, и возмитеся врата грехом затворенныя, и внидет Царь славы!3

О Боже! снисходяй на моления рабов твоих! прииди, и невидимым твоим присутствием посети нас. Се отверст тебе новый Иерусалим: се уготовася храм в жилище твое и в место упокоения твоего. Призри на веру людей, и на место, идеже призвано благословенное имя твое. Нет приношения, котороеб достойно было величества твоего: но приими милостиво твоя от твоих тебе приносящих.

Подлинно, возлюбленний! храмы посвященные имени Господню есть святейшее пред очами его на земли здание. В них собираемся мы на службу его: в них совершаем священныя таинства: в них приносим молитвы свои: они нам суть духовным училищем ко всякому благому делу: в них снисходит на нас Дух Утешитель: укрепляет в немощах, утешает в печалех, успокоивает боязни и смущения совести. Однако со всем тем, дабы сии вещественные храмы были достойны присутствия Божия: надлежит прежде и паче всего, да душевный наш храм будет освящен. Вы бо есте, по Апостольским словам, храм Бога живаго, и дух Божий живет в вас.4

В настоящий день дети Еврейския с непорочным сердцем сретали Спасителя во Иерусалим входящаго: мы сей торжественный Иисуса Христа вход всегда видим, когда ко священной трапезе приступаем, и внутрь самих себя его приемлем чрез святое причащение. О сем великом христианскаго служения таинстве в сей час хотя кратким словом побеседуем: ибо и сии храмы наипаче для совершения тайны сея освящаются, и причащение сея святыни творит нашу душу храмом Божества; да и наступающие святые дни к сей духовной таинственной трапезе нас предуготовить должны.

Тайна причастия сколь есть важна сама по себе; видим мы то из слов божественнаго ея Уставителя. Он в самое то время, в самую ту священную нощь, в которую предуготовлял себя к страданию и к принесению в жертву за спасение наше, сказал святым своим ученикам и Апостолам: Желанием возжелех пасху сию ясти с вами, прежде даже не прииму мук,5 то есть: с нетерпеливостию ожидал я сего часа, чтоб после всех моих благодеяний сию последнюю предложить вам трапезу, и потом уже с радостию пойду на смерть. Когда же напитал их сею безсмертною пищею; сказал: Отселе не имам ясти от нея, дондеже скончаются во царствии Божии,6 то есть: последнее вожделенное для меня совершил я с вами пирование: и сие есть началом будущаго на небесех блаженства, которое иду я вам, дети, уготовать.

Когда же сам Божественный Спаситель с великим и горячим желанием ожидал того времяни, в котороеб сию тайну оставить церкви своей, яко дражайший любви его залог: то и должно сие заставить нас внимательно испытать, какое его при сем было намерение, и с каким приуготовлением к ней нам христианам приступать надлежит?

Уставлена сия святая тайна, по словам самаго же Иисуса Христа, вопервых с тем, чтоб мы совершая оную, воспоминали страдания его и смерть. Вот самыя его слова: Сие творите в мое воспоминание.7 Любезные ученики! когда вы, яко единаго отца дети, будете все собираться вкупе: не забудьте моих благодеяний: вспомните, до чего я снизшел для спасения вашего. Оставил блаженныя отеческия недра: славу, юже имех, прежде даже мир не бысть,8 скрыл под видом бренныя мною принятыя плоти: облекся в рабий зрак: алкал, жаждал, странствовал, не имея, где главы приклонити. Когда же болезни немощных исцелял, когда чудесами открывал действие обитающаго во мне Божества, когда изъяснял истинну спасения и волю Пославшаго мя: вместо благодарности был поношением и хулою для ожесточенных и завистливых душ: а потом и на крестную смерть осужден. Вы, мои ученики! всему тому свидетели: вы пребывшии со мною в напастех моих, не забудите сих благодеяний оказанных вам, и в лице вашем всему человеческому роду. Се уставляю вам и всем, которые чрез вас составлять будут одно церкве общество, сие таинство тела и крове моея уставляю в мое воспоминание. Когда вы, по исполнении служения Богу Отцу, раздроблять будете сей хлеб: вспомните, что все тела моего члены подобным образом были раздробляемы жесточайшими мучениями. Когда вы будете взирать на сие вино: вспомните, что моя кровь проливалася на Кресте подобным образом, как теперь оно изливается к напоению вашему. Сие творите в мое воспоминание9 всегда до того времени, как прииду во славе Отца моего. Вот с каким великим намерением уставлена тайна сия!

Мы, аще и недостойны, но его ученики. Мы благодатию Божиею призваны в веру его. Оное завещание, в лице учеников его, и до нас простирается, и мы чрез крещение исполнять его обязалися, когда сочетавалися Христу. Так с таким ли расположением к сей духовной трапезе приступаем мы? чувствуем ли величество благодеяний Божиих, и тяжесть наших грехов, которые его паче Креста обременяли? есть ли в нас раскаяние? есть ли оная кающияся грешницы любовь, которой для того отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много?10 есть ли сия духовная жажда, чтоб истощенныя пороками силы подкрепить усердным ядением тела и крове Спасителевы? Ах, Христиане! хотя страшно, но не молчать истинна повелевает. Да хотяб мы и умолчали, но Павел вопиет: Колико, говорит, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?11 На когоб клонилось сие страшное определение? на тех, мои слушатели! которые не со благоговением и без раскаяния во своих грехах причащаются. Презритель веры Сына Божия попирает: грабитель и хищник руки на кресте простертыя паки пригвождает: прелюбодей и похотьми плотскими себя оскверняющий, от крове новаго завета, которою он освятился, всю освящения силу отъемлет: кающийся, но паки на теже обращающийся пороки, ругается Духу благодати, акиб она была тщетна и суетна.

Такое ли расположение потребно, когда мы приступаем к святыни причащения? так ли мы почитаем безценныя заслуги Христовы? так ли мы сраспинаемся Христу? О! всяк таковый нераскаянный грешник тело и кровь Господню в суд себе яст и пиет!12 Не превращай намерения Спасителева: ибо оно прямо относится к тебе: но посмотри и на другое намерение, которое также до тебя касается, но уже в лице всея церкве, которыя ты член.

Второе намерение состоит в том, дабы нам давать всегда о себе верное свидетельство пред Богом и людьми, что мы истинные сыны церкве, и в соединении с нею неразлучны пребываем. Сие изъясняет святый Павел говоря: Един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся.13 То есть, все христиане особенно друг другу члены: но во обществе по единой вере, по единому союзу любви, суть едино тело, так как един хлеб. И когда они от единаго сего хлеба и чаши причащаются: то тем самим со всем обществом соединение свидетельствуют.

Первенствующие христиане, когда в них вера действовала всею силою своею, всякой воскресный день причащалися: а чрез то и веру свою укрепляли, и теснейшим между собою союзом соединялися. Почему и доселе при совершении Божественныя литургии диакон всех христиан ко причащению приглашает, дабы со страхом Божиим и верою приступали. Так поступали христиане первенствующия церкви. Мы их преемники: мы примеру их подражать обязаны. Но не должны ли многие из нас покрыться стыдом, и остаться безответными, которые или не охотно и более по привычке, нежели по внутреннему усердию, или зело редко; а инные и едва ли когда приступают к причащению? Как! мы тебя со всею церковию почитаем своим членом, своим братом: почто же ты никакого о твоем с нами союзе не подаеши уверения? почто удаляешися духовнаго с нами пирования? почто единство тела Христова раздираеши? почто презираеши глас общаго нашего небеснаго Отца? Он завещал нам быть всегда вкупе: особливо же когда открываем мы общий пир духовный. Почто ты овца от стада удаляешися? все таковые знаки суть худое для тебя предзнаменование. Или ты лицемер: по наружности христианин, но по внутренности отступник: или заблуждением раскола помраченный: или столь отягощенную пороками имееши совесть, что уже и не радиши о исправлении и упокоении ея. Ты грешник; но удаляяся от сея врачебницы духовныя, рана твоя неисцельнее становится. Больной член, доколе еще в составе живаго тела, подает надежду исцеления: но от тела отсеченный, подлежит только одному согнитию и истлению. Потщимся, возлюбленнии! святым причащением подавать верное о христианстве своем свидетельство: оно есть наибольшее для церкви Христовой утешение. Да и для нас самых есть твердейшее основание взаимныя любви и согласия.

Взаимныя, говорю, любви и согласия. Сие есть третие намерение, с коим уставлена тайна причащения. Дражайший Спаситель, яко чадолюбивый Отец, разлучаясь с своими любезными учениками уставлением духовныя сея трапезы, дал им знать, как бы говоря: аз изыдох от Отца, и иду ко Отцу:14 вы остаетеся в мире сем, в мире соблазнами и превратностями исполненном: общий искуситель не оставит вооружиться противу вас: страсть будет полагать претыкания на пути вашея добродетели: несогласиями и раздорами будет стараться помутить вашу любовь и покой. Блюдитеся, да не разорвано будет соединение ваше. Когда вы между собою будете совокупны и любовны: ничто же успеет враг. Я вас предостерегая от сего, уставляю, чтоб вы имели общую трапезу; един хлеб, едино питие. Сие совокупное ваше при единой трапезе пирование утвердит вас в любви: оно докажет, что вы единомудренны, согласны, единаго Отца дети, единаго тела члены, едина благоуправляемая семья.

Сие наставление небеснаго Учителя было действительно в его учениках: они были до смерти не разлучны, и любовь свою запечатали мученическою кровию. Вонмите сему, христиане! к жертвеннику, на нем же приносится жертва мира, возбраняется приступить с злобою и ненавистию ближняго. Сколько крат слышите в литургии подаемый вам от олтаря мир: столько же для вас есть напоминаний о согласном житии. Не может сия святыня освятить уста клеветничи: сердце раздвоенное для благодати есть не вместительно. Утопающий в пиянстве и невоздержании да страшится приступать к безсмертной чаше сей: Не можете, Апостол вопиет, не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую.15 Да приступаем убо к принятию тела и крове Господней со благоговейным благодеяний Божиих воспоминанием, с усердным желанием уверения о нашем христианстве, и со взаимною между собою любовию и согласием.

Когда таким образом себя расположим: столь же славное Иисуса Христа будет в души наши вшествие, как и то, которое он днесь имел во Иерусалим. Таковое расположение будет наиприятнейшее для него сретение. Чрез сие уподобимся мы не лестным Еврейским отрокам с непорочною душею на пришествие Его изшедшим: и удостоимся сего вожделеннейшаго Гостя вместить в сердцах наших.

Ты же, грядый во имя Господне! буди во веки благословен: Осанна Сыну Давидову:16 посети нас в смирении нашем, Господи! освяти нас во имя твое: сотвори, да благоговейным нашим службы твоея совершением всегда освященны пребудут храмы сии: любящим же оных благолепие рачителям снизпосли твое благословение, и их к тебе усердия и нас подражателями покажи. Аминь.

Сказывано в Москве в церкве Николая чудотворца, что в старой Кузнецкой, 1777 года, Апреля 9 дня.

КОНЕЦ ТРЕТЬЯГО ТОМА.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.