Священная Евангельская история представляет нам днесь двух престарелых и святых особ, Симеона и Анну. О Симеоне говорит, что он имел извещение, яко не умрет, доколе не увидит Христа Господня (Лук. гл. 2, ст. 26). Следовательно должно положить, что он жил сверх естественных свойственных человеку пределов, а имянно, как некоторые пишут, жил триста шестьдесят лет: Анна же во вдовстве была восемдесят четыре года, с мужем жила седмь лет; а потому можно положить ей, по крайней мере, сто десять лет; оба престарелостию лет отличные, но не в том сила. Случается, что и ныне гораздо долее ста лет некоторые проживают; но чтоб кто дожил до трех сот шестидесяти лет, тому ныне уже примеров нет. Но не в том сила! а вот что нас удивить должно.
Симеон в толикой глубокой старости мог притти в Церковь, принять Христа Господня на свои руки, принести Его, яко жертву святейшую Вышнему, и произнести о Нем пророческим духом, что Он многим будет во спасение, и многим в случай погибели (Лук. гл. 2, ст. 34); а о себе бодрым духом изрек, что с радостию теперь умирает, яко узрели очи его спасение Господне (Тамже ст. 30). Анна же в подобной старости, и с подобным бодрости духом, проповедовала об Нем радостное всем чающим избавления во Иерусалиме (Тамже ст. 38).
Видите двух зело престарелых особ: но паче разсуждайте, что они в такой глубокой старости были еще бодры духом, и крепки телом. От чего сие, что они превзошли пределы, Пророком Давидом предписанные, яко человек, аще в силах восемдесят лет, а множае сего труд и болезнь (Псал. 89, ст. 10); от чего сие? Я во первых скажу, что сие было от младости их лет: то есть, что они младую свою жизнь вели в трезвости, в воздержании, в целомудрии, и в недавании воли своим страстям. Пророк Давид задает вопрос: В чесом исправит юнейший путь свой? То есть, младый человек чем может свои младыя лета в порядке сохранить? Отвечает Он на то: Егда сохранити словеса твоя (Псал. 118, ст. 9), то есть, когда он будет поступать точно по правилу заповедей Господних.
По сему примечайте и углубляйте в сердце своем, Христиане! что ежели желаете, дабы жизнь ваша была многолетна, и старость безболезненна, и смерть спокойна, то берегите свои младыя лета, берегите всеприлежно. Берегите их от праздности, от невоздержания, от страсти блудной, от пиянства, от объядения, от роскоши и мотовства; и вы проживете весьма много лет, и умрете смертию не мучительною, и от болезней страдальческою, но смертию неболезненною, тихою и спокойною. Вы умрете, как созревшее яблоко, которое по совершенном созрении не принужденно от стебля отрывается, но само собою тихо и сладко отпадает, и тем не огорчает никого; а паче вкусом своим услаждает уста вкушающих.
Сокращается бо жизнь и приключаются болезни от младых неисправно прожитых лет. Чего престарелый имеет опасаться, когда он в младых летах в пищи и питии был воздержен, удаляясь праздности, жил всегда в пристойном упражнении, алчбою корысти себя не истощал, завистию, злобою и гневом себя не изсушал, сладострастием себя не разстроивал? чего ему опасаться? Он при такой воздержной и безстрастной жизни болезней иметь не будет, проживет более ста лет, и умрет спокойно в той мысли святой, что он пожил довольно в сей жизни; и пора ему начинать жизнь вечную, блаженную.
Моему слову, что оно есть истинно, вы, думаю, много видели точных примеров. Иные умирают долго лет пожив, и весьма спокойно и благочестиво; а другие умирают, не преполовив дней своих, да и умирают, мучась многими болезнями, и великим страданием даже и зрящих на них приводят в сожаление и страх. От чего сие? От того, что младыя лета препроводили в невоздержании и своевольстве, а не хранили правила заповедей Божиих; да еще и счастливы они, ежели милостивый Бог сии времянныя при смерти болезненныя их страдания заменит им вместо будущих, за их худую и нечестивую жизнь, вечных казней.
Но мало сего, чтоб в младых летах желать только быть воздержну, и страсти свои, разрушающия порядок души и тела, удерживать, мало сего: ибо ктоб сего не желал? Всяк желает, разве бы кто захотел быть враг себе, всяк желает: но не всяк того желает совершенно; или и желает, но исполнить того не может. Что же к сему потребно? Посмотрите на Симеона и Анну, что об них Божие слово свидетельствует? О Симеоне говорит, что был он человек праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе свят в нем (Лук. гл. 2, ст. 25); а об Анне, что она не отходила от Церкве, постом и молитвами служащи Богу день и нощь (Тамже ст. 37). Се видите корень, из коего произрасли прекрасные цветы, и плоды животворные!
Когда кто праведен и благочестив, возможно ли, чтоб он не был воздержен, целомудр, и тем не удерживал бы страстей своих? Когда кто от младых лет чрез восемдесят четыре года служит Богу постом и молитвами день и нощь, возможно ли, чтоб чистый его дух не был спокоен? Возможно ли, чтоб и тело его, от страстей очищенное, не было не приступно болезням и припадкам? Молитвы очищают дух, а воздержание и пост изсушают все мокроты гнилыя; и чрез то истребляют материю болезней.
Так желаете ли вы, чтоб в младости сохранить и дух в покое, и тело в здравии; и чрез то пожить долголетно, и умереть спокойно? Так подражайте святым Симеону и Анне, так будьте праведны и благочестивы, как Симеон: и Дух свят будет в вас, и Он и дух ваш и тело очистит. Подражайте Анне, не отходите от Церкви, служа Богу молитвами и постом день и нощь.
Но сие, скажут ленивцы, и по правилам мирским живущие, но сие, де, не возможно; поелику, де, мы обязаны разными житейскими нуждами, и ими всегда заниматься заставляют нас содержание дома, детей, и прочия гражданския обязанности. Но разве Симеон и Анна не в таком же миру жили? разве таковыми же нуждами мирскими не были обязаны? Все тоже: были они человеки, граждане, между людьми жили, но то все им не препятствовало быть и праведными и благочестивыми и прибегать к Церкви, и служить Богу постом и молитвами день и нощь. Да и как может сие возпрепятствовать? Чтоб ты ни делал, воздержание и пост тому не возпрепятствуют, а паче помогут; чтоб ты ни делал, молитва тому не препятствует; а паче при всяком деле, и на всякий час мыслию и духом возносися молитвою к Богу, и сие твою работу или облегчит, или еще и более успеха доставит. Ежелиб с такою молитвою ни как не можно было тебе итти в Церковь; так ты всякое место, и дом свой, и приказ, и пашню, и лавку учини Церковию. Вместо престола поставь сердце свое: на нем зажги огнь веры нелицемерныя, положи на нем благовонный фимиам добродетели, чтоб курение его достигло небес; и при сем буди сам и жрец и жертва. Ибо благодать Господа нашего Иисуса Христа соделала всех царями и иереями (Апок. гл. 1, ст. 6). Царями, по владычеству над легеонами страстей; иереями, что можем мы быть, по Апостолу Петру, святительством святым, приносити жертвы духовны, благоприятны Господеви (1 Петр. гл. 2, ст. 5).
Се до коликаго величия возведен ты, Христианин! Ежели, как Павел говорит, неси ты раб, но сын (Гал. гл. 4, ст. 7): то как сын не возъимеет свободности во всякое время приступать со дерзновением ко отцу, его усыновившему, и к престолу его благодати? Но ты одержим страхом; так неси сын, но раб, раб страстей, а не раб Божий; поступай, не по нраву раба, но по нраву сыновства, в свободности духа.
Однако для сего нужно еще едино свойство, а имянно, сказанное о Симеоне, что он мало, что был праведен и благочестив, но притом чаял утехи Израилевы. Что есть сия утеха Израилева? Она есть милосердие Божие, заслуженное нам Его вочеловечением, страданием и смертию во плоти нашей. Сколькоб мы ни подвизались, сколькоб ни постились, сколькоб ни молились, но совершенно праведными сами собою стать не можем. Страсти ежечасно нас совращают с пути, и даже самыя добрыя наши дела худыми намерениями опорочивают. Мир, плоть и диавол, в разставленныя от них всюду сети нас уловляют нечувствительно. И праведник седмижды на день падает (Притч. гл. 24, ст. 16); и аще праведник едва спасется, а грешный и нечестивый где будет? (1 Петр. гл. 4, ст. 18).
Так в сем тесном и прискорбном случае, да ожидаем с Симеоном и Анною утехи Израилевы; да ожидаем с верою и любовию, да прибегаем к милосердию Божию; да каемся, и Он покаяние наше примет не по силе нашего покаяния; ибо оно слабо: не по силе наших добрых дел; ибо они несовершенны: не по силе нашего удовлетворения; ибо оно недостаточно: но по силе великия оныя жертвы на кресте принесенныя, которая великою своею силою обезоружила для нас правосудие Божие, и заслужила нам все богатство благости Господа нашего и в небесных и в земных и в преисподних. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре 1804 года, Февраля 2 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра