Благословен Бог, иже посети и сотвори избавление людем своим! (Лук. гл. 1, ст. 68). Благословен Бог, оставивый небесный престол славы своея! Благословен Бог посетивый землю, сию юдоль плачевную! Благословен Бог, попустивый по премудрому промышлению, пасть человеку! Благословен Бог, возставивый падшаго! Благословен Бог, приведый человека несравненно в лучшее состояние, нежели в каком он был до падения! Благословен Бог, преизобильно открывший тамо благодать, идеже умножися грех! Возвеселися земля! возторжествуй человеческий род! удивися таковому премудрому и благому устроению. Поклонися толикому снисхождению, возпрослави таковое о тебе чудное промышление.
Сказано во Евангелии, что небо есть престол великаго Царя, а земля подножие Его. Но ныне можем в восторге радости сказать, земля есть престол великаго Царя (Матф. гл. 5, ст. 34 и 35). Вся Его премудрость, вся благость, вся чудес Его сила, как бы оставила небо, и переселилась на землю. Небеса преклонилися к нам; Ангели сойдите к нам, оставьте небо; ибо земля сотворилася небом. Где есть Бог в открытии всея Своея благости и премудрости, тамо и небо есть. Бог есть неограничен, и безпределен; мы смертные не можем Его инде где узреть и обрести, разве где Он приближает Свое с тварями соединение. Сим соединением Он как бы ограничивает самого себя. Сие Его соединение с тварею, есть блаженство ея: но особливо блаженство наше, не от Ангел убо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет (Евр. гл. 2, ст. 16). Обходит Он все Ангельские чины, обходит все твари и видимыя и невидимыя: а облекается нашею плотию от семяни человеческаго, от семяни Авраамова; уже и самые Ангели поют: Мир на небеси и на земли (Лук. гл. 2, ст. 14). Уже чрез сие с нами соединяется Бог столь близко и тесно, что едино с нами становится.
Возглашай убо Павле, и проповедуй наше счастие. Восклицай сии чудесныя и восхитительныя слова: Понеже убо дети, то есть, мы приобщишася плоти и крови; и той приискренне приобщися тех же: да смертию, то есть, принесши принятую нашу плоть в жертву на кресте, и излияв всю кровь, упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, иже чрез все житие повинни беша работе (Евр. гл. 2, ст. 14 и 15) греха и осуждения. А таким образом соединився с нами, и став с нами единаго естества, уже не стыдится братиею нарицати нас, глаголя: Возвещу имя твое братии моей (Тамже ст. 12).
Теперь, Христиане! слыша таковое Божие снисхождение, таковое безпримерное и чудесное о нас промышление, что творить должны мы? Не уже ли оставаться в безчувствии? Не уже ли продолжать наш разврат, безумно думая, что будто благодать Божия должна наше спасение в нас производить, так как в безчувственном дереве или камне? Не уже ли никакова не одолжены мы делать для сего расположения и приуготовления?
Сказано подлинно, что идеже умножися грех, тамо преизбыточествова благодать (Рим. гл. 5, ст. 20), то есть, чем мы грешнее, тем большая открылась для нас милость. Но сие не с тем сказано, что мы сколькоб ни грешили, и сколькоб во грехе ожесточены ни были; однако Бог тем более нам Свою явит милость. Нет! сиеб было богохуление: сиеб было от нас непреодолимое препятствие к действию в нас милости Божия. По крайней мере должны мы признать свои грехи: по крайней мере должны в своих грехах раскаяться и искренно пожелать и принять таковую великую приносимую нам от Бога благодать.
Сам уже Бог, оставив небо, снисходит на землю. Сам Бог открывает безмерное богатство благости Своея. Чтож от тебя в сем спасительном случае требуется? Люди когда ожидают к себе великаго и благодетельнаго гостя, очищают дом, выметают его, по возможности убирают, благоуханием его накуривают, приуготовляют трапезу, чтоб лучшею пищею и питием по возможности его угостить. А притом всякой час ожидают, чтоб сретить его при дверях с усердием и радостию. И ты, Христианин! таковым же образом поступи. Посмотри на жен, на Марфу и Марию. Одна из них явила жажду напоиться из источника душеспасительнаго слова Христова; а другая приуготовляла стол, чтоб угостить по возможности таковаго дражайшаго Гостя. И ты таковым же образом поступи. Еще бы для тебя было затруднение, ежелиб сей великий Гость требовал от тебя великой издержки, и богатой трапезы. Нет! Он сего не требует. Ожидает от тебя угощения не телеснаго, но душевнаго; входит не в дом твой вещественный, но в дом души твоея. Вместо того, чтоб тебе Его учреждать пищею и питием, Сам Он тебя учреждает, Сам тебя насытить и напоить ищет; а требует только от тебя того, чтоб ты Его пищею наслаждаться, и Его небесным питием упоеваться возжелал. Вкусите и видите, яко благ Господь (Псал. 33, ст. 9). Не уже ли ты будешь столь ослеплен и ожесточен, чтоб и самаго сего не явил желания?
Знаю я, о! знаю, что несчастливый грешник сего не желает. Он, как негде написано, говорит, что я богат и сыт, и ни в чем нужды не имею (Апок. гл. 3, ст. 17). И потому сему благодатному Гостю, при дверях сердца его седящему, и чтоб отверз, толкающему, отказывает, говоря: я богат и сыт, и ни в чем нужды не имею; имей мя отреченна (Лук. гл. 14, ст. 18). О странная человека грешника слепота и ожесточение! От чего же сия слепота происходит? От того, что он другаго удовольствия не знает, кроме телеснаго. Когда по телу одет, сыт, пьян, когда дом всем изобилен, нет ни в чем недостатку, а притом и здоров, и ни кем не тревожится, говорит, чего мне более надобно? Душе! имаши блага многа, лежаща на лета долга; яждь, пий, веселися (Лук. гл. 12, ст. 19). А что он душею беден, закона Божия не знает, связан страстями, корыстолюбием, сластолюбием, завистию, ненавистию, злобою, лжею, клеветою, обманами, невоздержанием и пиянством, и потому душу свою, а чрез сие и времянное имущество, готовит к погибели; о том и не помышляет. И для сего-то сшедшему с небес, и посетить нас, и вселиться в нас ищущему Господу отказывает.
Так какой же будет плод Его к нам сошествия? какая сила в нынешнем Его праздновании? Он, видя таковое наше развратное положение, скажет нам: Во своя приидох; и свои Мене не прияша (Иоан. гл. 1, ст. 11): Се оставляется дом ваш пуст (Матф. гл. 23, ст. 38). Боже! соблюди, чтоб не постигло нас такое несчастие. Мы возчувствовав всю силу благости Его, приуготовимся; отворим Ему двери сердца нашего, пожелаем возпользоваться толиким сокровищем, рцем Ему: Готово, Боже! сердце наше, готово (Псал. 56, ст. 8); взойди в него, и рцы, яко же Закхею: Днесь спасение дому сему бысть (Лук. гл. 19, ст. 9), Закхею, сказал я; ибо Закхей, приняв Его в дом свой и в душу свою, изрек: Се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Тамже ст. 8).
Нет Господу нужды ни в имении нашем, ни возврату какого требует: но есть у него братия, братия, бедные и нищие. Он требует, чтоб мы им что нибудь уделили из достатков своих, называет Он их братиею своею не для того, чтоб они были братия Его. Бог выше естества всякаго; они братия наши, а не Его: поелику с нами единаго естества и ближние наши. Однако называет их Своею братиею, чтоб хотя сим умягчить наше жестокосердие, и развязать нашу скупость. Когда нищие суть братия Христовы; то конечно, как мы все делаем по корыстолюбию, конечно таковый и пребогатый Брат заплатит нам за то сторицею.
Сим-то образом, братие, возпразднуем мы Божие к нам пришествие. Бедные ясли украсим златом милостыни: пелены изготовим из нетленныя щедрот ризы: пещеру осветим светлостию веры и любве. Потом спросят нас со Иродом, где Христос раждается; готов будет ответ; не в Вифлееме Иудейстем, но в таковых Боголюбивых и милостивых душах. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре 1803 года, Декабря 25 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра