СЛОВО на день рождества Христова

СЛОВО

НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

       Велик сей праздник для Христианина, который понимает силу его. Велик, не по нашему токмо разсуждению, но по признанию того, который восхищен был до третияго небесе, и слышал там неизреченные глаголы. В сем его на небеса восхищении конечно ему открыто и настоящаго дня таинство, когда он не усумнился пред лицем неба и земли возопить: Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. гл. 3, ст. 16). Да и нас увещавает, говоря: Да уразумеете со всеми святыми, что есть широта, и долгота, и глубина, и высота (Ефес. гл. 3, ст. 18); то есть, что сия стр.140тайна выше небес, глубже всякия бездны, шире всего круга земнаго, долготой простирается за пределы всего мира.

       Но и поистинне, что может быть и величественнее, но вместе и непостижимее, как самому Богу явиться в нашей плоти? Создал Бог небо, возжег на нем солнце и светила, основал землю, и разлиял воздух, пролил моря, и все твари безчисленныя устроил, и связал и пустил их течь путем неизменяемым и вечным. Конечно все сие есть таково, что мы с Пророком должны восклицать: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! вся премудростию сотворил еси (Псал. 103, ст. 24).

       Однако все то, были дела рук Его, были твари Его; и Он в них Себя не заключил, но, как Творец присносущный, от сих тварей Своих всегда остается отличен разстоянием безконечным. Но явиться Богу во плоти нашей есть то же, что с нею соединиться, в един с ней состав связаться, и яко закрыв лице свое Божественное, открыть Себя пред всеми тварями, в собственном лице нашем, и как бы, дерзаю сказать, не захотел быть Богом, восхотел стать человеком.

       Являлся Бог в виде человеческом и Адаму в раю, и Аврааму при дубе Мамврийском, и Моисею на горе, и Пророкам стр.141и многим святым: но явления те были одни подобия, одни времянныя человеческаго вида представления, без всякаго с человеческим естеством существеннаго союза. Но Божие во плоти нашей явление, которое днесь мы празднуем, было совершенное Его с нашим естеством соединение, и присвоение Себе всех свойств Его, так что оное единожды приняв, никогда его не оставил, но вознесся с ним на небо, удостоив его равныя с Божеством чести.

       Сию истину еще выразительнее изъясняет Апостол: Понеже, говорит, дети, то есть, мы приобщишася плоти и крови, и Он приискренне (Евр. гл. 2, ст. 14), то есть, ближайшим и теснейшим образом приобщися тех же. Почему и братию не стыдится нарицати нас. Не стыдится нарицать и почитать нас своими братиями; понеже не возгнушался принять на Себя тоже какое мы имеем, естество. О велий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно к пению чудес Твоих! Да разве, Ты Боже! украсив человека прекрасным образом Своим, столь красотою его пленился, что восхотел в сем прекрасном образе показаться, аки бы любуяся им?

       Но пусть бы так, что явился бы Бог во плоти нашей тогда, когда челостр.142век еще был в раю, когда был самая невинность, чист душею, непорочен телом, и блистал в нем образ и подобие его. Но здесь, что сретаем мы, что видим? Человек закон Божий пренебрег и разрушил, образ Его потерял, или паче с себя сверг, развратился весь душею, осквернил все тело, стал исполнен страстей, пороков и беззаконий, подвержен гневу Божию, подвержен проклятию закона, пленник ада и диавола, а враг Богу. Кажется, не только признать, но и вообразить было бы страшно, чтоб Бог восхотел явиться в такой оскверненной плоти, и соединиться с таким развращеннейшим естеством. Но что творит? Воскликнем мы со Евангелием: Утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцам: ей Отче! яко тако бысть благоволение пред Тобою (Лук. гл. 10, ст. 21).

       Открыл сию тайну младенцам, так вы, младенцы Христовы! когда вам сия тайна открыта, объявите и нам. Нелестные Израильтяне Божии, скажите нам, почему таковое возпоследовало Божие к нам благоволение и снисхождение для нас непостижимое? Скажите.

       Они, по открытию им от небеснаго Учителя, нам объявляют, что не требуют здравии врача, но болящии (Матф. гл. 9, ст. 12); что стр.143свет не может явиться, разве на седящих во тьме; что пришел Он призвать не праведных, но грешников на покаяние; что иное есть создать человека, иное его возобновить. Создать может Он одним хотением; но возобновить не может, разве чрез соединение его с Божеством своим; не может в совершенное и блаженное человека привести состояние, разве когда человек будет в Боге, а Бог будет в нем: Да, идеже умножися грех, тамо преизбыточествует благодать (Рим. гл. 5, ст. 20); то есть, дабы тем более открыть Богу свою безпримерную к нам любовь и милосердие, чем меньше мы были того достойны. Вот что о явлении Бога во плоти нашей открывают нам младенцы Христовы.

       Но и сие самое открытие не могут понять, разве младенцы же Христовы; младенцы искренностию сердца, младенцы чистотою души, безпристрастием, младенцы кроткою и смиренною мудростию. Ибо от премудрых и разумных сие утаевает Бог: поелику они горды, высокомудры, пристрастны, других благ никаких, кроме здешних, не желают; и в другой жизни, кроме сей кратковремянной, нужды не находят.

       Так поищем мы с младенцами Христовыми, что человек приобрел явлестр.144нием Божиим во плоти нашей? Он обновился: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. гл. 5, ст. 17). Он мертв бе, и оживе; изгибл бе, и обретеся (Лук. гл. 15, ст. 24). Он стал сыном Божиим, наследником Божиим. И потому приветствует его Апостол: Неси уже раб, но сын; аще же сын, то и наследник (Гал. гл. 4, ст. 7). Наследие сие не есть на земли, не состоит оно в благих земных: ибо все они суть превратны, все тленны, не достойны быть наследием Божиим, не достойны на толикую высоту возведеннаго человека. Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его (1 Кор. гл. 2, ст. 9). Таковое есть явления Божия во плоти для нас приобретение!

       Но не оставим же решить и сумнение, которое не безпокоит кротких младенцев Христовых, но гнездится оно во главах гордых и надменных мудрецов мира сего. Когда человек Христианин явлением Божиим во плоти стал обновлен, стал нова тварь о Христе; то почему же Христиане так же живут, как жили и прежде явления Божия во плоти, также живут, как и другие народы неверные, сего явления Божия не приемлющие, а может быть, еще его и осмеивающие.

       стр.145На сие скажем мы, что никто не может проникнуть во внутренность душ Христианских; и никто не может быть их судиею, кроме сердцеведца Бога. Прежде времени ничтоже судите, увещавает Апостол, дондеже приидет Господь, иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечные, и тогда будет похвала комуждо от Бога (1 Кор. гл. 4, ст. 5). Знает Бог своих, и знают его свои; есть у Него сокрытых, нам неизвестных, седмь тысячь мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом.

       А что подлинно многие Христиане, да и не большая ли их часть, суть именем токмо Христиане, а делами горше неверных; да не возмем, братие! отсюду дерзскаго случая, чтоб хулить явление Божие во плоти, и благодать Его, аки бы она миру никакова не принесла приобретения. Учитель небесный сие предвидел; Он и от нас сего не скрыл, что много званных, но мало избранных. Он не скрыл, что тесен путь в царствие Божие, но мало ходящих сим путем; а более ходящих путем пространным, вводящим в пагубу: Возлюбиша бо человецы паче тьму, нежели свет (Иоан. гл. 3, ст. 19).

       Да не хулим убо благодать Христову; а паче да прославляем оную верою живою, стр.146и житием святым; да тщимся быть хотя в малом числе, но избранных, а не во многом званных. О когдаб сподобил нас Бог увидеть на Нем плоть нашу, седящую на престоле горнем, и сего в лице Его прославленнаго, а нам сроднаго человечества славы, быть участниками! Аминь.

       Говорено в Чудове, 1804 года.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.