СЛОВО на новый 1805 год

СЛОВО

НА НОВЫЙ 1805 ГОД

       При начале новаго года, мы ничего новаго не видим; все идет по старому. Нет ничего новаго под солнцем (Еккл. гл. 1, ст. 10), говорит премудрый Соломон. Какое течение всех вещей было в прошедшем году, таково же и в наступившем. Но приметить однако можем, что на круге земном бывают знатныя перемены.

       Первая естественная перемена, что все растения на земли зимою как бы умирают, а весною воскресают; и так стр.147чрез непрестанныя в каждом году перевороты природа земная как бы умирает и возраждается.

       Вторая перемена, что в иные годы страшныя на небеси и на воздухе, и на земли и на морях открываются явления; на небеси необыкновенныя знамения, на воздухе страшныя бури земныя здания колеблют и опровергают; а на мори множество кораблей и с людьми и с драгоценными товарами поглащает бездна. На воздухе же страшные громы рычат ужасно, и потрясают и здания и землю и самыя наши сердца; а в тоже время молнии ослепляют очи, поражают души, убивают и человеков и скотов, и зажигают села и грады и леса; а на земле, где мы обитаем, сколько таковых бывает злоключений и изчислить трудно. Иногда она трясется, и трясением разверзается, и оттуду иногда выходит огнь, и все окружное поядает; а иногда вода и все потопляет, колебанием своим горы опрокидывает в бездонныя пропасти; а на равных местах внезапу возникают горы.

       Что же скажем мы о гладах, о морах, о пожарах, о наводнениях, о войнах, о междоусобиях, о бедах во градех и в пустынях, о бедах от разбойник, от сродник, от лжебратии, и проч. и проч.? Поистинне, куда ни обратим очи свои, везде и весьма часто таковстр.148ыя несчастия, нас окружающия, узрим. Господи! камо пойду от духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? (Псал. 138, ст. 7). Но почто от Него бежать? лучше к Нему же прибегать. Он поражает и исцеляет; Он убивает и оживляет. Открывается, написано, гнев Божий с небесе (Рим. гл. 1, ст. 18): а когда с небесе, то мы, везде и отвсюду быв окружены небом, где укрыться можем?

       Некоторые, разсуждая об оных страшных, и почти непрестанных на земли явлениях и преобращениях, думают, что аки бы мир стареет. Подлинно можно осмелиться сказать, что природа не есть в той силе и свежести, как она с начала вышла из рук премудраго Художника. Похоже на то негде и Пророк говорит: Вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся (Псал. 101, ст. 27).

       Но не входя в сие разсуждение, яко до нас не принадлежащее, полезнее испытать, не стареем ли мы, не стареет ли род человеческий. Я не говорю здесь о старости тела, о старости или младости лет наших. Пусть наша жизнь останется в пределах, от Творца поставленных. Краткая ли, или долгая жизнь, сама по себе не делает нас ни лучшими, ни хуждшими. Суть младые добродетельны, суть и старцы развратны; но важно стр.149для нас испытать, не стареем ли мы по душе, не стареем ли мы по нравам своим. Естьли мы благочестивы и добродетельны, то мы и в старости лет млады, и младостию цветущею и святою; а ежели мы нечестивы и развращенны, то и в младости лет мы стары и дряхлы, и старостию безчестною и пагубною.

       Таковой печальной в нравах старости не льзя не признать; как не признать? А почто же оныя страшныя и непрестанныя явления с небеси, разорительныя колебания в воздухе и в водах, несчастливыя приключения на земле? Разве они для добродетельных и непорочных? разве ими Бог поражает за благочестие и святость? О! нет! Благ Бог Израилев для правых сердцем (Псал. 72, ст. 1). Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (Псал. 90, ст. 7). Говорит негде Бог праведнику: Положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду (2 Моис. гл. 33, ст. 22). Но и точно закон Божий утверждает, что все злоключения определены в казнь грешникам; даже самый ад и огнь вечный уготован не человеку, но диаволу и аггелам его; а после он же обратился и для грешников, творящих дела диавольския.

       стр.150Однако ожесточенные в разврате, и мудрованием своим думающие себя успокоить, говорят: все-де сии в стихиях перемены бывают от натуры по естественным причинам. Никто не спорит, что сие бывает по натуре; но что есть натура? разве орудие в руках Бога всемогущаго? Он ее распоряжает по Своей власти, и не нарушая в ней порядка, Им же устроеннаго, обращает оную ко исполнению Своих премудрых и праведных намерений и судеб; но так премудро и человеколюбиво обращает, что одни и теже наказания бывают иногда не только для грешных, но и для праведных; с тем однако различием, что для грешников, коли не покаются, служат они только наказанием, да и указанием на будущия вечныя казни; а праведникам служат они же ко очищению некоторых их слабостей, к побуждению не ослабевать терпением в своем благом подвиге, и к вечной многой мзде на небесех.

       Положив убо, яко все злоключения, бываемыя на земле, суть наказания за грехи человеческие, должно заключить, что мы, когда грешим, и в грехах не раскаеваемся и не исправляемся, что мы тогда стареем, ветшаем, сами себя ведем, и спешим ко истлению. И потому Апостол, утверждая нашу мысль, весьма справедливо человека грешника называет челостр.151веком ветхим, и велит тщатися, дабы мы совлекли с себя ветхаго человека, а облеклися в новаго (Ефес. гл. 4, ст. 22 и 24).

       Так помыслим же, что старость телесная не вдруг наступает, но постепенно. Прежде помалу ослабевает человек, потом более и более, а наконец в такую придет дряхлость, что уже все почти чувства не действуют; едва двигаться может, страждет всем составом, доколе все то не окончает смерть. Так и старость душевная не вдруг наступает, но постепенно. С начала впадает человек в малыя погрешности, и так называемыя слабости; потом сии малыя слабости более страсти усиливают; усилившися страсти, поведут к большим порокам, далее к беззакониям, еще далее к злой привычке, которая, как говорят, перераждается в природу, и которую преодолеть уже иногда превышает все усилия.

       Но все ли тут? Нет! человек до такова развращения дошедший, чтоб и совесть свою, его мучащую, как нибудь успокоить, и чтоб других добродетельных обращенное на него внимание от себя отвратить, да еще и их и презреть, начнет мудровать; и собою любуяся, сам себе говорит: я честной человек; все мои погрешности суть одне слабости, стр.152человеку свойственныя; не стоит того, чтоб об них и думать. Какие ады? какие огни? Все те, кои выставляют себя за благочестных и добродетельных, суть ханжи и лицемеры. Они что-то начитывают, в каких-то книгах; а я следую здравому разсудку своему и премудрой Философии.

       Таковое умствование уже оставит его спокойным: он о исправлении своем и покаянии и думать стыдится, доколе внезапу не восхитит его Бог на суд свой истинный и праведный. Таковое мудрование есть последний степень разврата человеческаго, и его слово Божие называет глубиною зол. Грешник, говорит, аще приидет во глубину зол, нерадит (Притч. гл. 18, ст. 3); то есть уже и помышлять перестает о своем исправлении.

       Мы не можем не признать себя пред Богом грешниками; и потому есть во всех нас некоторое сея душевныя старости тление: но до какова достигли мы степени сея старости; до малаго ли, или великаго, или уже до последняго, сие судить и решить принадлежит единому Богу. А некоторыя тому приметы слово Божие и нам открывает.

       Христос ученикам своим определил быть здесь под крестом, то есть жить не в прохладе, не в увеселениях, не в роскоше, кольми паче не в сладостр.153страстиях; но в трудах, подвигах, во многом терпении, во всегдашней осторожности и от своих страстей, и от мирских соблазнов. Ежели мы так Христов крест несем: то воздадим благодарение Богу, от душевнаго обветшания и тления нас предохраняющему; а ежели не так, то содрогнемся, да не како тогда, как мы говорим: Мир, мир, внезапу постигнет нас всегубительство (1 Сол. гл. 5, ст. 3).

       Вторую же примету объявляет Апостол Павел. В последние, говорит, дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителям противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовны, непримирительны, клеветницы, невоздержницы, не кротцы, не благолюбцы, предатели, наглы, напыщени, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, но силы его отвергшиися (2 Тим. гл. 3, ст. 1 и след.). Сии слова Апостольския положите вы в сердца свои, и сами об них судите с совестию своею, чего по сему ожидать надлежит.

       Прилагает еще к тому Апостол, говоря: Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? (2 Сол. гл. 2, ст. 5). Сии Апостольския слова дозвольте мне, братия, приложить к себе: Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? стр.154Многократно и на сем, и на других священных местах, напоминал я вам словом Божиим, дабы оберегать себя от тления века, и от соблазнов мира.

       Ибо возложил на нас Бог не по достоинству, но по неисповедимым Своим судьбам долг пастырства. Се уже оканчивается тридесятый год, как сие бремя возложено на мои слабыя руки. Приношу Богу всею душею благодарение пред жертвенником сим, и пред лицем всея Церкви, за Его ко мне долготерпение и за благодатное содействие в малых и недостаточных трудах моих. По возможности проповеданием слова Божия тщился я отвести, или хотя уменьшить старость душевную, от жителей града сего и паствы моея; и проповедаю велегласно, яко многими утешался мой дух, усердными слова Божия слушателями так, что я с темже Апостолом, сим младенцам Христовым, кроме гордых мудрецов мира сего, могу дать сие свидетельство: Мы же должни есмы благодарити Бога всегда о вас, братие возлюбленная от Господа, яко избрал есть вас Бог от начала во спасение во святыни духа и веры истины (2 Сол. гл. 2, ст. 13).

       Да благословит их Бог всяким благословением духовным, и в жизни сей и в будущей; и притом прошу, да молитвами своими помогут мне окончить стр.155течение подвига моего богоугодно, и подать мне прощение, в чем пред кем либо согреших.

       А всем желаю, дабы при помощи Бога милосердаго, совлеклися ветхаго человека с деяньми его, и облеклися бы в новаго человека, святынею и правдою о Христе Иисусе Господе нашем; и тако бы сподобились воспраздновать новый год тамо, идеже есть свет невечерний. Аминь.

       Говорено в Чудове 1805 года, Генваря 1 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.