СЛОВО на крещение Господне

стр.[167]СЛОВО

НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       Господь наш Иисус Христос о учении Своем, как нам его разуметь, сие дал правило: Глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть (Иоанн. гл. 6, ст. 63): то есть, что ни предписал Он нам, должно принимать не телесно, но духовно, не по наружности, но по внутренности; и таковое-то разумение, и его употребление будет нам полезно и животворно. Глаголы, яже Аз глаголах, дух суть и живот суть. К сему правилу должны мы относить все богослужение; и внешний обряд церковный к сему же правилу принаравливать надлежит.

       Крещение Господне совершилось уже давно, да и мы по заповеди Его крещены в самом младенчестве. Для чего сие крещение уставлено, и для чего крещены мы, Христианину должно быть известно. Но для чего же каждый год воспоминать об нем?

       Церковь знала, что мы слабы, и что обязательства свои удобно забываем, или стр.168о исполнении их нерадим, уставила ежегодно то нам на память приводить. И для сего определила, чтоб в сей день творить водо-освящение, еще и с крестным торжественным произхождением, чтоб представить пред очи наши и самое крещение Господне, и чтоб мы, видя оное, более утверждены были, сколько нужно нам грешникам крещение, и сильнее впечатлеть, какия обязательства при крещении мы на себя приняли.

       Уставление святое и для нас зело полезное! Но весьма мы должны при сем памятовать, что глаголы, яже Он глаголал, дух суть и живот суть; то есть, чтоб мы все то принимали не по телу, но по духу, не по наружности, но по внутренности. Когда вода молитвами освящается, и погружается в ней животворящий крест, и происхождение с крестным ходом бывает торжественное; все сие есть тело, а не дух; все сие есть наружность, а не внутренность. Глаголы, яже Аз глаголах, говорит Спаситель, дух суть и живот суть. Следовательно все и церковные обряды должно принимать по сему правилу; и тогда-то они будут и полезны и спасительны. Так разсмотрим же хотя кратко, дабы не развлечь ваше внимание, сии обряды церковные.

       Молитвы читаются над водою для того ли, чтоб освятить воды? Вам известно, что воды сами чрез себя суть стр.169чисты и никакова порока в себе не заключают. Они точно таковы, как их естества устроил Творец. К чемуж их более освящать, и над ними молитвы провозглашать? Сие творится в отношении к нам, к нашим душам, что как вода омывает и очищает тело, так бы мы благими делами и покаянием очищали свои души; и как мы сего сами собою сотворить не можем, то испрашивали бы того своими молитвами от вседействующаго Бога.

       При том во оных освященных водах погружается святый крест: для чего сие? имеет ли нужду самый крест погружаем, и как бы сам Христос, на нем распятый, паки второе и многократно крещаем быть? Никак! и мы второе креститися не можем, кольми паче сам Христос в таковом повторяемом крещении нужды не имеет. А сие творится для того, первое, дабы мы признавали, что непременная есть нужда нам креститися. Ибо когда безгрешный и чистейший креститися благоволил, то как мы грешные, в беззакониях зачатые и во гресех рожденные, не признаем в том для себя необходимости? Не подумайте, чтоб вода сама собою могла очищать наши грехи. Никак! вода есть вещественна, а грехи суть невещественны. Как же вода, яко вещественная, может очистить грехи, кои суть невещественны? стр.170Но вода есть токмо знамением Духа Божия, могущаго очистить грехи наши. Видишь, что вода очищает замаранное тело; так Дух Божий очищает оскверненную душу. Уже ли вода сильнее очистит наше тело, нежели Дух Святый очистит нашу душу? Омытое водою тело становится чисто, и взору нашему приятно; а без того отвратительно и гадко. Так и душа, Духом Божиим под знамением воды очищенная, становится чиста, и не токмо нашему, но и самого Бога взору приятна.

       Второе, чтоб помнили мы свои в крещении обязательства. Я слышал, что часто воинам прочитывают те уставы, кои должность их содержат; кольми паче воинам Христовым часто надлежит напоминать те обязательства, кои они на себя в крещении приняли. Обязательства великия! Ибо подвиг, в который вступает воин Христов, есть велик зело. Война ему противу всего мира, противу козней диавольских, даже противу своея плоти, противу самаго себя. Какое потребно для сего мужество, какой дух, какая осторожность! Бдеть и крепко стоять надлежит на сей Божественней стражи. Отвсюду неприятель, отвсюду козни и соблазны. Возмогайте убо о Господе, напоминает Христианам Апостол, и в державе крепости его. Приистр.171мите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше, устояти (Ефес. гл. 6, ст. 10 и 13). К сему-то нас ведет день сей; на сие-то указывает нам ныне совершаемый обряд церковный.

       Погружается животворящий крест. Что же есть сей крест, разве знамение страдания и смерти Христовы? Сила великия жертвы крестныя сокрушила всю силу вражию. Она-то и в подвиге нашем необходимо потребна. Мне, говорит Апостол, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Но почто ты Апостоле! сим крестом хвалишися? Для того, отвечает он, яко им мне мир распяся, и аз миру (Гал. гл. 6, ст. 14). То есть, произвел он во мне такое действие, что совсем развязал меня с миром, а его со мною; и я уже почитаю себя миру непринадлежащим, а его мне. Великая сила и действие!

       В подвиге нашем да прибегаем к сему оружию непобедимому. Смерть Христова умертвила нас миру; что же враг над мертвым учинить может? Смерть Христова оживила нас к животу вечному; что же враг учинить нам стр.172может в жизни сей, когда мы уже живем не сею жизнию, но жизнию небесною; дышем не воздухом сим тленным, но дыханием Божиим во веки неизменным?

       Взирая убо, ты Христианин! на знамение креста, на погружение его в воде, и на все церковнаго обряда совершение, воззри вкупе мыслию твоею, духом твоим, верою твоею, и на все то, что сим означается, и к чему все то руководствует. Ежели сей взор твой будет просвещенный, ежели действием его привлечешь в душу свою силу Христову, то будет тебе плодоносно празднование дня сего; будет обряд сей церковный уже не обряд, но существенный души твоея догмат; и глаголы, яже Господь изглаголал, будут тебе дух, будут тебе и живот. Аминь.

       Говорено в Москве, в Богоявленском монастыре 1805 года, Генваря 6 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.