При всех усильных стараниях, чтоб добродетель насадить в человеческих сердцах, страсть и порок вкрадываться не перестают: так как при насеянии нивы плодоносною пшеницею, плевелы возрастать обыкли. Сему пример видим мы в нынешнем Евангелии.1 Когда ученики небеснаго Учителя находились в духовном его училище; когда из уст его питались словом живота; когда всегда слышали наставление, чтоб спокойствие духа, смирение пред Богом и человеки, попечение о душе и приобретении царствия Божия предпочитать всему, что ни имеет мир лестнаго; когда притом и взирали всегда на образ смирения в лице своего Учителя: однако со всем тем мудрование плотское возимело случай овладеть их мыслию. В самое то время, когда повествовал Спаситель о приближающихся часах страдания его и поносной смерти, и следовательно, когдаб наиболее ученикам его был случай, узнать непостоянство света, и возненавидеть его прелести: но в самое сие время они воображали чести и пышности мирския. Да не воображали токмо: но некоторые из них и самым делом осмелились приступить ко Иисусу Христу, и его просить, чтоб им, когда Он, как великий Государь, будет повелевать всем светом: [как неосновательно они думали] тогдаб им быть первыми при нем людьми. Истинна с небес сшедшая тотчас узнала сию человеческаго сердца слабость. В постыждение им сказано: не знаете вы сами, чего просите. Вы воображаете, что я сяду на престоле. Но мне готовится крест: и руки, в которыя вы своим воображением влагаете скипетр, пригвождены будут к поносному древу: вместо же всех царских пиршеств и увеселений кровь моя пролиется источниками. А хотяб вам и получить желаемое при мне первенство: то надобно сие заслужить таким же подвигом, таким же страданием, к какому видите меня приготовляющася. Можете ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, им же аз крещаюся, креститися?не весте, чесо просите.2
И так прозьба сих учеников Спасителевым изречением опровержена: да и по нашему разсуждению была она низкая и неполезная. Ибо они искали чести, а не должности: величания, а не труда: суетной славы, а не истинных заслуг: искали наслаждения мирскаго, а не спокойствия душевнаго.
Нам таковой случай в пользу свою заметить надлежит: в каком и мы должны быть расположении, когда ищем себе какой либо должности. Первый бо пункт в жизни, каким либо званием быть обязану: ибо праздный человек есть вреден и себе и обществу. И так, ищущему, или хотящему принять на себя какую либо должность, надобно за основание положить, 1 е: Прилежно взойти в самаго себя, и узнать, способен ли он к тому. Есть ли достоинство, котороеб свободную к тому отворяло дорогу? есть ли дарования, которыяб облегчали носить возлагаемое бремя? есть ли ревность, котораяб благоразумною наполняла дух заботою, чтоб не сделать в чем нибудь упущения? есть ли великодушие, чтоб сретающияся трудности и противности одолеть без разслабления? есть ли безпристрастие, чтоб истинну и правду ни на что лестное не променять? Сии свойства, чтоб должность достойно принять, и щастливо отправлять, суть необходимо нужны.
Хочет на пример кто быть судиею; надобно знать законы; уметь благоразумно всякие случаи решить; знать расположить, чтоб человеколюбие не нарушало правосудия, и правосудие основаноб было на человеколюбии: предостерегать сердце свое, чтоб в оное не вкрались мщение, или корысть, и представлять себя в непостыдном лице верховнаго Судии Бога. Хочет ли кто быть начальником, и управлять подчиненными себе? надобно иметь душевное и всегдашнее уверение, что они подобны ему, что они дети его, что он поставлен умножить и утвердить их покой и щастие: надобно оттрясти сон, бросить негу, оставить излишния гуляния, быть терпеливу в выслушании прозьб и докук: уметь добраго наградить, а худаго исправить. Хочет ли кто быть пастырем? светом истинны святыя просвещена ли его мысль? чувствует ли благодать исполняющую его ревностию о церкви Божией? находит ли сосуд свой душевный и телесный чист от порока и беззакония? почитает ли себя способным, чтоб умыть в неповинных руце свои,3 и тогда предстоять жертвеннику Господню? Хочет ли кто быть художником? надобно иметь к тому охоту, приготовить себя на труд, и ни на какую корысть не прельститься, когда то противно честности и совести.
Естьли кто таковыми от Бога благословен дарованиями: ступай, садись за стол судейский: бери в руки весы правосудия: возвещай людям законы и суд: принимай любезное имя отца и благодетеля: приступай ко олтарю: входи во святая святых: буди ходатай между Богом и человеки: на глас Божий взывающий: Кого послю к людем сим? отвещай свободно с Исаиею: Се аз есмь: посли мя.4 Да и погрешил бы, естьлиб кто, имея таковую способность, от звания Божия отрекался: погрешил бы, яко талантов Божиих скрыватель; погрешил бы, яко нерадящий о общей пользе: и мог бы почтен быть, яко подлый или завистливый, столь благородным путем итти отрицающийся.
Но напротив, естьлиб кто сознавая сам в себе скудныя силы, недостаточныя дарования, малыя заслуги; однако со всем тем не убегал бы от важных должностей, или бы еще и искал их: тот погрешит противу совести, оскорбит звание Божие, превратит изряднейший вещей порядок, будет в тягость и во вред и себе и другим. От сего-то и церковь, и гражданское правительство много страждет, что во определении к должностям мало разсматриваются заслуги и способности. Сей разбор есть весьма нужен. Нет тут места ни случаю, ни щастию, ни дружбе, ни ласкательству: тем меньше проискам и подкупам. Хотяб законы и не весьма были совершенны: но естьли управляющие оными суть благоразумны и честны; все недостатки или удобно будут поправлены, или на лучшую сторону обращены. Но сколькоб законы ни были правосудны и совершенны; да естьли правление их поручено будет в руки людей, ни основательнаго просвещения, ни душевной честности не имеющих: все превратятся, или без исполнения останутся. Нужны хорошие законы: но едва ли еще не нужнее определяемых к должностям людей благоразумный выбор.
И для того-то Спаситель в нынешнем Евангелии ученикам сказал: Можете ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, им же аз крещаюся, креститися?5 то есть, когда быть в великом чину, в важной должности, надобно до сего достигать не только способностию к тому, но и многими трудами и заслугами: так как и я ко открытию славы моея, юже имех прежде, даже мир не бысть,6 видите, иду путем тесным, по стремнинам Голгофским, нося крест: пию чашу смерти, и крещаюся в погружении крове моея. Так и вам питием горькия чаши сея надлежит достигать до сладости.
А из сего разсуждения выходит второе: хотящему принять на себя какую либо должность, не надобно смотреть на чести и прибытки, а единственно иметь в намерении, чтоб зделать пользу другим, и снискать себе то удовольствие, что я не безполезный общества член. Аще кто хощет из вас быти старей, да будет всем слуга.7
Знаю, что многие обыкли говорить: я служу из чести. Но сие слово надобно раскусить с солию. Естьли служить из чести значит то, что я буду стараться худыми поступками не опорочить чести звания моего, сана моего, и заслужить доброе у добрых людей о себе мнение: сие есть похвально. А естьли служить из чести, разумеется, что все со страхом предо мною будут предстоять, до земли кланяться, стречать, назначать первое место; что блистанием одежд, выезда, множеством титл, буду всех простых во удивление приводить: сие есть суета. Не состоит в сем существо должности, а только одна тень и обман самаго себя и других.
Но чтоб в уныние не привести слабыя сердца, говорю, что простительно почтение по достоинству принимать, но не искать: ищи честности, а честь сама собою последует. Ищи прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам.8 Не льзя, не льзя, чтоб добродетель когда нибудь обидела своего рачителя.
Не должно же в звание входить и по корыстолюбию. Самая большая твоя польза, когда ты хранитель общия пользы. Не унывай, естьли ты заслужишь сие славное титло: полезный гражданин и добрый человек: ты заслужишь у всех любовь и доверенность. А при сем промысл Божий открыет тебе тысячу способов к благополучию твоему. Когда же ты в обществе возъимел бы нещастие прослыть худым, или еще и вредным человеком: все твои, к приобретению корысти, способы будут не надежны, или и снисканное не прочно.
Третие, кто хочет вступить в должность, надобно от младых лет привыкать к трудам, и почитать тот день, тот час напрасно потерянным, в которой что нибудь доброе не былоб зделано. Ибо естьли кто привык к праздности, к лености, к гулянию, к одним суетным веселостям, и позван будет таковой к какой-либо должности: вдруг ему откроется множество дел, или и не многия дела великими и тяжкими покажутся; то естьли он имеет совесть, впадет в уныние; а естьли не имеет, будет развратник и зараза общества.
Все сие да содержим всегда в мысли и сердце нашем, возлюбленнии! ибо все мы промыслом Господним в какую-либо должность призваны, или призываемся. Предуготовим путь наш употреблением даров Божиих во благое, ревностию к общей пользе и трудолюбием. Расположим себя на глас Господень зовущий нас: Уготовайте пути Господни: правы творите стези его.9 Вступим в звание, какоеб оно ни было, яко в храм священный, с душею непорочною, держа в руках жертву добродетели. А паче всего да молим от чиста сердца Промыслителя Бога, да подаст нам силы, и подкрепит наши немощи, чтоб мы, претекши благополучно течение жизни сея, достигли и к тихому пристанищу вечнаго по трудех покоя. Аминь.
Сказывано в Москве в чудове монастыре 1777 года, Апреля 2 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра