Таланты Евангельские, суть различныя дарования, коими Бог снабдил всякаго человека, различныя, говорю: ибо иному даровал пять талантов, другому два, а иному един.
Спросит кто, почему Бог даровал не всем таланты равные, но иному больше, иному меньше. Евангелие объясняет то, что таланты даны каждому по силе его (Матф. гл. 25, ст. 15), то есть, сколько кто вместить мог, сколько кто к чему способен.
Но как природа каждаго зависит от воли и устроения всемогущаго Творца; то почему, паки вопросит кто, Творец не всем равную устроил природу? На сие можем ответствовать, что различныя суть состояния людей, различныя воспитания, различныя сложения тела и души, как по различности состояния и воспитания, так и по различности и родителей и стран, где родились, и по многим многочисленным причинам; а паче по Божиим неиспытанным судьбам, кои совершенно изследовать и познать мы не можем.
Не можем, да и не должны. Ибо что нужды, когда иному дано пять талантов, другому два, а тебе един? Может ли иметь тут место зависть? Употребив в пользу и един талант, ты столько же получаешь награды, как и тот, который получив пять талантов, их в добро употребил. Сие мы видим на принявшем два таланта, что он столько же равномерно похвален и награжден, как и получивый пять талантов. Так что же за нужда завидовать приемшему больше талантов?
Еще я смею сказать, что приемши един талант, есть некоторым образом счастливее, паче принявшаго пять талантов. Ибо кто больше принял, более обязан трудиться, подвизаться, заботиться, и опасаться, чтоб не подпасть ответу за неупотребление тех талантов, или за злое их употребление. А приемый един талант более промыслом Божиим облегчен, и меньше опасности подвержен. Ибо по Евангельскому слову, ему же дано много, много и взыщется от него (Лук. гл. 12, ст. 48).
Так не в том сила, чтоб желать больше, или меньше талантов; но сколькоб ни благоволил праведный и милосердый вещей Распорядитель даровать тебе талантов, пять, или един, всеприлежно старайся, чтоб данный тебе талант не остался без действия и тщетным; а употребление из него делай полезное и для себя, и для других.
Должен бы я еще трудиться, изыскивая, какие-то суть различные таланты и дарования, кои дает Бог каждому человеку: но без моего труда, Божие слово оные изчисляет и объясняет. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфяном пишет: Комуждо дается явление духа на пользу. Овому бо духом дается слово премудрости; иному же слово разума, о том же дусе; другому же вера, тем же духом; иному же дарования исцелений, о том же дусе; другому же действия сил; иному же пророчество; другому же разсуждение духовом; иному же роди языков; другому же сказание языков; вся же сия действует един, и тойжде дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет (гл. 12, ст. 7 и след.). Видим мы различныя Духа Святаго дарования, или таланты: видим и слышим, но мало то слышать и видеть, а не уметь, как их употреблять. Вот же вместо нас тот же Апостол в другом месте, и каким образом их употреблять научает.
А дабы для каждаго было то понятнее, я простее объясню самое его наставление. Имуще, говорит он, дарования по благодати данней нам различна (Рим. гл. 12, ст. 6), так их да употребляем. Пророчество ли кто получил; то есть, предусматривать и предсказывать, что из чего впредь случиться, или вытти может, должен он просветить разум свой верою, то есть, истинным познанием Бога, который есть зерцало всех истин и прошедших и настоящих и будущих. Да и не просто сказал Апостол, по вере, но по мере веры. Ибо мера веры есть различна и многочисленна. Иная малая, и скудная, иная превосходная, или высочайшая. Высочайшая та, которая весьма таковаго человека сближает с Богом, и из бездны Его всеведения черпает он познание и будущаго рукою свободною. Какова убо есть в человеке веры мера, таково его и пророчество; или мало, или весьма много и сокровенных вещей Бог открывает ему. До сего убо дарования чтоб достигнуть, умножай свою меру веры.
Получил ли кто должность каковаго-либо служения? Аще ли служение, в служении (Тамже ст. 7); то есть, труды свои обращай в пользу других, и дар в самом себе не скрывай.
Получил ли кто должность учительства? аще учай, во учении сию должность свято наблюдай, чтоб проходить оную со всяким тщанием неленостно, просвещая других светом от Бога дарованным тебе.
Получил ли кто дар утешения? аще утешаяй, во утешении. Даровал ли тебе Бог сердце сострадательное, и несчастиями других трогательное? Утешай других, почитая, что сей дар не напрасно тебе дан; и возставляя скорбящаго брата, не меньшее сам в себе возчувствуешь удовольствие и утешение.
Аще подаваяй, в простоте. Снабдил ли тебя Бог имением? алчущаго накорми, жаждущаго напой, нагаго одень, бедному во всем помоги: да и делай сие, не по хвастовству, не ожидая от людей похвалы или награды; но от признательной к Богу благодарности, что ты даешь не свое, а Его, яко верный Его даров распорядитель, ожидая от Него единаго похвалы и воздаяния.
Аще подаваяй, в простоте; предстояй, со тщанием. Поставлен ли кто от Бога начальником, духовным или мирским? требуется от него тщательность, чтоб единственно о том помышлял, как бы чего не упустить, чего от него требует начальство; недостаточное поправить, а и достаточное дополнить и довершить, и заслужить от Бога и человек, имя правосуднаго, и человеколюбиваго и вернаго начальника.
Милуяй с добрым изволением (Рим. гл. 12, ст. 8). Всякаго рану приложи к себе, других скорби и страдания почитай своими. Сие расположит тебя сожалеть о других и помогать им не иначе, как бы ты делал то для самаго себя.
Любы нелицемерна. А она требует, по Апостольскому же толкованию, чтоб ненавидеть злое, а прилепляться к благому (Тамже ст. 9). Зло само собою есть отвратительно, а доброе привлекательно. Доброй душе есть зло отвратительно, а привлекательно добро. А злой душе напротив: она ко злу более стремится, яко оно сродно ея злой природе. А ежели кажется и добро любит; сие делает по лицемерию, делает один вид. Наружность кажется благовидна, а внутренность развращенна; более она таковою любовию вредить может, нежели самою явною злобою. Таковая любовь не есть нелицемерна, и святаго святыя любви имяни недостойна.
Братолюбием друг ко другу любезни. Вси мы единаго отца чада; да и таковаго праведнаго и чадолюбиваго Отца, яко Он равно всех любит, равно о всех печется. Неравенство Его любви и попечения о нас мы сами причиняем. Ибо не равно Его любим, не равно Его воле последуем. Он любит нас, но мы любви Его не приемлем. Он печется о нас, но мы попечение Его злым своим житием тщетно творим. По праву таковаго чадолюбиваго и попечительнаго общаго нашего Отца, и мы должны всех почитать братиями своими, и их любить, как свою братию, и тем соответствовать любви Отца нашего к нам. Любовь братолюбия не редко нарушается нами, когда по судьбам Божиим, иной в высоком, другой в низком состоянии; один богат, другой скуден. Обыкновенно возвышенный низкаго презирает, а богатый скуднаго отвращается. Нет тут любви, не может быть братолюбие.
Апостол, сие любви преткновение отъемля, желает, да мы честию друг друга больша творим (Рим. гл. 12, ст. 10). О! свято желаешь, Апостоле! но едва ли не напрасно. Где нам возвышенным достоинством, напыщенным гордостию, отделенным от бедных богатством, где нам друг друга больше почитать? Довольноб было, когдаб мы униженных и бедных равными себе почитали.
Но чтоб не отяготить гордых и богатых таковым для них несносным снисхождением, скажем, что не сего требует Апостол, чтоб мы других низких и бедных выше себя почитали; но чтоб их почитали более, нежели сколько их есть уничиженное и бедное состояние, чтоб мы их не презирали, и не отвращались, яко ничтожных, и не позабывалиб, что они хотя униженны и бедны, но по единому Отцу и по единой вере, наши братия суть, и единаго с нами упования наследники.
Сегоб довольно ко изъяснению, как мы дары Божии употреблять должны; но не терпит Апостол, чтоб из полноты своего святаго сердца к тому еще не приложить. Тщанием, говорит, не лениви: где потребны прилежание и труд, не предавайтесь неге и разслаблению: духом горяще, ревность ко умножению блага, ревность к разширению благочестия, есть священный огнь, возжигаемый светом вечным. Сей огнь да пылает в вас; и почитайте, что в вас ослабевает вера, ослабевает добрая жизнь, ежели вы сему небесному огню погаснуть попустите.
Господеви работающе (Рим. гл. 12, ст. 11), видит все сие Господь ваш, видит своих подвижников, знает и может Он вас прославить и вознаградить; да и обещается прославляющих Его прославить.
Упованием радующеся. Трудны подвиги, тягостны труды, скорби терпяще. Многи скорби праведным. Но кто когда подвизаяся, не отягощается? Награда, покой и слава не бывают во время подвига, но по благополучном подвига окончании. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. гл. 5, ст. 12).
В молитве пребывающе. Жизнь сия сама собою есть кратка: но в трудах, скорбях и гонениях пребывающим, может показаться тягостною и долгою. Пусть, что праведницы обнадежены великою наградою на небеси, но доколе сия небесная откроется награда, подвижники между тем, чтоб в своих подвигах и скорбях не ослабевали, Бог им в облегчение и помощь назначил молитву (Рим. гл. 12, ст. 12). Ибо что есть молитва? Молитва есть беседа наша с Богом, и Божия с нами. В печали твоей, ежели побеседуешь с другом верным и благоразумным; не мало печаль твоя облегчается. Каковаж должен ожидать ты себе облегчения, когда по часту будешь беседовать с Богом, и Бога возбудишь беседовать с тобою? Сия беседа сладчайшая излиет мед сладости и исцеления по всем костем твоим. Да усладится, говорит к Богу Пророк о молитве, Тебе беседа моя (Псал. 103, ст. 34). Ежели молитвенная беседа твоя есть сладостна самому Богу; то как не будет сладостна тебе ко ободрению твоего духа, и к мужественному подвига и скорбей терпению?
При молитве, требованиям святых приобщающеся, страннолюбия держащеся (Рим. гл. 12, ст. 13). Нужды труждающихся для вас благочестивых мужей примечайте, и их дополняйте своим доброхотным подаянием, и странных пришельцов принимайте благодушно, и их довольствуйте всем, по возможности своей с охотою. Ежели вы будете так с другими поступать; и вас, в скудость пришедших, и во изгнание на землю чужую осужденных, не оставит Бог: Он возбудит других, чтоб и вам в нуждах равно помогали, и во изгнании благоприятно принимали.
А чтоб и самые враги ваши злость свою умягчили, и не столько бы на вас свирепствовали, никого сами по себе врагом себе не делайте. А как? Благословляйте гонящия вы, благословляйте, а не клените (Тамже ст. 14). Он со огнем, ты с водою; он со гневом, ты с кротостию; он с свирепостию, ты с терпением. А еще, коли можеши, аще алчет враг твой, ухлеби его: сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его (Тамже ст. 20). То есть, таковою поступкою, яко огнем, опалишь его совесть, и приведешь в стыд и раскаяние. Сии-то суть таланты, и различныя дарования Божия! таким-то образом их употреблять истинному Христианину должно!
Но наконец не оставим помянуть об оном Господнем слове: Имущему везде дано будет и преизбудет; от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (Матф. гл. 25, ст. 29). Имущий разумеется тот, который данные таланты употребил благоразумно, в пользу свою и других. А неимущий почитается тот, который данный и един талант не только в пользу не употребил, но и пренебрег его, и сделался, яко неимущим ничего: ибо сие значит мнится имея, то есть, кажется, что он имеет, но самою вещию не имеет ничего; поелику сам себя и последняго лишил.
Великое ободрение для употребляющих таланты Господни во благое! так, как и великое несчастие для того, который и малаго даннаго таланта лишается. Получил благоразумный пять только талантов, а Бог ему дарует и десять и более. Ибо употребление благое дарований Божиих, есть подобно текущей воде, которая самым непрестанным течением своим и чистит саму себя, и увеличивает; а вода не текущая загнивает и изсыхает.
О блажен тот, который таланты Господни не закопал в земле забвения или нерадения: но пустил их в торг, то есть, дал им надлежащее движение и течение! И они ему принесли безчисленный прибыток, да еще с приветствием самым желанным и ласковейшим от Бога: Добрый рабе, благий и верный! о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа Твоего (Матф. гл. 25, ст. 21). Аминь.
Говорено в Вифании 1805 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра