Нынешнее Церкви празднование на память приводит нам оный торжественный день, в который великий Царь Константин, в Христианских Государях первый, и мать его благочестивая Царица Елена, создали великолепный храм во Иерусалиме, и освящение его совершили с великою славою, собрав многих знаменитых Епископов из разных стран земли, как описывает то Евсевий ученнейший Епископ, быв сам всего того очевидец, и любимец Константинов. Сие торжество и великолепием отличный обряд, и самаго храма безпримерная огромность и красота удивлением и услаждением столь поразили всех сердца, что самая Церковь заблаго судила день тот вечной предать памяти, определив ежегодно его праздновать, что теперь и продолжается с лишком тысяча четыреста лет.
Не можем ли и мы, благочестивые града сего жители! что либо подобное обрести во обновлении и сего священнаго храма? Без мала пять сот лет, как здесь устроен Епископский престол: и на сем месте приносима была Богу безкровная жертва от многих богоугодных Святителей, из коих первый был Афанасий, в сие служение посвященный от святаго Алексия Митрополита Московскаго и всея России. Ныне по обыкновенному в течении времяни обращению, хотя свойственный сему престолу пастырь и преселен в другий град; но вместо того, по чудному устроению судьбы Божия, града сего Епископский престол учинен зависящим от самаго того царствующаго града, откуду он начало свое восприял, и препоручен правлению преемников святителя Алексия, посвятившаго в перваго сему граду Епископа Афанасия.
Ведаю, колико опечален был дух благочестивых града сего жителей, лишившихся собственнаго своего пастыря и чести града, Епископским престолом возвеличеннаго, и толикою древностию утвержденнаго. В таковой прискорбности вы возмнили, что и самаго сего престольнаго храма устроение лишится красоты своей, и следы пастырскаго пребывания будут заглажены. Можно было сего опасаться: но ваша вера, ваше усердие, ваша щедрота, ваши молитвы все то удержали и подкрепили. Се видим мы ныне сей Божественный храм, в лучшей красоте и благолепии, нежели что было от самого сего храма создания, от самого Епископскаго престола устроения. Откуду сие, откуду? Поистинне от Господа бысть сие, и есть дивно во очию нашею (Марк. гл. 12, ст. 11).
Пусть Иерусалимский великаго Царя Константина храм будет огромнее, будет великолепнее, и слава его знаменитее; но верую, что ваше усердие, и ваша вера суть не меньшия. То был Царь, и великий Царь: но Христос Господь благоволит принимать и две лепте убогия вдовицы, паче приношения богатых. Да еще могу сказать, что в сравнении вашего достатка с богатством всею вселенною обладавшаго Царя, щедрота ваша никак не была меньшая. Аще мы умолчим, камение сие возопиет. Се всюду на стенах сих сияет красота, всюду искусство художества, всюду ваше щедрое подаяние; всюду сколько священных изображений, столько языков, проповедающих ваше благочестие.
Поистинне ныне вы устроили новых в Церкви проповедников. Совершаемыя во храме сем чтения, пения, поучения, тайны все служат к просвещению, к наставлению, ко исправлению нравов, и к насаждению в сердцах Христианских страха Божия. Но сии священныя изображения, живо и в самых лицах представленныя, и на стенах и на столпах, и всюду, молчат ли? Нет! Они не молчат, они разглагольствуют с нами; они учат нас, наставляют нас, обличают, исправляют своими на нас святыми взорами; и тем действительнее, что когда гласы церковные умолкнут, и сила учителей ослабеет, а они вопиют непрестанно.
Открой только очи свои, и виждь! се! иной учит благочестию, иной терпению, иной нестяжанию, иной нищелюбию, другой кротости и смирению, сей воздержанию, той чистоте и целомудрию: а все, чтоб мы, проходя подвиг сей, не пристрастны были к земле; а возносили бы и мысль свою, и сердце и дух к небеси, к вечному нашему отечеству. Се, колико вы для себя и для всех, устроили учителей и проповедников! вы им будете одолжены своим в жизни наставлением: но и они некоторым образом имеют почитать себя вам должниками, что вы, поставив их, яко светильников на свещнице, не попустили, да сокрыты они будут под спудом, но да светят всем, иже суть в сей священной храмине.
Великая и святая взаимная связь! Они учители, вы их ученики; они желают вас учить, а вы желаете учиться от них. Великая похвала ученику, когда охотно учителя наставление приемлет: а еще большая ученику похвала, когда он сам тщательно для своего обучения учителя изыскивает; изыскав, посажает его на кафедре учительской, а сам пред ним благоговейно стоит, отверзает уста, и уши и сердце свое к принятию его спасительных поучений, и горняго просвещения, и отходит от сего источника, яко губа миром напоенная.
Таковую вы заслужив похвалу от Бога и человек, не должен ли я опасаться, дабы вы сим не возгордилися, аки бы столь великое Богу посвятили приношение, что уже Он большаго от вас и требовать не может. Нет! благочестивые Христиане! хотя я, дабы от вас сие было, и не опасаюся, однако в предосторожность почитаю за пастырский долг нечто сказать вам в наставление ваше.
Сей храм сколькоб преукрашен и великолепен ни был, но он есть вещественный и наружный: а есть другий храм духовный и внутренний. Сей храм есть сами вы. Послушайте, что возглашает Апостол: Храм Божий свят есть, иже есте вы. Вы есте Церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. гл. 3, ст. 16). Ежели сей храм вещественный толико украшаете вы, то колико несравненно более должен украшен быть храм ваш внутренний. Постыдно нам будет взирать на самыя сии преукрашенныя стены, ежели душа наша будет безобразнее их; стены тогда возопиют: мы благолепны, а вы отвратительны: мы позлащенны, а вы замараны: мы сияем, а вы помраченны. Всяк на нас взирая любуется: а на вас взирая, Бог и Ангелы оскорбляются. Мы представляем вид приятный и веселый, а вы смущенный и унылый. Таковое посрамление не дай Бог, чтоб на нас пало, и все иждивение на украшение сего храма употребленное осталось бы тщетным. Не дай Бог, чтоб между сим храмом вещественным и нашим внутренним такое было несогласие и раздор.
Мы теперь празднуем обновление храма сего, вкупе с празднованием обновление славнаго храма Иерусалимскаго. Совершим же обновление и самих себя. Сей храм обновляется переменением вида, из хуждшаго в лучшее, из малоценнаго в драгоценное; обновляется призыванием святейшаго имяни Божия, и благодарением за Его поданную помощь и содействие. Но обновление внутренняго нашего храма бывает иным образом; а каким, послушайте о том не меня грешнаго, но Пророка Исаии: Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечестивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко попремногу оставит грехи ваша (Исаии гл. 55, ст. 6 и 7). Се истинное внутренняго храма обновление!
Кто быв не благочестив, положил в сердце своем отселе во храме служить Богу духом и истиною, и поучатися в законе Его день и нощь, тот обновил храм сердца своего. Кто не воздержный решил впредь хранить воздержание и трезвость, тот обновил храм свой душевный. Кто блудник и сладострастен положил обещание отселе хранить чистоту и целомудрие, тот обновил внутренний храм свой. Кто скуп и сребролюбив, решился впредь быть человеколюбив и податлив для бедных и неимущих, тот обновил духовный храм свой. Кто враждебен и злобен возжелал прервать вражду, отложить злобу, и со всеми жить мирно и кротко, тот празднует обновление храма своего душевнаго. Кто горд и вознослив смирит себя пред Богом и человеки, тот с мытарем оправдится и обновится. Кто безпечен и привержен только к земле, отселе и мысли и сердце будет возносить к небеси, и не столько о счастии земном, сколько о блаженстве вечном помышлять станет, тот в радости духа будет праздновать праздник обновления своего. Таковаго-то обновления требует и взыскивает от нас Бог!
Сего храма обновление соедините, любезныя братия, соедините, молю, с таковым души вашея обновлением. Тогда-то обновление наше будет полное; тогда-то празднование наше будет совершенное, и торжество по всему радостное. И сие внутреннее обновление продолжить вам и совершить, я предусматриваю, что нет великаго затруднения. Ибо вы уже оное начали, когда столь горячо возусердствовали вы обновить храм сей, и на украшение его столь щедрое учинили подаяние, каждый по силе своей, сие, как иначе принять, разве что оно проистекло из источника благочестия вашего, и из усердия к Богу и к святому жилищу Его? Когда же так, то уже вот и положено святое основание обновления внутренняго душевнаго храма.
Украшая сей храм, украсили вы свои души: и из храма сего рукотвореннаго, проложили себе путь во храм вечный нерукотворенный на небесех. Не обидлив Бог, чтоб забыть труд ваш и усердие и щедроту. Се Господь грядет, и мзда Его с ним (Апок. гл. 22, ст. 12). Да уже и вижу я Господне за сие вам воздаяние. Сему вашему тщанию и усердию восписую я, что Бог подвигнул сердце Помазанника своего, в сиеж самое время даровать граду сему облегчение в телесных и житейских нуждах его.
Приидите убо, возрадуемся Господеви, и возвестим дела Его с веселием и благодарением. Приидите и вы, некоторые жалкие града сего жители, сих священных церковных соборов наших чуждающиеся; приидите, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Един Господь, едина вера, едина Церковь, един град, едина во граде да будет душа, яко столп бурею заблуждений неколебимый, сходственно с своим именем: ибо Коломна по нашему наречию столп означает; да вси едиными усты и единым сердцем прославим и воспоем Бога Отца, и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Говорено в Коломне, в Соборной Церкви 1804 года, Сентября 13 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра