Велик сей праздник для Христианина, который понимает силу его. Велик, не по нашему токмо разсуждению, но по признанию того, который восхищен был до третияго небесе, и слышал там неизреченные глаголы. В сем его на небеса восхищении конечно ему открыто и настоящаго дня таинство, когда он не усумнился пред лицем неба и земли возопить: Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. гл. 3, ст. 16). Да и нас увещавает, говоря: Да уразумеете со всеми святыми, что есть широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. гл. 3, ст. 18); то есть, что сия тайна выше небес, глубже всякия бездны, шире всего круга земнаго, долготой простирается за пределы всего мира.
Но и поистинне, что может быть и величественнее, но вместе и непостижимее, как самому Богу явиться в нашей плоти? Создал Бог небо, возжег на нем солнце и светила, основал землю, и разлиял воздух, пролил моря, и все твари безчисленныя устроил, и связал и пустил их течь путем неизменяемым и вечным. Конечно все сие есть таково, что мы с Пророком должны восклицать: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! вся премудростию сотворил еси (Псал. 103, ст. 24).
Однако все то, были дела рук Его, были твари Его; и Он в них Себя не заключил, но, как Творец присносущный, от сих тварей Своих всегда остается отличен разстоянием безконечным. Но явиться Богу во плоти нашей есть то же, что с нею соединиться, в един с ней состав связаться, и яко закрыв лице свое Божественное, открыть Себя пред всеми тварями, в собственном лице нашем, и как бы, дерзаю сказать, не захотел быть Богом, восхотел стать человеком.
Являлся Бог в виде человеческом и Адаму в раю, и Аврааму при дубе Мамврийском, и Моисею на горе, и Пророкам и многим святым: но явления те были одни подобия, одни времянныя человеческаго вида представления, без всякаго с человеческим естеством существеннаго союза. Но Божие во плоти нашей явление, которое днесь мы празднуем, было совершенное Его с нашим естеством соединение, и присвоение Себе всех свойств Его, так что оное единожды приняв, никогда его не оставил, но вознесся с ним на небо, удостоив его равныя с Божеством чести.
Сию истину еще выразительнее изъясняет Апостол: Понеже, говорит, дети, то есть, мы приобщишася плоти и крови, и Он приискренне (Евр. гл. 2, ст. 14), то есть, ближайшим и теснейшим образом приобщися тех же. Почему и братию не стыдится нарицати нас. Не стыдится нарицать и почитать нас своими братиями; понеже не возгнушался принять на Себя тоже какое мы имеем, естество. О велий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно к пению чудес Твоих! Да разве, Ты Боже! украсив человека прекрасным образом Своим, столь красотою его пленился, что восхотел в сем прекрасном образе показаться, аки бы любуяся им?
Но пусть бы так, что явился бы Бог во плоти нашей тогда, когда человек еще был в раю, когда был самая невинность, чист душею, непорочен телом, и блистал в нем образ и подобие его. Но здесь, что сретаем мы, что видим? Человек закон Божий пренебрег и разрушил, образ Его потерял, или паче с себя сверг, развратился весь душею, осквернил все тело, стал исполнен страстей, пороков и беззаконий, подвержен гневу Божию, подвержен проклятию закона, пленник ада и диавола, а враг Богу. Кажется, не только признать, но и вообразить было бы страшно, чтоб Бог восхотел явиться в такой оскверненной плоти, и соединиться с таким развращеннейшим естеством. Но что творит? Воскликнем мы со Евангелием: Утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцам: ей Отче! яко тако бысть благоволение пред Тобою (Лук. гл. 10, ст. 21).
Открыл сию тайну младенцам, так вы, младенцы Христовы! когда вам сия тайна открыта, объявите и нам. Нелестные Израильтяне Божии, скажите нам, почему таковое возпоследовало Божие к нам благоволение и снисхождение для нас непостижимое? Скажите.
Они, по открытию им от небеснаго Учителя, нам объявляют, что не требуют здравии врача, но болящии (Матф. гл. 9, ст. 12); что свет не может явиться, разве на седящих во тьме; что пришел Он призвать не праведных, но грешников на покаяние; что иное есть создать человека, иное его возобновить. Создать может Он одним хотением; но возобновить не может, разве чрез соединение его с Божеством своим; не может в совершенное и блаженное человека привести состояние, разве когда человек будет в Боге, а Бог будет в нем: Да, идеже умножися грех, тамо преизбыточествует благодать (Рим. гл. 5, ст. 20); то есть, дабы тем более открыть Богу свою безпримерную к нам любовь и милосердие, чем меньше мы были того достойны. Вот что о явлении Бога во плоти нашей открывают нам младенцы Христовы.
Но и сие самое открытие не могут понять, разве младенцы же Христовы; младенцы искренностию сердца, младенцы чистотою души, безпристрастием, младенцы кроткою и смиренною мудростию. Ибо от премудрых и разумных сие утаевает Бог: поелику они горды, высокомудры, пристрастны, других благ никаких, кроме здешних, не желают; и в другой жизни, кроме сей кратковремянной, нужды не находят.
Так поищем мы с младенцами Христовыми, что человек приобрел явлением Божиим во плоти нашей? Он обновился: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. гл. 5, ст. 17). Он мертв бе, и оживе; изгибл бе, и обретеся (Лук. гл. 15, ст. 24). Он стал сыном Божиим, наследником Божиим. И потому приветствует его Апостол: Неси уже раб, но сын; аще же сын, то и наследник (Гал. гл. 4, ст. 7). Наследие сие не есть на земли, не состоит оно в благих земных: ибо все они суть превратны, все тленны, не достойны быть наследием Божиим, не достойны на толикую высоту возведеннаго человека. Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его (1 Кор. гл. 2, ст. 9). Таковое есть явления Божия во плоти для нас приобретение!
Но не оставим же решить и сумнение, которое не безпокоит кротких младенцев Христовых, но гнездится оно во главах гордых и надменных мудрецов мира сего. Когда человек Христианин явлением Божиим во плоти стал обновлен, стал нова тварь о Христе; то почему же Христиане так же живут, как жили и прежде явления Божия во плоти, также живут, как и другие народы неверные, сего явления Божия не приемлющие, а может быть, еще его и осмеивающие.
На сие скажем мы, что никто не может проникнуть во внутренность душ Христианских; и никто не может быть их судиею, кроме сердцеведца Бога. Прежде времени ничтоже судите, увещавает Апостол, дондеже приидет Господь, иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечные, и тогда будет похвала комуждо от Бога (1 Кор. гл. 4, ст. 5). Знает Бог своих, и знают его свои; есть у Него сокрытых, нам неизвестных, седмь тысячь мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом.
А что подлинно многие Христиане, да и не большая ли их часть, суть именем токмо Христиане, а делами горше неверных; да не возмем, братие! отсюду дерзскаго случая, чтоб хулить явление Божие во плоти, и благодать Его, аки бы она миру никакова не принесла приобретения. Учитель небесный сие предвидел; Он и от нас сего не скрыл, что много званных, но мало избранных. Он не скрыл, что тесен путь в царствие Божие, но мало ходящих сим путем; а более ходящих путем пространным, вводящим в пагубу: Возлюбиша бо человецы паче тьму, нежели свет (Иоан. гл. 3, ст. 19).
Да не хулим убо благодать Христову; а паче да прославляем оную верою живою, и житием святым; да тщимся быть хотя в малом числе, но избранных, а не во многом званных. О когдаб сподобил нас Бог увидеть на Нем плоть нашу, седящую на престоле горнем, и сего в лице Его прославленнаго, а нам сроднаго человечества славы, быть участниками! Аминь.
Говорено в Чудове, 1804 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра