В сии святые дни часто в пениях церковных повторяется сие достопамятное слово, Пасха: но мню, что не все сего слова силу разумеют. А разуметь оное и полезно и нужно, дабы познали, сколь великий от Господа получили мы дар; а потому более бы почувствовали в себе радости, и большую принесли бы Благодетелю своему благодарность.
Пасха значит по нашему, прехождение, или переход. Наименование сие произошло от сего случая. Израильтяне жили некогда в Египте: они были пришельцы в земли сей; перевел их туда оный великий и святый муж Иосиф, когда имел полную власть во Египте. По смерти его, Египтяне их, яко пришельцев, стали утеснять: а яко идолопоклонники, их, яко истиннаго Бога почитателей, а Египетских богов, яко ложных, гнушающихся, ненавидели, мучили всякою работою безчеловечно дотоле, что Израильтяне, вышед из терпения, стали просить Египетскаго Царя, чтоб он их, яко вольных, из своей земли выпустил, и дал бы им свободу служить Господу Богу не в горести души, но в отраде и спокойствии. Царь Фараон на сие не только не согласился, но еще более работами и притеснениями всякими мучить стал: даже до того довел тираннию свою, что повелел каждаго младенца, кто вновь родится мужеска полу, умерщвлять, дабы их род совсем искоренить. Сему жребию подпал было Моисей: но дивными судьбами Божиими сохранен, да еще воспитан в доме царском. Бог, вступившись за притесняемую неповинность, хотя уже и Царя и все его царство карал различными казнями, дабы смягчить их жестокосердие, и склонить, дать свободу народу его почитающему, но мучимому; однако ожесточилось сердце Фараоново и всех Египтян так, что уже и хулы изрыгал Фараон, говоря: Что за Бог Израилев, чтоб я послушал его? (Исх. гл. 5, ст. 2). Напоследок Бог, преклонившись милосердием к людям своим, и открыв мстительную всемогущую силу Свою, одною рукою вывел Израильтян из Египта, и открыв глубину морскую, провел их чрез море, яко по суху; а другою поразил Фараона и всех слуг его, потопив их в море, яко олово в воде зельней. Таковое видя чудо Израильтяне, таковое чувствуя избавление, таковым восхитившись безпримерным Божия милосердия и провосудия действием, возскакали от радости, возторжествовали, воспели все единою душею, и едиными устами: Поим Господеви, славно бо праславися (Исх. гл. 15, ст. 1). А Мариям, сестра Моисеева, собрав лик дев, тоже пение умножали, при радостном шуме тимпанов и кимвалов и органов и всех мусикийских орудий. И сей славный день положили они, по повелению Божию, праздновать каждый год, и назвали его, Пасха, или перехождение, то есть, прехождение из земли Египетския, из места несносныя работы, в землю покоя, в землю обетованную, да и прехождение с чудом соединенное: Огусте бо, яко стена море, и сынове Израилевы проидоша сушею посреде моря (Исх. гл. 15, ст. 8). Таков был праздник древний Иудейский: и по сему он наимянован Пасхою.
Егда прейде сень законная, благодати пришедшей; егда явился на земли не Моисей, но сам Моисеев Господь; егда открылось избавление гораздо большее, нежели каково было оное Израильтян; егда явились чудеса Божия милосердия и правосудия несравненно превосходнее, нежели прехождение Израиля чрез море, и избавление его из Египта: тогда, тогда-то помазанные духом Христовым Христиане удивились, изумились, пришли в восторг; ибо просветившись Духом Святым, узрели, что все то, что было в Египте, есть един только образ, а не самая вещь; едина только тень, а не сущее тело.
Как! начали они в себе размышлять, Как! не уже ли Бог промышлял об одних только Израильтянах; а весь прочий человеческий род, и бывший и настоящий и будущий пренебрегал? Уже ли Он помышлял только об Египте и об одном от работы Египетской избавлении, да о земле только обетованной, гдеб всякое плодов земных изобилие послужило к насыщению тела? Никак! Сие не можно согласить ни с высотою величества Божия, ни с Его благостию, чтоб Он только пекся, дабы нас свободить от работы телесной, и доставить удовольствие одному телу. Никак! работа телесная укрепляет дух; чем более внешний человек, то есть тело, тлеет, тем более внутренний человек то есть, душа, обновляется. Чем более пресыщается тело, тем более ослабевает дух; ибо и сами оные Израильтяне, когда взошли в землю обетованную, утыли, отолстели и забыли Бога, спасшаго их. Не пресыщением тела, но многими скорбми входят в истинное блаженство, и путь, вводящий в оное, есть не пространен, но тесен.
Так что же нам нужды до Египта, и до работы его? что нам нужды до земли обетованной? что все относится только к телу. Нет! Бог вышшее и лучшее что нибудь о нас предопределил. Видим мы, говорят Христиане, просвещающу их Духу Святому, видим, что Египет есть мир сей, прелюбодейный и грешный; Фараон и раби его, есть диавол с своими служителями; работа Египетская есть грех: ибо всяк творяй грех, есть раб греха (Иоан. гл. 8, ст. 34). Сия-то работа есть мучительская и страшная. Земля обетованная есть царство благодати на земли, и царство славы на небеси. Прехождение чрез чермное море есть таинство святаго крещения, яко перераждающее нас в новую святую жизнь, и подающее надежду вечныя жизни. Ибо сколькоб мы ни жили на земли во изобилии, однако наконец должны умереть, и все оставить: что же пользы, ежели ничего после сей жизни лучшаго не предвидим и не уповаем? Да и на земли живучи, ежели мы под работою греха состоим, совершеннаго удовольствия иметь не можем. Страсти и пороки безпокоят совесть, смущают дух, тело отягощают различными болезнями; а непрестанныя беды и напасти и всю сию жизнь обращают в едину горесть.
Нет! нам потребна лучшая и совершеннейшая жизнь. Нас Божие милосердие ведет к блаженнейшей участи. Пусть мы будем во Египте, в сем мире прелюбодейном и грешном: но вера наша есть победа победившая мир. Пусть различныя работы Египетския изнуряют наше тело: но дух непорочный радуется и во страданиях своих. Пусть неистовствует адский фараон диавол: но он не смеет прикоснуться к помазанникам Божиим. Пусть не будет изобилия земли обетованныя для тела: но дух, в Бозе опочивающий, хлебом небесным укрепляется, и напоевается потоком сладости райския. От потока, поет Пророк, на пути пиет: сего ради вознесет главу (Псал. 109, ст. 7). Есть море чермное: но есть еще пространнее его и страшнее, море житейское.
Когда мы сие житейское море проходим без смущения, и все его бури сносим великодушно, уповая с радостию прейти огнь и воду, и потом взойти в покой вечный: таковое наше моря житейскаго прехождение есть чудеснее и славнее и спасительнее, нежели прехождение Израильтян чрез море чермное. И так сие-то прехождение есть истинная Пасха. Сию-то Пасху, мы Христиане! всегда памятовать, и торжественно оную праздновать обязаны.
Сие-то от работы диавольския и из Египта адскаго избавление днесь, братие! празднуем мы. Сие есть прехождение наше, сия есть истинная Пасха, и Пасха наша. Пасха Господня, Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси преведе нас не Моисей жезлом, но Христос Бог крестом, истинный Моисей, прямый вождь Израиля Божия. О день радостный! о день не земли, но небес достойный! день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. гл. 15, ст. 1). Поистинне можем с Павлом мы признать, и проповедовать, яко не прославися прославленное в части сей, то есть, в части закона и Моисея, за превосходящую славу (2 Кор. гл. 3, ст. 10), благодати Евангельския и Христа Господня.
Но не оставим еще решить един вопрос: как избавление наше устроено всем снисхождением и домостроением Христовым, яко-то Его зачатием, рождением, страданием, смертию, вознесением, и прочими Его действиями: то почему же не другие праздники, а един сей воскресения Христова праздник нарицается, Пасха? Для того, братия мои! что как воскресение Христа Господа, есть окончание и совершение всех дел Его: так и наше здесь воскресение от греха благодатию, и уповаемое воскресение души нашея и тела в славу, есть окончание и совершение всех дел наших.
Радуйся убо и веселися днесь, верная душа! ты невеста Христова; и яко же жених радуется о невесте, так Господь радуется о тебе. Столь нежно Он тебя любит, что кто прикасается к тебе, хотя озлобити тя, Он то почитает так, как бы кто касался ока Его. Буди убо благодарна Ему, радуйся Господеви, но со страхом, боясь, да не оскорбиши чем толико возлюбившаго тя. Мняйся стояти, да блюдется, да не падет. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре 1804 года, Апреля 24 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра