СЛОВО на новый 1807 год

стр.[446]СЛОВО

НА НОВЫЙ 1807 ГОД

       Слава Богу! паки новый год начинаем. Как вода в реках не престает течь, так и время проходит. Последуют дни за днями, годы за годами, и за веками века, и все скрывается в неизвестность, доколе вышняя неиспытанная судьба все то, или совсем кончит, или в новом лучшем виде и течении откроет.

       Но мы не одолжены о сем разсуждать по философским мира сего началам. Они крайне мрачны, и неосновательны, яко состоят в одних догадках. Помышления бо смертных боязлива, и погрешительна умышления их (Прем. гл. 9, ст. 14). Ибо обуил Бог премудрость мира сего (1 Кор. гл. 1, ст. 20).

       Мы Христиане: нам вышняя небесная открыта Философия: нас осиявает свет Евангелия. В сем свете видим мы, как течет время, кто оным управляет, к какому концу все приводится, чем, и когда все кончится, какое будет мира сего преображение, и как время уступит свое место вечности. Мы убо Христиане, должны разсуждать и судить по сим началам, началам несумнительным, священным и Божественным.

       Держась сих святых начал поищем мы, чем себя ободрить и утешить против прискорбных чувствий, какия нам не редко причиняет поспешное течение времяни и скорое годов прехождение. Ибо хотя наступающие одни годы за другими мы и называем новыми: но они нас приводят к старости, и к неразлучным от старости болезням; а притом приближают и к гробу и смерти.

       Хотя мы все вечные Божии законы должны почитать со благоговением, и не только противу их не роптать, но сносить их великодушно, даже с благодарностию; ведая, что Отец наш небесный милует и любит нас, и ничего не сотворил и не творит, разве что полезно нам. Однако со всем тем немощь плоти противу того не всегда может крепко стоять, малодушествует и унывает. Но Промыслитель наш ведает человеческаго существа немощь; Он Сам милостиво в оное облекся, и быв сам искушаем, может и нам искушаемым помочь (Евр. гл. 2, ст. 18). Сию помощь Он открыл и предал нам в Своем спасительном законе. Внимая Его гласу слышим, что мы не столько должны думать о сем скоротекущем времяни, днями и годами изчисляемом: но более должны помышлять о вечности, которая есть всегда неизменна, конца не имеет, и при том всегда блаженна.

       Ах! так краткость нашея жизни стоит ли того, чтоб об ней сокрушаться, когда она заменяется блаженною вечностию? Протекайте скорее годы, поспешай проходить время; не удерживай дряхлая старость, чтоб нам без умедления достигнуть сего блаженнаго обещания, и вечно наслаждаться им. Были люди, которые таковым расположением ознаменовали себя. Таков был великий Павел, который небоязненно говорил: Хощу разрешитися и со Христом быти; мне, еже жити, Христос; а еже умрети, приобретение (Филип. гл. 1, ст. 23 и 21). А другий быв Царем, но ничего в мире не нашедши, кроме горестей и бедствий, окаевал свою долгую жизнь. Увы мне! пел он со слезами, яко пришельствие мое, то есть странствование на земли сей, продолжися (Псал. 119, ст. 5). Но таковые мужи для нас не подражательны: они были особаго великаго духа, особыя великия меры веры. От нас ожидать того не надежно, а потому и требовать трудно.

       Так живи себе спокойно, храни свое здравие, яко Божий дар, и продолжение жития почитай благословением Господним; только сам берегись, чтоб не отяготить старость свою болезнями, которых источник наиболее есть, произвольныя наши страсти, страсти, коим мы даем всю волю, особливо в младых летах; ими разстроиваем свой состав телесный, и подвергаем его припадкам различных болезней. Стражда ими, сожалеем о летах своих прежних неосторожно прожитых: но уже возвратить, и испорченное поправить не в силах; и чрез то старость, саму чрез себя сносную, отягощаем, и она бывает нам иногда мучительною. И так не только, чтоб старость облегчить, но и продолжить жизнь, надобно в младых летах обуздовать страсти, и проходить всю жизнь под руководством страха Божия. Таковым образом проходя жизнь, и долгое поживеши время, и старости дряхлость будет сносная, и окончишь жизнь, яко созревшее яблоко спадает с своего древа.

       Однако пусть по человечеству от старости ты изнемогаешь: но се стоит пред тобою Ангел утешитель, и открывает тебе книгу написанную перстом Бога живаго, Бога, иже есть Владыка твоего живота и смерти. В ней пишется: Сеется тело в немощи, востает в силе (1 Кор. гл. 15, ст. 43). О отрада всякую болезнь исцеляющая! Сеется тело в немощи, востает в силе. Кто сей истине не верит, она ему никакова облегчения не доставит. Но кто убедительно сему верит, и сие уверение всегда в мысли и в сердце содержит, тот может ли не ободриться, в какой бы ни был немощной старости; да и устрашится ли таковой самаго состава своего чрез смерть разрушения?

       Примечательно сказано сие слово: сеется. Ибо оно заключает тела нашего востание и обновление. Что сеется, то не умирает: но после, как бы умерши, возрастает, да еще, быв прежде голое зерно, с большим и изобильным плодом приходит. Так как же оному Божию глаголу о нас изреченному не верить? разве мы тело свое почитаем хуже всякаго и подлаго зерна? Но от просвещеннаго Евангелием Христианина не льзя сего несмыслия ожидать.

       Знаем мы, как тело наше, особливо в старости, и при смерти немощно, и какими болезнями удручается: но не знаем, какая то сила будет, в каковой обновленное тело востанет. Сеется тело в немощи, востает в силе. Я бы желал и для себя и для вас оную силу объяснить, но и сам оную не понимаю; а довольным почитаю, и для себя и для вас, когда уверен, что тело наше немощное востанет в силе. Ибо когда место немощи заступит сила, то конечно никаким не только болезненным припадкам не возможет быть подвержено, но и соединившись с душею блаженною, будет вмещать в себе все чувствия сладости и удовольствия райския, без всякой измены и помехи на веки. Все сие не сильно ли укрепить нас в немощах старости? не сильно ли ободрить против самых страхов смерти?

       Сильно, думаю, признаете вы, но надобна-де для сего не малая вера. Конечно потребна не малая вера: ибо без веры, как говорят, и лечиться не возможно. Кто не доверяет лекарю, тот его, или подаемыя от него лекарства, не примет; а потому или болезнь свою продолжит, или наконец доведет ее до неизлечимости. Кто же Богу не верит, и врачевства от Него предлагаемыя не приемлет, какой ему помощи ожидать в своих болезнях, или утешения в своей смерти? Не бойся, токмо веруй (Марк. гл. 5, ст. 36), сказал Врачь душ и телес одному больному: и он убоялся своих мудрований, всех производимых, слабым человеческим разсуждением, противу сего сумнений, и добросердечно уверовал, и исцелился и телом и душею. Не бойся, токмо веруй.

       Сие слово Спасителево, не бойся, требует объяснения кого и чего бояться? Кто больной не желает себе здравия? Сие слово, не бойся, надобно, принять в вышшем смысле. Вера в лекаря человека есть иная; а иная вера в Бога. Вера в лекаря человека состоит в том, когда я уповаю, что он от болезни излечит: но вера в Бога должна быть вышшая. А имянно, что вера наша в Него и тогда не должна ослабнуть, когдаб Он в наших немощах не дал нам Своей помощи, а оставил бы нас страдать ими. Он есть всеведущ, все творит правосудно и благопромыслительно, и все устрояет для нас к лучшему. Он тогда предвидит, что сии страдания приводят нас в чувствие и в раскаяние; и что сими страданиями почитает правосудие Свое удовлетворяемым, чтоб избавить нас от будущих безконечных казней. Не бойся, токмо веруй, что Он творит ли по твоему желанию, или не творит, все о тебе устрояет к лучшему.

       Таковою верою быв укрепляемы, мы будем смотреть на проходящие времяни сего годы без внимания, старости долголетной достигнем, болезни ея великодушно пренесем, и смерть сретим безбоязненно. О когдаб сего благополучия сподобил Господь Бог, как всех вас, мою возлюбленную о Христе паству, так и меня недостойнаго пастыря!

       Я уже по промыслу Вышняго достиг летами своими предела жизни Пророком назначеннаго. И уже пятдесят лет пастыреначальник Христос благоволил употребить меня орудием проповедания истины Евангелския. О когдаб семя Его святое было не безплодно! Аз насадих, Аполлос напоил, а Бог возрастит (1 Кор. гл. 3, ст. 6).

       Но благодарю Тебе, Владыко, Отец, Господи небесе и земли, яко влагал Ты и мысль в дух мой, и слова во уста мои, ко спасению моему и других, чрез толикое лет число; я жертву сию благодарности приношу Тебе от всего моего сердца, пред жертвенником сим, и пред сею святою Церковию; а пастве моей возлюбленной испрашиваю как в сей новый год, так и во многие будущие лета, Твое всемогущее и благодатное благословение. Аминь.

       Говорено в Чудове.

       КОНЕЦ ХХ ТОМА.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.