СЛОВО в неделю четвертуюнадесять по Пятдесятнице

стр.[277]СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ЧЕТВЕРТУЮНАДЕСЯТЬ ПО ПЯТДЕСЯТНИЦЕ

       Ныне чтенное Евангелие огласило уши наши сим неожиданным и страшным изречением: Яко многи суть звани, мало же избранных (Лук. гл. 14, ст. 24). Боже мой! на чтож было и звать тех, кои недостойны, или не могут быть между избранными? Кажется, что уже те, коих благоволил Бог призвать, должны быть и между избранными. Ибо премудрый Апостол Павел точно утверждает, что Бог не иных призывает, разве тех, кои уже к тому предуставлены; а когда уже они призваны по предуведению, и предуставлены, то потому удостоиваются быть и оправданными и прославленными. Их же, говорит точно Апостол, предуведе и предустави, тех и призва; а их же призвал, сих и оправдал; а их же оправдал, сих и прославил (Рим. гл. 8, ст. 30). Так стр.278 BORDER=по сему как быть может, чтоб было много званных, а мало избранных? Их же призва, сих и оправда; а их же оправда, сих и прослави.

       Зело желательно мне, чтоб всех званных вместить в число избранных. Ибо званные суть все вообще Христианы: так крайне было бы сожалетельно и посрамительно, чтоб и самые Христианы, быв гласом Евангелия призваны, и всех Его таин удостоены, однако со всем тем не были бы в числе избранных, то есть, в числе спасающихся. Мнози звани, мало же избранных.

       Сколько Бог даровал мне понятия и просвещения, я разсуждаю, что надлежит разуметь два призывания Божия, между собою свойством и действием различныя. Едино, о коем говорит Евангелие, а другое, кое утверждает Апостол. Евангелие говорит о призывании общем, коим Бог ко спасению призывает всех без изъятия, все на земли племена, все народы, и Еллина, и Варвара, и Скифа, и раба и свободнаго, и мужеский пол и женский, во все времена, начав от создания мира, доселе и призывать будет до скончания века. Призывает же Бог различными и многообразными случаями, коих и изчислить не возможно по свойственной Ему премудрости и о каждом промысле, судьбами стр.279 BORDER=для нас недоведомыми и непостижимыми. О таковом призывании говорит Спаситель во Евангелии. А избранный Его сосуд Павел говорит о призывании, коим Бог призывает тех, коих Он предуведал, что они звание Его примут, и Ему точно последовать будут; а по сему предусмотрению, Он их и предуставил быть избранными Его; Он их и оправдал и прославил славою благодати Евангельския и в жизни сей и в будущей. По первому о призывании разумению, многи суть звани, мало же избранных; а по второму, не много есть званных, но они все уже суть избранны.

       Однако надлежит при сем решить сумнение, почему же Бог и призывает тех, о коих Он предуведал, что они Его звание или не примут, или и приняв, но по Его правилам не будут жительствовать; а потому же Он их и не предуставил быть избранными Его и в числе спасающихся? При решении таковаго печальнаго для нас случая, возопием со Пророком: Тебе убо, Господи! правда, а нам стыд лица (Даниил. гл. 9, ст. 7). Вы дерзаете сумневаться, почему же Бог таковых и призывает? Призывает для того, да всяка уста заградятся, и стр.280 BORDER=повинен будет весь мир Богови (Рим. гл. 3, ст. 19); Яко да оправдишися, Ты Господи! во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти (Псал. 50, ст. 6). Конечно Господь оправдится и победит, егда вступит с нами в суд. Ежелиб Он кого либо не призывал, и его бы пренебрег, таковый по суете своей вздумал бы извиняться тем, что Бог не благоволил его призывать, не открывал ему Своей истины, и никаких к познанию ея способов и случаев ему не показывал и не представлял; и так вину свою дерзнул бы приписывать Богу, и Его обвинять, а себя оправдывать. Предупреждая таковый разврат человеческий Бог не изключает никого, всех до единаго призывает самым сильным гласом Евангелия, всем открывает истину, всем всякаго рода способы и случаи ко спасению показывает и представляет, всем на благопотребную к тому помощь обе руки простирает: но когда со всем тем несчастливый человек звания Божия не приемлет, или и приняв, но Его правилам не следует; тогда остается един человек неизвинительным, а Бог в неповинных умывает руце Свои: Он оправдывается во словесех Своих, и побеждает, внегда судити Ему. Звах, скажет Он им, и не послушасте, и простр.281 BORDER=стирах словеса, и не внимасте: но отметасте Мои советы, и Моим обличениям не внимасте. Темже Израилю! погибель не от Мене, но от тебе бысть (Притч. гл. 1, ст. 24 и след.).

       Доселе осматривали мы весь свет; ибо призывание Божие ко спасению простирается на весь род человеческий, и на все времена. Теперь приближимся мы к самим себе; ибо хотя все в свете человеки близки к нам, яко все нам сродные: но мы к себе, а паче всяк сам к себе есть ближе всех. Другие иноверные народы каким образом Богом были званы, и когда; сие испытание есть глубоко, и к теперешнему нашему разсуждению не принадлежит.

       Но что мы Христиане находимся в числе званных, в том сумнения никакова нет. Ибо мы благодатию Христовой отрождены все водою и Духом; мы, да со Апостолом скажу, просвещенны единожды, и вкусили дара небеснаго, и причастницы стали Духа Святаго, и добраго вкусили Божия глагола, и силы грядущаго века (Евр. гл. 6, ст. 4 и 5). Как таковых не признавать призванными от Бога? и как бы уже их не почитать и в числе избранных? Когда они уже вкусили дара небеснаго, и причастницы стали Святаго Духа, стр.282 BORDER=и добраго вкусили Божия глагола, и силы грядущаго века. Однако прилагает Апостол, что они со всем тем отпали. Но еще что-то и страшнейшее прибавляет, что они вторично распинают Сына Божия, и потому-де, уже безнадежно паки их обновляти в покаяние. Да и подобием сильным то объясняет, что земля-де, пившая, сходящий на ню множицею дождь; но со всем тем износящая терния и волчец, непотребна есть, и клятвы близ, ея же кончина, пожжение (Евр. гл. 6, ст. 6 и след.). Из сих слов Апостольских ясно видеть можем мы, что и самые Христиане, призванные гласом Евангелия, и помещенные в Церкви в числе верующих, могут отпасть; да так отпасть, что уже не остается более надежды к их обращению.

       Христиане! содрогнитеся, слышав сие. Не хвалитеся, что вы Христиане. Вы почитаетеся званными, но удостоились ли вы быть в числе избранных? Вы можете отпасть, и подвергнуться клятве и пожжению, яко земля неплодотворная и непотребная. Мнози суть званы, мало же избранных.

       Потребно для сего глубокое испытание, почему бы таковые от Бога призванные, и притом вкусившие дар небесный стр.283 BORDER=и глагол Божий и силу грядущаго века, и быв причастны Духа Святаго; однако со всем тем могли бы отпасть, изверженными стать из числа избранных, и подпасть проклятию и осуждению? Я по скудоумию своему заключаю, что таковые званные не вкусили дара небеснаго, и глагола Божия, и силы грядущаго века, не были они причастны и Святаго Духа. Ибо ежелиб они сподобились сии великие дары принять в душу свою, то, мнится мне, что не моглиб так отпасть, что уже и надежды бы не оставалось к их обращению. Они не приняли сих Божиих даров, а почиталися только, что аки бы их приняли (1 Кор. гл. 4, ст. 7). Они, по силе Евангелия, и по учреждению Церкви, крещены, миром помазаны, гласом Евангелия уши их оглашены: но все то составляло один наружной обряд; и как тот наружной обряд уставлен, единственно с тем, чтоб они удостоились принять в душу свою оные великие дары, и он над ними Церковию совершен, то они и почитаются, яко все оные дары в себя приняли: но как их ни сердце, ни душа, ни разум тому не соответствовали, то они самою вещию тех великих даров принять и не удостоились. Крещены, но душа их осталась неотрожденная Духом; миром помазаны, но по телу стр.284 BORDER=только, а душа их осталась в прежнем злосмрадном состоянии. Возвещаема им был глагол Божий, но они его принимали одними ушами, а действие его до сердца их не достигало. Возвещаемь им была сила грядущаго века, но они того не понимали. Возлагаемы на них были руки служителей Христовых с приглашением: Приимите Дух Свят (Иоан. гл. 20, ст. 22), но они к тому были безчувственны, и яко мертвые. И так они по совершенным Церковию наружным таинственным обрядам почитаются, что все оные дары Духа Божия приняли, но самою вещию принять того не удостоились.

       Почему и не удивительно, что они после сего всего отпали, то есть, из числа верующих стали, аки неверные. Да не можно прямо сказать, что они и отпали: ибо как им отпасть, то есть, лишиться всех даров Божиих, когда они их никогда в себе и не имели? Почитаются отпадшими, понеже почиталися в числе званных Христиан: но в самой вещи таковыми же неверными суть, каковы и до того были.

       Таковое разсуждение может устрашить многих Христиан, и заставит их во оправдание свое сказать: что они стр.285 BORDER=крещены во младенчестве, и в Христианство призваны, и приняты тогда, когда еще ни понятия о том, ни произвольнаго сердечнаго согласия, ни уверения о истине Евангелия иметь не могли. Все сие было совершаемо над ними по изволению родителей, а не по собственному их. Сие есть самая истина. Но Церковь могла принять вас во усыновление свое, когда родители ваши почитаются членами ея. Еда, говорит Спаситель, объемлют от терния грозды, или от репия смоквы? (Матф. гл. 7, ст. 16). То есть, собирают ли с терния виноград, или от репы винныя ягоды? Так можно ли было надеяться, чтоб вы, быв святый верных родителей плод, не показали в возрасте своем благородства своей природы? Могла ли Церковь усумневаться, чтоб вы, быв произращение винограда, произнесли терние, и быв произращение смоковнаго древа, произнесли репие? На сем священном основании Церковь приняла вас в недра свои, освятила вас таинствами, усыновила себе в несумнительной надежде, что вы по возрасте принесете плод достойный веры родителей своих, плод достойный чаяния Церкве. Что же вам, по преспеянии в совершенный возраст и в зрелое разсуждение, делать надлежало? Долг непременный и стр.286 BORDER=священный вас обязывал, дабы вы со всем вниманием и призыванием помощи Божией, всеприлежно взошли, что вы крещены, для чего сие и другия таинства над вами совершены, что они в себе заключают, какая в них сила, какия суть правила Евангелия, и чего они от вас требуют, чем должен отличаться Христианин от невернаго, для чего вас благодать Христова отводит от мира сего, и единственно велит стремиться к небу и к вечности, и какая есть сила грядущаго века. При таковом размышлении должны вы заимствовать себе помощь от чтения Божественных книг, и от наставления просвещенных учителей. Когда таким образом все свое внимание и тщание на сие обратите, тогда вы уразумеете силу таинств над вами совершенных; тогда вы оправдаете веру родителей своих, крестивших вас; тогда вы уверитесь о истине Евангелия; тогда-то вы почувствуете в себе действие отрождения духовнаго; тогда-то вы вкусите дара небеснаго, и добраго глагола Божия, и силы грядущаго века, и причастницы будете Духа Святаго. Тогда-то вы учинитесь истинные ученики Христовы, истинные Христиане; тогда-то вы будете не только званны, но и избранны.

       Теперь разсмотрим, так ли поступают Христиане? Что по Христианской стр.287 BORDER=вере над ними в младенчестве совершено, тогда они не чувствовали, и не понимали. А пришедши в возраст и в совершенный разсудок, начинают ли хотя тогда прилежно размышлять о сем важном деле? Едва ли кому то и в мысль приходит. Всяк начинает упражняться в том, что требует от него мир, тело, и житейское попечение. Земледелец всего себя занимает земледелием, купец купечеством, художник своим рукоделием, а более ни о чем; и всяк почитает довольным для себя занятием, когда сыщет себе протитание, и удовольствует жизнь сего века; а о душе, о ея благоустройстве, о вечном спасении, или совсем забывает, или, быв занят телесным упражнением, и времени к тому не находит. А которые быв отличны рождением, хотя упражняются и в науках, но в науках, коих все просвещение относится к счастию жизни сея временныя, но нимало к блаженству жизни вечныя. Да еще и сии науки человека высокоумием о себе надымать обыкли; то он еще начнет мудровать, все и священное пересуждать, иногда дерзает и осмеивать, и да со Апостолом скажу, возносится выше разума Христова (1 Кор. гл. 10, ст. 5).

       стр.288 BORDER=Вот каково всякаго состояния Христиан есть упражнение! а благочестие пренебрегается, или предается забвению. И для того-то Евангелие все сие изобразило притчею, что все званные на пир царский приити отреклися: иной за женитвою, то есть, любострастием; иной за куплею волов, то есть, торговлею; иной за куплею сел, то есть, многостяжанием. А все то земное, все настоящее; нет тут ничего, ни душевнаго, ни духовнаго, ни небеснаго. Так хотя с прискорбием, но понуждаемся мы со Христом Спасителем утвердить, и возопить, что многи званны, мало же избранных. Аминь.

       Говорено в Вифании 1805 года.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.