Святый Апостол Петр таковое дает Христианам наставление: Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его (1 Петр. гл. 2, ст. 21). Христос пострадал, и мы должны страдать, и страдания терпеливо сносить. Да и чтоб не сказал кто, что таковое наставление есть строго и неудобьносимо, утвердил то Петр Апостол самым делом, пострадав за Христа, и верный ученик был распят на кресте, якоже и великий Учитель его.
Мы, которые во Христа крестилися, и чрез то во Христа облеклись; мы, которые в крещении присягали, чтоб во всем Начальнику веры нашея повиноватися; мы, которые сочеталися Христу, то есть, обещалися быть с Ним, яко едино, так как тело с душею; когда тело болезнует, страждет и душа; когда душа прискорбна, ослабевает и тело. Христос есть душа наша, мы тело Его. Когда страждет сия святейшая душа, и мы, яко тело Его, должны сострадать: но так ли мы поступаем, и храним ли свое священное обещание? Сие легко усмотреть, ежели мы сравним жизнь Христову с нашею жизнию, и жизнь нашу с жизнию Христовою.
Начнем от самаго Его рождества. Он родился и положен в вертепе, в яслех на соломе между животными. Мы раждаемся спокойно, иногда в великолепных чертогах, и полагаемся в колыбели мягкой и убранной, и кроме того, что предохраняют нашу жизнь и здравие, каковое предохранение есть нужно; еще сверьх того нас лелеют и нежат, и чрез то может быть ослабляют здравие наше. Христос тотчас по рождении искан был от Ирода на убиение; почему принужден был с Материю бежать, и в чужой дальней стране странствовать, и всякия нужды претерпевать. Нас, слава Богу! промысл Его от всего предохраняет; а ежелиб таковое что случилось, мыб окаевали свою жизнь и рожденнаго младенца, и не оставилиб в унынии и отчаянии роптать на самаго Бога. Почто, мать бы вопила? почто и утроба моя отверзлась? почто сей неповинный младенец таковому подвержен страданию?
Христос в отрочестве обращался между учителями, и испытывал тайны премудрости Божия, в законе Его сокровенныя, не имея в том нужды: ибо, яко Бог, ведал вся; но да нам даст пример ко обучению закона Божия. Мы или в праздности и резвости отроческия препровождаем лета, или учимся нерадиво, или обучаемся иностранным языкам, и мирским наукам, от них же как Апостол говорит, не прияша пользы упражнявшиеся в них, без положеннаго основания закона Божия; а знание Божия закона пренебрегаем, яко не нужное, и едва ли кто из Христиан разумеет силу веры Христовы, и ея высокия тайны. А потому от других наук не только нет никакой пользы, но и вред, состоящий в надменном о себе мнении, в излишнем мудровании, в непринятии ни от кого добраго совета; а чрез то подается случай к своевольству нравов и к развратной жизни.
Христос своими руками, Своею работою снискивал Себе пропитание, даже священныя Свои руки не стыдился занимать тектонскою, то есть, плотническою работою. Мы или в лености по большой части препровождаем свои дни, или не редко и чужой ядим хлеб, хищением, неправдою, тягостными податями с других, хитростями, обманами и мздоимством; и вместо того, что сказано, праздный да не яст, мы праздные еще более пресыщаемся до объядения и пиянства, нежели трудившиеся и работающии.
Христос не имел где главы преклонити. Сей рода человеческаго Благодетель, сей общий всех Спаситель, даже не имел где приюта. Во своя прииде, и свои Его не прияша (Иоан. гл. 1, ст. 11).
Мы все, слава промыслу о нас Божию! все имеем где главу преклонити: но не довольствуясь пристойным и скромным жилищем, воздвизаем огромныя палаты, устрояем излишнее покоев множество, украшаем их драгоценными уборами без всякой пользы ни для души, ни для тела; а только к насыщению глаз, и ко удовольствованию своего гордаго воображения, и к привлечению других на то взора суетнаго, а иногда и завистливаго, и сами грешим, и других в грех вводим.
Христос в лице нищих вопиет: Наг, и не одеясте Мене (Матф. гл. 25, ст. 43). Что мы покрываем тело свое, предохраняя его от вредных перемен воздушных, и то с благопристойностию и с скромностию сие творим не предосудительно. Но когда драгоценными украшаем себя одеждами, и толикое их приуготовляем множество, что аки бы мы никогда умереть не имели; как сие пагубное излишество не обличит нашей совести, ежели когда только возведем взор свой на распятаго Христа, висяща нага на кресте? Так-то, Христиане! Начальник нашея веры жизнь свою препровождал! так-то мы, Христиане, подражаем Ему!
Теперь вступим во глубину пространнаго моря, то есть, разсмотрим смертные подвиги сладчайшаго Иисуса, и разстройство нас окаянных.
Христос предан был на смерть от тех, коим Он не только никакова зла, ни вреда, ни оскорбления не учинил, но напротив всякаго рода благодетельства на них, яко реку, изливал; больных исцелял, прокаженных очищал, слепых просвещал, хромых и безруких исправлял, разслабленных укреплял, беснуемых от мучительства свобождал, кровоточивых врачевал, гладных чудесно насыщал, мертвых воскрешал; а паче, что грешников исправлял, и приводил к лучшей жизни, открывал истинное богопознание и настоящий путь ко спасению, и преподавал нам правила самыя основательныя и святейшия, для сей жизни и для приуготовления к будущей. Таковый великий Благодетель, чудотворец и учитель предан на смерть от тех, кои Им толико облагодетельствованы. Справедливо Он жалуется устами Пророческими: Сыны родих и воспитах, тии же мене отвергошася (Исаии гл. 1, ст. 2).
Ежели и нас предают те, коих мы разными благодеяниями одолжили, да не смущаемся; в том приемлем на себя образ Христов. Но мы напротив смущаемся, ругаем таковых, поносим, проклинаем, всячески им отмстить ищем; а чрез то теряем благословенный плод воздаяния от Бога, которагоб конечно не лишились, ежелиб таковое от ближних предательство сносили великодушно без всякаго роптания, предоставляя отмщение Богу, так как Господь поступил по свидетельству Апостольскому: Иже быв укоряемь, противу не укоряше; стражда, не прещаще, не грозил; предаяше же все то судящему праведно (1 Петр. гл. 2, ст. 23). Ибо так тоже утверждает и Пророк, яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих: во смирении Его суд Его взятся (Исаии гл. 53, ст. 7 и 8).
Христос предан и продан был от Иуды. Ведаете вы сего окаяннаго. Он был Его ученик, был сообщник всех Его таин, избран даже в великое звание Апостольства; но еще всеведущим не отринут и от святейшаго причащения, и удостоин с прочими омытия ног Его, и то пред самым его предательством. Непостижимая злость предателя! непостижимо и снисхождение Христово! И в сем самом случае более кротостию хотел Господь его от злаго предприятия отвести, нежели строгостию, или прещением, или насильным от того удерживанием, однако ничто не подействовало; сребролюбие ослепило его очи, и ожесточило сердце, но злый зле и погиб. Се рана Христу мучительная, и Он даже от болезни сея, быв противу прочаго безгласен, не удержался, чтоб не отверсти уст своих, и чрез Пророка отозваться к нему жалобно: Аще бы враг поносил ми, претерпех бы; и аще бы ненавидяй мя, злоречил, укрылся бы от него; ты же человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением (Псал. 54, ст. 13 и след.); и ты таковый востал противу Меня!
Ктоб мог подумать, чтоб таковые Иуды и между Христианами были? Но суть, и неудивительно, когда таковый скаредный и между Апостолами обрелся. Сребролюбие большую часть Христиан заразило. Не ищут, яже Господа Иисуса, но ищут своя. Не довольны, что Богом снабдены и пищею и одеждою, но заботятся день и нощь о прибытках, коим ни меры, ни числа не полагают. Сребролюбие предательствует все, продает правосудие, продает торговлю, продает дружбу и благодетельство, продает ближнее родство, продает даже самую веру; нет ничего столь священнаго, чтоб сребролюбие не продало, толькоб насытить свою ненасытимую алчбу и жажду.
Христос безсовестнейше был поношаемь и оклеветываемь, даже многие и лжесвидетели безстыдные предстать дерзнули. Но Господь на все то ничего не ответствовал, а молчал, дабы по пророческому предречению быть агнцем пред стригущим его безгласным; и ведая, что тамо оправдание нивочто не послужит, где судит одна страсть и злоба. Подражаем ли мы в том Христу ученики Христовы, чтоб клеветы других злобных терпеливо и без роптания сносить? О сем и говорить нечего. Дай Бог, чтоб мы хотя других не оклеветывали! Но сие у нас почитается почти игрушкою. Оболгать кого, обнести, оклеветать, правду умолчать, а ложью правду прикрыть, есть у Христиан почти упражнение вседневное и обыкновенное.
Христос пред подвигом смертным приносил молитву Отцу своему, с воплем крепким и со слезами, и с пролитием толикаго поту, яко капли поту Его были яко капли крови, или кровию растворенныя. Примечается ли в Христианах толикое к молитве усердие? Молимся без внимания, молимся устами, а мысль везде бродит безпутно. Молимся с толиким нерадением, что между тем о том только и думаем, дабы скорее служба кончилась; с большею радостию выходим из церкви, нежели в оную входим. А уже о тех нечестивых и говорить тягостно, которые и в церковь ходить ленятся, и постов святых не наблюдают, и ни единожды в год не исповедаются, и ни причащаются, и живут, не яко Христиане, но яко жиды проклятые, и возбуждают только сожаление, что сим высоким и Ангелов достойным Христианина именем недостойно свое нечестие прикрывают.
Христос претерпел всякаго рода ругательства, осмеяния, оплевания, заушения, привязания к поносному столпу, сечения, и другия безчисленныя биения и поношения. Мы едва ли какое и обидное слово снести можем; тотчас или сами управляемся, или влечем в приказ, и там волочим его и себя без конца и со истощанием. Нам ли сие вытерпеть? Мы напротив поставляем удовольствие других осмеять, обругать, и чем нибудь уязвить, не думая нимало, что и сами тоже от других постраждем, или пострадать заслуживаем.
Христос напоен был оцтом и желчию. Нам Божия рука сея горькия чаши не подносит, а вместо того сладчайшими яствами и драгоценными винами себя насыщаем до изблевания; да еще не редко в самые дни страдания Христова, совсем пренебрегая пост, Церковию уставленный, хотя в оной нам не оцт и желчь предписываются.
Христос наконец распят мучительски на кресте, и уже на нем висящему прободены еще ребра, и тернов венец возложен на главу. И тако святейший мученик, и мучеников глава и слава, весь облитый кровию, всю источивый кровь, предал дух свой в руце Богу и Отцу, испустив токмо сей последний таинственный глас: совершишася. Как уже не совершитися всему! все истощены роды мучения. Негде пластыря приложить, негде обвязать, от ног до главы нет в нем целости; все рана, все язва (Исаии гл. 1, ст. 6). Уже я не смею вам предлагать, чтоб вы и в сем подражали Христу; оставьте Его нести крест свой. Он его нес и за Себя и за нас. Был он для Него бремя, а для нас облегчение: Язвою Его мы все исцелехом (1 Петр. гл. 2, ст. 24).
Довольно, довольно, чтоб мы случающияся нам болезни и напасти сносили без роптания на Бога; чтоб мы в несчастливых случаях не малодушествовали, а прибегали бы к Богу, подкрепляя себя надеждою на Него. Да и не требует Он нашего телеснаго мучения и телесной смерти, разве токмо в случае гонения за веру, за которую умереть мы должны охотно.
Но таковаго гонения ныне, слава Богу! нет. А требует от нас другова рода смерти и распятия. А какова! вот вам Павел объявляет: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. гл. 5, ст. 24). Умертви и распни страсти гнева, корыстолюбия, гордости, блуда, пиянства, лжи, обмана, и прочия склонности злыя. Тогда ты умрешь плотию, но оживешь духом; тогда ты распнешся со Христом, но и прославишися с Ним; тогда ты умрешь со Христом, но и воскреснеши с Ним, и вознесешися на небо, и тамо с Ним царствовати будешь во веки. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре 1805 года, Апреля 7 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра