При погребении господина Генерал-фелдмаршала, Сенатора, Действительнаго Тайнаго Советника и обоих Российских орденов, Белаго Орла и святыя Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина

СЛОВО

СКАЗЫВАННОЕ ПРИ ПОГРЕБЕНИИ
Господина Генерал-Фелдмаршала, Сенатора,
Действительнаго Тайнаго Советника
и обоих Российских орденов, Белаго Орла
и святыя Анны Кавалера, бываго Канцлера,
Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина.

Блажени мертвии умирающии
о Господе отныне: ей: глаголет Дух:
да почиют от трудов своих.

Апок. гл. 14. ст. 13.

Сей печальный гроб представляет пред очи наши общую человеческую судьбу, которой никто из смертных избежать не может. Но почто я сказал, избежать? ибо о смерти разныя суть человеческия мнения. Иные подлинно смерти страшатся, и всемерно оныя избежать желалиб. А другие напротив не только смерти не ужасаются, но некоторым образом оныя и желают. Одни говорят: О смерть! коль горька есть память твоя:1 а другие вопиют: Мне еже жити, Христос: а еже умрети, приобретение есть.2 Увы мне! яко пришельствие мое, то есть, странствование в жизни сей, продолжися.3 Сия о смерти мнений человеческих разность происходит от того, что одни будучи плененны страстями, чрезмерно привязывают себя к жизни сей: другие будучи плененны любовию Бога, совершеннаго с ним ищут соединения. Мы, Слушатели, суще чада церкве и дети воскресения, благочестивых да подражаем примеру, и приходящую смерть небоязненным должны встречать духом. Но чтоб нам в том больше уверенными остаться, посмотрим, что мы чрез смерть теряем в жизни сей, и что приобретаем в жизни будущей?

Смертию разрушается сей наш телесный состав, и душа, аки обнаженная, из жилища своего выходит. Но вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание имамы от Бога, храмину нерукотворенну, вечну на небесех.4 Почему не о том скорбеть надобно, что одежду тела на время с себя скидаем, но паче о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе.

Смертию лишаемся жизни сей, которая, сколь многими горестьми есть наполненна, кому из вас неизвестно. Чрез все течение краткой жизни сей боремся мы с болезнями, с бедами, с нещастиями, а паче всего со страстями. Сколько в свете есть болезненных Лазарей, сколько страждущих Иовов, сколько нещастливых Иосифов! яко в Окиане волнуемся житейскими попечениями, и одна, так сказать, волна не успеет пройти, как надобно встречать другую. И сии тяжкие удары дотоле не престают нас поражать, пока напоследок не опровергнут во гроб, яко разбитый корабль в пристанище. Такой мы чрез смерть лишаемся жизни.

Но вместо тоя приобретаем жизнь вечную, безболезненную, жизнь, в которой нет страсти смущающей, нет зависти изсушающей, нет бед оскорбляющих, в которой нет дряхлой старости, нет же и младенческой слабости, но состояние присноцветущее, ни каким переменам неподлежащее, пребывание блаженное никаких пределов неимущее, житие непорочное от всяких несовершенств удаленное. Сие в высокой мысли своей воображая блаженный Давид с радостным восторгом возопил: Господи сил! блажени живущии в дому твоем! в веки веков восхвалят Тя. Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ!5

Смертию лишаемся мы всех богатств. Ибо как наги взошли в мир сей, известно, что наги и выйдем. Но не знаю, должно ли нам печалиться о сей утрате, ежели разсудим, сколько надобно суетиться, чтоб их приобрести, а не меньше заботиться, чтоб оныя сберечь. Ежели богатство честным образом снискивать, надобно весьма много труда; ежели безчестным, надобно отяготить совесть свою: ежели его ни на что не жалеть, надобно впасть в безпутную роскошь; ежели его чрезмерно беречь, надобно обезславить себя гнусным скупости пороком. Но положим, что богатство здесь для всяких житейских нужд есть полезно; да можно ли сказать, что оное теряем мы, когда его промениваем на богатство небесное? Не в наших ли ушах слышно всегда оное Евангельское слово: Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, идеже татие подкопывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут. Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше.6

Смертию лишаемся мы честей. Подлинно надобно здесь оставить все гербы нашего достоинства и проститься со всеми титлами славы нашея. Но не высочайшей ли есть чести степень, чтоб удостоиться участником быть сокровенных Божиих советов, и пребывать в его вечной любви? Святый Богослов видел во откровении блаженных, седящих на престолах, облеченных в белыя ризы, носящих торжественныя ветви, и имеяху венцы златые на главах своих.7

Смертию лишаемся мы приятелей и другов. Но каких? Часто неверных, часто ласкателей, которые больше пользу свою, нежели нашу смотрят; а хотя и подлинно лишаемся искренних приятелей и верных другов: но вместо того входим в сожитие с чистейшими Ангелами, с Пророками, с преславным Апостольским ликом, с торжествующими мучениками, с увенчанными преподобными и со всяким праведным духом. Их обращением будем веселиться, услаждаться беседою, играть от шума празднующих. Да еще и того не льзя сказать, чтоб мы верных друзей лишались: нет! мы только им предшествуем, и за несколько времени наперед как бы из потопления на берег выплываем. Рано ли, поздно ли, все к единой мете поспешаем.

Смертию наша телесная красота помрачается, все части согнивают и в прах обращаются, разсыпаются кости, разрываются жилы, и весь состав истлевает.

Но некогда в последний день воскреснем со славою, и тогда пред имеющим возсиять солнцем правды Христом предстанем веселыми и радостными; очистятся наши чувства, просветится мысль, все душевныя и телесныя силы прославятся, Еже бо сеется, по Апостольским словам, в немощи, то востает в силе, сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе.8

Смертию разстаемся мы с светом, и все вещи при западе нашем из глаз наших пропадают. Но вместо того входим торжественно во врата вечности, и соединяемся с крайним добром, Богом. Сей блаженнаго с Богом союз столь будет крепок, что Бог будет в нем, а он в Боге, будет обожен, или, по Павлову слову, Бог будет всяческая во всех:9 то есть, он будет разуму свет, сердцу веселие и тишина, очам радость, вкусу сладость, приятность ушам, он будет телу красота, пища и одежда: он будет всяческая во всех. И тогда исполнится пророчество Исаино: Приидут в Сион с радостию и веселием вечным: на главе бо их и веселие и хвала и радость приимет я: отбеже болезнь, и печаль и воздыхание.10

Теперь видеть мы можем, Слушатели, сколь смерть мало есть страшна человеку, христианским упованием утвержденному, и потому можно заключить, что кто лишаясь жизни сей, получает жизнь вечную, безболезненную; лишаясь богатства земнаго, восприемлет богатство небесное, лишаяся другов, удостоивается сожития святых; кто разставшись с светом сим, сподобляется участником быть блаженнаго лицезрения Божия: тот не умирает, но преставляется от смерти к жизни, и от земли к небеси; на малое время сном смерти засыпает, чтоб светлее воскреснуть в соборе святых, тот не умирает, но возобновляется, прославляется, и от всех своих трудов успокоивается. Блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей! глаголет Дух, да почиют от трудов своих.

Таковою блаженною кончиною опочил в Бозе сей высокопочтенный и многими титлами прославленный муж, имярек, котораго тело предаем земли, из коей оно и создано, а дух молитвами всея церкве препоручаем щедротам и милосердию Божию. Блажен тот, по словам писания святаго, за которым благия дела в след его ходят! Муж сей знаменитыми своими делами еще в жизни сей заслуживал себе безсмертие, и собирая сокровище добродетелей, предуготовлял себя чрез то к сокровищу небесному некрадомому. От самых младых лет посвятил он себя общей пользе своего отечества, и так восходил по степеням честей, что одно достоинство другаго было основанием и заслугою. Был он уже в знатнейших должностях еще при оном безсмертия достойном Государе ПЕТРЕ Великом: и к сему преславному Монарху отправлен был от Королевскаго Аглицкаго Двора с кредитивом Министра: чем как премудраго онаго Самодержца сердце было особливо обрадовано; так и он отменную получил себе славу, и от щедраго Государя награждение. Был также Министром и при других разных иностранных Дворах, и отличал себя прозорливою политикою в неопущении пользы дражайшаго отечества своего. Потом будучи возведен на высокое главнаго Министерства достоинство, тяжесть многих государственных дел на раменах своих нес столь благополучно, что тем чувствительно Атласа Российскаго бремя облегчалося. И по всему тому был верный Самодержцов Всероссийских слуга, общества полезный член, отечества истинный Патриот.

Все сии добродетели может не так бы видны были, ежели бы Бог, по неведомым своим судьбам, не посетил его некоторыми нещастиями: но которыя он столь великодушно снес, что показал себя и безроптательным судеб Божиих послушником, и благочестивым Христианином. Почему наконец и обрадовал его Бог в награждение терпения его высочайшим к нему благоволением ныне благополучно царствующия Всепресветлейшия Великия Самодержицы нашея. В сем состоянии последние свои дни посвятил богомыслию и приготовлению себя к вечному покою, и в глубокой старости достигши 73 лет преставился благочестиво. И может с Павлом сказать: Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох.11 А мы со всею церковию помолимся о нем, да венец правды воздаст ему Господь праведный судия, и в лике блаженных да устроит его в святой своей вечности, Аминь.

Говорено в Невском монастыре Апреля 15 дня, 1766 года.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.