Во псалмах Давидовых предлагается вопрос: В чесом исправит юнейший путь свой? то есть, что потребно младому человеку, дабы заблаговременно расположил себя к доброй жизни? На сей вопрос сам же Пророк дает ответ: Егда сохранять будет словеса твоя (Псал. 118, ст. 9). И сей ответ относит он к Богу; яко твердо был уверен, что и сам Бог утвердит его.
Ныне в Евангелии поминается юноша, младой человек, который Христу Спасителю предлагает таковый вопрос, который, дал бы Бог! чтоб и старики предлагали: Учителю благий! что сотворю, да имам живот вечный? (Матф. гл. 19, ст. 16). Похваляем тебя, благоразумный юноша! и видно что ты хорошо воспитан, когда в таковых младых летах не о жизни сей и ея увеселениях помышляешь, но простираешь мысли свои к будущей вечной жизни. Пришедшие и в старость и в дряхлость едва ли о том помышляют; а младые наши едва ли то и помнят. Часто случается слышать нам от развратных и худо воспитанных юношей, что теперь-то говорят в младых летах и повеселиться; а когда уже пройдут младыя лета, тогда будет время подумать, как настояще и степеннее пожить, то есть, тогда уже подумать о честности и добродетели. О слабая и безразсудная мысль! никогда ничего не можно твердо устроить, ежели не положить для того основание надежное. Основание крепко, и строение твердо. А когда основание слабо, то и строение на нем положенное не надежно и разрушится. В младых-то летах и надобно страсти юношества препобеждать, и располагать себя к благочестию и добродетели. Почему и в мужественном и в престарелом возрасте все пойдет удобно, благопорядочно и надежно.
Евангельский юноша был воспитан лучше, но к несчастию им другая страсть обладала. На вопрос его когда Спаситель ответствовал, что надлежит для приобретения живота вечнаго соблюсти Божия заповеди; юноша добрых склонностей, но разсудка младаго, и существо закона еще несовершенно понимающаго, на сие дерзнул ответствовать: Вся сия, говорит, сохраних от юности моея; чего еще я не докончал? (Лук. гл. 18, ст. 21 и 22). Таковый юноши ответ был более хвастливый, нежели истинный. Ибо от дел закона не оправдится всяка плоть (Гал. гл. 2, ст. 16). Не было, и нет человека, который бы и весь закон исполнил, и сам собою своим закона исполнением стал бы праведен пред Богом. Мог юноша похвалиться пред судом человеческим, поелику по наружности ни чем он виновным не оказался, и никто ни чем его не опорочил; но не мог он похвалиться пред судом Божиим, который не столько самыя дела разбирает, сколько смотрит на сердце, судит по намерениям, и сокровенныя дела и мысли разбирает; и самыя добрыя по видимому дела осуждает, когда они предприяты, или от побуждения нечестнаго, или с намерением худым: а иногда кажущияся дела не похвальныя, но похваляет и одобряет, когда они предприяты с благим намерением.
Самохвальство онаго юноши тотчас изобличает Господь, предложив ему, чтоб свою добродетель, коею хвалится, довести до самаго совершенства, продал бы он все имение, и раздал нищим, и шел бы в след Его (Матф. гл. 19, ст. 21): сие не только юноша не принял, но и зело оскорбился; да и самаго Учителя оставил, и не хотел более таковаго учения слышать; ибо был очень богат, и с богатством разстаться почитал яко с душею разстаться. Он видно хотел сии две вещи, вместе стоять никогда не могущия, то есть, богатство небесное, и богатство земное совокупить, и быв богатым на земли, стать богатым и на небеси.
Так вот юноша! и видно, что ты неразсудно и хвастая, сказал: Все заповеди Божия сохраних от юности моея (Лук. гл. 18, ст. 21). Ежелиб ты все заповеди Божия сохранил, то не был бы богат, и не оскорбился бы, когдаб тебе велено было богатство раздать нищим. Сколько бедных, нищих и нуждающихся! Ежелиб ты им помогал, и все каждаго нужды исправлял: то едва ли бы ты был богат, едва ли бы что у тебя осталося; но вместо всего того получил бы живот вечный, котораго ты и искал своим вопросом: и хотяб стал ты беден на земли, но весьма богат на небеси. Но ты, оскорбившись не только делом, но и самым о том напоминанием, как можешь хвалиться, что все заповеди сохранил; когда не сохранил и самаго основания тех заповедей, то есть, чтоб возлюбить ближняго, как самаго себя?
Небесный Учитель видел в юноше доброе воспитание и добрую души его склонность; но что сребролюбие всему тому созреть и быть в совершенстве не допускает, сие изрек, по видимому строгое, и для мира не любимое правило. Не удобь богатый внидет в царствие небесное. Удобнее горбатому верблюду сквозь игольныя уши пройти, нежели богатому в царствие Божие внити (Матф. гл. 19, ст. 23 и 24). Сие святейшее правило дозволь нам, Господи! с духом Твоим объяснить, дабы без сего богатые добродетельные не оскорбились и не уныли, а развратные нищие не ободрились.
О богатстве и нищете должно судить не по наружности, но по внутренности; то есть, не потому, сколько кто много имеет денег и имения, или кто из сих не имеет ничего: но, как кто имение приобрел, как его употребляет, и как к нему сердцем расположен; также и о нищете, от чего он в сие бедности состояние пришел, как оную сносит, и как желанием сердца к богатству расположен. Сие на мере истины поставив, увидим, что богатые могут почитаться нищими, а нищие богатыми.
Кто имение стяжал великое, но приобрел его неправдою, обманом и насилием, и оное ни на что не употребляет, а есть более его томный страж и невольник, нежели свободной обладатель; или и употребляет, но не в помощь бедным и нужным, а на свои излишния прихоти, на увеселения, и сладострастия, и мотовство: таковый богатый есть тот богачь, который подходит под всю строгость правила Христова, что не удобно ему взойти в царствие Божие; и скорее верблюд в игольныя уши пройдет, нежели он в царствие правды и святыни и в соединение с милосердым Богом. Ибо подумает ли таковый богачь о Боге или о благочестии, или о сохранении правды, или о святости закона, или о честности звания? Пожалеет ли о бедном, и уделит ли что нужному? Никак! Ему все правило, весь закон, вся мысль, все напряжение, все упражнение, есть злато и сребро, есть едино имение. Сие стяжав, он почитает, что уже стяжал все; всякое же другое занятие он почитает занятием глупых и суеверных людей, не умеющих в свете жить; а потому и их и упражнения их с посмеянием пренебрегает, а единаго себя почитает, что он живет благоразумно. Поистине таковый богачь есть безумнее верблюда; и столько же мало расположен к пути небесному, сколько горбатый верблюд к проходу сквозь игольныя уши.
Но не всякий богатый такому богачу есть подобен. Кто приобрел имение, хотя и великое, но своим трудом с правдою и честностию, без малейшей кого либо обиды, и без насилия и обмана, и оное не хранит в заперти, но употребляет на благопристойное себя и семьи своей содержание, бедным отец, сиротам кормитель, нужным скорый и доброхотный снабдитель; расточает без щадения, но не на роскош и мотовство, а на помощь страждущему человечеству, и радуется, когда кого несчастнаго сделал довольным и счастливым, радуется, видя уменьшаемо свое имение, но умножаемо чрез то благополучие других, а потому к нему и непристрастен. Ибо как он без жадности собирал, так ни жалеть, ни сокрушаться не будет, когдаб каким случаем все имение у него или погибло, или восхищено было; он и тогда с Иовом говорит: Господь даде, Господь и взят; буди имя Господне благословенно во веки (Иов. гл. 1, ст. 21). Таковый богатый удобь внидет в царствие Божие (Матф. гл. 19, ст. 23). Таковый богатый, хотя почитается по наружности богатым, но он в самом деле есть нищий; ибо к имению сердцем не пристрастен: так его имеет, как бы его не имел; так им обладает, что всякой час без оскорбления оставить его готов; и об нем можно тоже сказать, что об одном таковом в древности сказано: Что он ничего не желал, а потому у него ни в чем недостатку не было.
Таковых богатых примеры мы видим на Аврааме, на Иове, на Иосифе, на Давиде, яко на царе, и на прочих таковых. Они были богаты, но нимало не помешало то внити им в царствие небесное. Не только не помешало, но еще оно к тому содействовало. Ибо они добрым богатства употреблением умножили за себя богомольцев, которые усердно у Бога испрашивали им отпущения грехов, и всякаго благословения и временнаго и вечнаго. И сие сходственно с Евангельским обещанием; поелику за таковое других облагодетельствование сам Господь обязался заплатить, и неравно, а сторицею, во сто крат более. И обещатель есть не ложен, и они блаженни положившись на таковое обещание; всего имения не пощадели, и купили оным Евангельский камень, коему цены нет.
Таковым образом судя о богатых, посмотрим же мы и на нищих. Кто впал в бедность, не от лености и нерадения, но по случаю несчастливому, или по старости и немощи, или по насилию и обиде других, и бедность сию сносит терпеливо, не ропщет нимало ни на Бога, ни на человеков, а своим жребием признает себя довольным: и ежели кто его снабдит, приемлет с благодарностию, и платит молитвою; притом богатых не поносит, на них не ропщет, да и не завидует им: ибо в своем бедном состоянии находит более безопасности и спокойства; а единственно печется, как бы обогатить душу благочестием и добродетелию: таковый нищий прямо подходит под правило суда Христова, что он удобно внидет в царствие небесное. Нет ему от богатства соблазна и искушения, свободен и легок от бремени сего; но тем не меньше богат душевным богатством, да еще спешит восхитить и богатство всего неба.
Но напротив, кто обнищал от лености и нерадения, или от мотовства, и будучи сам в нищете виновен, но ропщет, богатых поносит, и им завидует, и когда сам мог бы свое состояние трудом поправить, безстыдно у всех испрашивает, и получив остается или неблагодарен, яко по мнению его получил малое, да и то издерживает не на полезное, а о благочестии и добродетели мало и помышляет, и то, яко не своим делом почитает; таковый нищий не есть тот, который внидет в царство небесное. Таковый нищий есть нищ по телу, но по душе богат богатством злым, то есть, жадностию и пристрастием к богатству; или паче и по душе нищ, поелику лишен богатства веры и добродетели; несчастлив он на земли, но несчастлив и на небеси.
Видите из сего разсуждения, кто есть прямо богатый, и кто прямо нищий; кто из богатых неудобно, или удобно входит в царствие небесное, и кто из нищих удобно спасается, или лишается онаго. Дивно и благотворительно устроение Божие! не препятствует богатство ко спасению, но не спасает же и нищета сама собою. Богат ли ты, не отчаявайся; нищ ли ты, не хвалися. Отверзто есть царство небесное и богатым и нищим, толькоб к оному шестовали оным путем, о коем мы объяснили, и за который самая истина Евангелия поручается. Аминь.
Говорено в Вифании 1805 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра