Мне же зело честни быша
друзи твои Боже.
Псал. 138. ст. 17.
Не трудно узнать, кого под именем другов Божиих разумеет духовною мудростию прославленный Давид. Разумеет он людей любящих добродетель, наблюдающих непорочно совести своея закон, и чрез святость Пресвятому Богу подобящихся. Великое преимущество и честь превосходная. Ибо ежели быть другом знаменитаго некоего вельможи, кольми паче быть другом Царя земнаго, есть достоинство между людьми блистательнейшее и величайшее; ибо таковый от всех бывает почитаем, прославляем, и к немуж все в нуждах своих надежное имеют убежище: то что надобно сказать о тех, коих сам Бог, который и в знании премудр, и во избрании свят, и в награждении справедлив, коих сам Бог удостоил быть своими другами, и принял в блаженное свое дружество; дружество Ангелами почитаемое, желаемое Херувимами, Серафимами покланяемое? Может ли, Боже Великий! смертный до толикаго вознесен быть достоинства, чтоб мог называться другом Твоим? Может ли из персти слепленное создание до того быть возвышено, чтоб ему Твоих сокровеннейших советов быть участну? Божие слово из сего выводит нас удивления. Оно сказывает о Аврааме, яко верова Авраам Богу, и вменися ему в правду; и друг Божий наречеся.1 Тоже утверждает Спаситель наш, который сие великое имя присвояет Апостолам своим, следовательно и всем их добродетели подражателям. Он им сказал: Не к тому вас глаголю рабы; яко раб не весть, что творит господин его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от отца моего, сказах вам.2 И по тому справедливо Псаломник пред Богом воспел: Мне же зело честни быша друзи твои Боже!
Но чтоб больше познать нам преимущество святых с Богом дружества, посмотрим, для каких причин они другами Божиими именуются. И сие можем мы узнать из свойств истиннаго друга.
Друг по самому своему имени значит другой я: то есть, значит такова человека, который мыслями и желаниями со мною сходен, котораго душа с моею связана, и на котораго я, так как на себя, во всяких случаях положиться могу. И для того основательно некто сказал: что друг есть одна душа в двух телах живущая. Так уже из сего и видно, что друг Божий есть тот, котораго воля сообразна с пресвятою Божиею волею, который своими желаниями единственно к нему стремится, котораго дух любовию соединен есть с духом Божиим, и который по таковой любви столь уверен о Божией к себе благости, что не сумнится получить от него вся благая к пользе его служащая. По таковым свойствам праведный весь преселяется в Бога, и весь Бог в нем; а чрез то делается как нечто единое с Богом, и аки утопает в бездне совершенств Божественных. Сей тесный с Богом праведнаго союз утверждается на оной любви, которою горит к нему праведнаго душа, следовательно, котораго любит и Бог сам: ибо он любящия его любит: и сия взаимная любовь добродетельному дает право именоваться другом Божиим.
Когда же он есть друг Божий, то и участник сокровеннейших его таин и советов. Понеже обыкновенно мы истинным другам своим открываем мысли свои, изъясняем намерения, объявляем советы, и самыя скрытыя сердца нашего помышления оным сообщаем, или кратко сказать, вручаем им все сердце свое; и в сем вручении особенное свое находим удовольствие. Ибо и нещастие облегчается, когда оное другу изъясним; и щастие не столь бывает для нас радостно, когда оное не сообщим верному другу своему. Бог всеблагий, удостоивая человека, добродетель любящаго, имени друга своего, благоволит открывать ему и свои советы, которые закрыты от всех прочих тварей. Он некогда сказал избранному своему Аврааму, котораго к Богу любовь довольно была освидетельствована; он ему сказал: Еда утаю аз от Авраама раба моего, яже аз творю?3 О великое слово заключающее в себе несказанное Божие к смертному снисхождение! Еда утаю аз от Авраама раба моего, яже аз творю? то есть, скрою ли я что нибудь от того, котораго люблю, и котораго добродетель открыта пред очами моими? Скрою ли я что нибудь? Боже, живый в свете неприступном! что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его? Когда твои советы отстоят от наших, сколько отстоит небо от земли; так надобно и тому человеку, котораго благость твоя творит участным советов своих, столько от других человек отстоять, сколько отстоит небо от земли.
Но какия же тайны открывает Бог избранным своим? Открывает он им в настоящем и естественном виде красоту добродетели; и потому они столь ею пленяются. Открывает он им таинственные пути Провидения своего, которым управляет он род человеческий и мир весь: и потому они столь великодушны в нещастии, и столь умеренны в благополучии мира сего. Открывает он им величество божественных совершенств своих: и потому они столь осторожны во всех поступках своих, чтоб не обезобразить им в себе образа и подобия Божия. Открывает он им превосходство оныя любви, которую оказал он во искуплении человеческаго рода чрез единороднаго сына своего: и потому они с толикою верою приносят ему жертву благодарения и хваления. Открывает он им цену награждений и венцов, которые им на небеси уготованы. И потому они столь мало к сему миру себя привязывают; а устремляются всеми желаниями своими к блаженной вечности. Вот какия тайны открывает Бог избранным своим! тайны великия, тайны блаженство наше составляющия. О когдаб мы посмотрели на праведнаго душу, увиделиб оную исписанную всю перстом живаго Бога!
Но тайны оныя скрыты от людей страстьми порабощенных. Павел был участен сея высокия чести; он был восхищен пред лице величества Божия, и слышал таинственныя глаголы. Но скажи нам, любезный Павле! Какия слышал глаголы ты? Он к печали нашей отвечает нам, яко глаголы оныя не леть есть, не можно, человеку глаголати.4 Но понеже и сам Павел был человек: однако глаголы те удостоен был слышать: так какому же человеку не можно вместить оных слов? Из сего затруднения выводит нас Спаситель: он ученикам своим так говорил, как прежде сказали мы: Не к тому вас глаголю рабы; яко раб не весть, что творит господин его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от отца моего, сказах вам. Так из сих слов видим, что таин Божиих не вмещает раб: а раб, по Евангельскому ж изъяснению, есть всяк служай греху: Всяк служай греху, раб есть греха.5
По истинне раб есть, кто пленен страстьми, кто худою привычкою как оковами связан, котораго склонности телесныя влекут насильно, куды хотят; а разум остается связан и недействителен. И потому таковый тайны Божия понять не может: ибо его и мысль помрачена, и сердце пороками занято, и воля превращена. О злощастное рабов таковых состояние; так как напротив состояние вожделенно и радостно другов Божиих!
Разсуждая сии добродетельных людей преимущества, видите, не справедливо ли святый Давид пред Богом воспел: Мне же зело честни быша друзи твои, Боже! Ибо как не почитать тех, коих почтил сам Бог, коих возвысил он до толикаго достоинства, что сотворил их участниками советов своих, и назвал другами своими? Из числа таковых другов Божиих предлежит пред очами нашими праведник сей, преподобный Сергий, котораго святое тело между нами оставил праведный Бог в доказательство, сколь ему любезна добродетель. Ибо блаженный сей любил Бога всею душею, и сердце его было святилищем Духа Господня. Засвидетельствовало то святость его жития, непорочность нравов, и все дела любовию к ближнему растворенныя. И для того содержай в руке своей меру правды Бог столь прославил имя его: честен он ныне церкви всей, честен нам, честен и всей России.
Честен и пред очами Твоими, Пресветлейший Государь Наследник! Ты заимствуя кровь от Великих Государей Всероссийских, как другими многими делами, так и благочестием прославленных, сим пришествием Своим доказываешь, что и благоговения их Подражатель истинный. О! как любезно России взирать на Твою порфироносную Особу, в сих младых летах притекающую к источникам духовным, и почерпающую из них воду животную к напоению возрастающих плодов Твоих. Мы пред Тобою дерзаем изъясниться искренно, что, естьли всякому, Тебе наипаче подобает пред очами Своими всегда иметь в добродетели живших людей. Ведаем мы, что добродетель уже избрала себе место в сердце Твоем; но чтоб Она всегда в Тебе была непоколебима, примерами праведных мужей ее укреплять повелевает Тебе Бог; не токмо же укреплять, но и ободрять Себя, чтоб в течении добродетели приходить от силы в силу и от славы в славу. Видиши, Благоверный Государь! на праведнике сем, что добродетель безсмертием увенчавается, что ея честь, слава и награждение насильством времен не истребляются. Коликое сие есть к добродетели ободрение!
Боже, услыши молитвы наши! угодниче Господень блаженный Сергие! сию благороднейшую Отрасль Государей Всероссийских, кои к Тебе всегда особенное имели усердие, сию Отрасль Благороднейшую, Пресветлейшаго России Наследника благослови: и ходатайством Своим испроси у престола Господня, да опочивает на Нем Дух Его; Дух премудрости и благочестия; да будет Он радость России, Отечеству слава, Церкви красота, Аминь.
Сказывано Июля 17 дня, 1767 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра