Воскресения день, день благословенный и спасительный, не только для Христианства, но и для всего человеческаго рода; или, могу сказать, для всей вообще твари. Для человеческаго рода: ибо все человеки воскреснут, для всей твари: ибо вся тварь обновится; и предстанет в лучшем виде, егда, по Апостолу, откроется свобода славы чад Божиих (Рим. гл. 8, ст. 21). И потому новаго неба, и новыя земли, по обещанию Божию, ожидаем (2 Петр. гл. 3, ст. 13).
Но паче для Христиан сей день есть спасительный и радостный; ибо хотя и все воскреснут, но некоторые в воскрешение суда, а истинные Христиане воскреснут в воскрешение живота (Иоан. гл. 5, ст. 29).
Вы святые мученики! чем ободряли и укрепляли себя в самых мучительных страданиях? Разве надеждою воскресения? Вы преподобные! на что взирали, когда истощевали плоть и умерщвляли страсти, презрев все мирския выгоды и увеселения? Конечно взирали вы на венцы, кои вам воскресение в отверстых небесах открывало. Вы все святые и добродетельные, почто проходили в козиях кожах, скитаяся в пустынях, в горах и в вертепах и в пропастях земных, всего лишенны, скорбяще, озлобленны (Евр. гл. 11, ст. 37)? почто? Разве, да Богу лучшее что о вас предзревшу, светлейшее воскресение улучите. Почто ты, преподобный Сергий! толико со всеми святыми подвизался, истощавая себя всякаго рода воздержанием, и убегая всего для тела лестнаго? почто? Разве, что несумнительно был ты уверен, яко вместо всего того, в день воскресения, возобладаешь небом и всеми его сокровищами: яко насытишися от тука дому Божия, и потоком вечныя сладости упоен будеши. Так вы посему не вотще трудились, о блаженнии! упование ваше безсмертия исполнено. Вы почиталися в очах у безумных, акибы умерли: но вы есте в мире, и в радости торжествуете ныне, опочивая на ложах своих.
Всему же сему есть основанием воскресение Христово; ибо все святые оный подвиг проходили, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса; твердо веруя, что аще с Ним сраспнутся и умрут, то конечно с Ним и прославятся. А ежелиб Сын Божий, по толиком истощании, по толиком подвиге и страдании, не воскрес, следовательно и не взошел бы в славу Свою; тщетнаб была вера всех святых, тщетнаб и наша; суетный и безплодный был бы весь их труд и подвиг. Тщетноб было наше воскресения Христова празднование, тщетнаб была наша и своего воскресения надежда. И мыб были, как Апостол говорит, несчастливее всех тварей на земли (1 Кор. гл. 15, ст. 19); ежели столько истощевая и умерщвляя себя, не получили бы никакой за то награды. Но твердо основание Божие, и всяк человек лож: а глагол Господень пребывает во веки.
Но в сие самое время, когда мы Христиане празднуем воскресение Христово, а вкупе с ним и воскресение наше, и празднуем с радостию духа; в самое сие время, вот что нам Христианам Апостол предлагает! а что? Чтоб мы думали о себе, что мы мертвы. Помышляйте, глаголет, себе мертвых быти. Как! в час радости помышлять о смерти; помышлять, что мы мертвы? Так поистинне мудро и спасительно предложение Апостольское. Помышляйте, говорит он, яко вы мертвы не просто, но мертвы греху; да и не совсем мертвы, но так, чтоб между тем были мы живы Богу (Рим. гл. 6, ст. 11). О! когда так; то сия смерть есть лучше жизни, или паче, сия-то смерть творит, чтоб мы были живы и Богу: она-то сеет семя тела нашего в живот воскресения.
Мертвым быть греху, есть не прельщаться грехом, чтоб грех на нас действовал столько, сколько действует он на мертваго. Известно всем вам, что мертвый не злобится, не завидует, не гордится, не злословит, не сквернословит, не пьянствует, не похотствует, не крадет, не безчинствует. Так Апостол желает и советует, чтоб мы, когда грех какой нас искушает, были бы для него мертвы; дабы он, походя вокруг нас, и не нашед в нас никакой к нему наклонности и движения, отошел бы от нас тщетен и посрамлен. А ежели мы будем для него не мертвы, к нему склонимся, и примем его к себе изволением нашего сердца; то будем мы греху живы, но уже Богу будем мертвы. Грех нами возобладает, а Бог удалится, да не царствует убо грех, вопиет Павел, в мертвенней плоти вашей. во еже работати вам греху (Рим. гл. 6, ст. 12).
Нет, Господи! мы не хочем иметь над собою сего мучительнаго царя, не хочем быть ему работниками, а желаем и молим, да Ты будеши наш царь, и мы бы работали Тебе единому. Так будьте же мертвы греху, а живи Богови.
Но и не стыдно ли попускать греху царствовать в нас, да еще в мертвенней плоти нашей. Сии слова Павловы примечательны. И так, де, плоть ваша мертвенна, тленна, разстройна; когда же попустите греху еще царствовать в таковой плоти; то уже он ее преведет и в конечное разстройство, он ее совсем умертвит, погубит, и лишит и надежды воскресения в живот.
Поистинне так: в плоти нашей должна прежде воцариться чистота, чтоб соединиться с чистейшим Богом; должна прежде в душе нашей воцариться светлая вера, чтоб она в день воскресения пременилас на свет невечерний лицезрения Божия; должна во всем составе нашем воцариться благодать, чтоб за тем последовала слава воскресения. Да не царствует убо грех в мертвенней плоти нашей, во еже работати нам греху; а паче Ты, воскресение наше и живот, воскресший для нашего воскресения, Ты в нас царствуй, сладчайший Иисусе, благословенный Сыне Вышняго, Ты царствуй в нас, да мы будем мертвы греху: а живы Тебе, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Говорено в Лавре 1803 года, Апреля 5 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра