Егдаже прият оцет Иисус,
рече:
совершишася
и преклонь главу предаде дух.
Иоан. гл. 19. ст. 30.
Собравшись в сей храм священный, празднуем мы, благословенные Христиане! смерть Страдальца неповиннаго, который тем для нас любезнее, что он в сем виде нам представляется, не для того, акиб мы ему таким родом смерти умереть желали; но что его смерть есть светлейшее любви его к нам доказательство; что его смерть есть действительное смертности нашей врачевание. Знаю я, что непричастные таинств Христианских могут дивиться, и причитать нам в стыд, что почитаем мы распятаго; могут они говорить: Иныя спасе, себе ли не может спасти? аще сын Божий есть, да снидет со креста.1 Такия стрелы бросают на нас Иудеи: сим поносит нас язычник. Но наше к нему благоговение тем есть непорочнее и святее, что ни стыд ложный, ни наружность обманчивая нашу истинну не колеблют; что мы утверждаемся на внутренности, на сокровенной премудрости Божия силы, которая людям невнимательным часто кажется слабою. Дух Божий давно сие предвидел, и чтоб мы на таковое мира мнение не преткнулись, благовременно предостерег. Видите звание ваше, братие, говорит он нам устами Павловыми, яко буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит: и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая: и худородная мира и уничиженная избра Бог, и несущая, да сущая упразднит; яко да не похвалится всяка плоть пред Богом.2 На сем основании той же Апостол пишет к возлюбленному ученику своему: Не постыдися чадо! страстию Господа нашего Иисуса Христа, ни мною юзником его:3 не постыдися; ибо преодолеть таковой стыд, которой с нами встречается, когда надобно итти против поврежденных мира мнений, преодолеть сей ложной стыд, есть светлейшая победа.
Но обратим мы очи свои к солнцу правды, заходящему на горизонте крестном, и послушаем, что он при последнем дыхании блаженныя жизни своея говорит. Гогорит он: Совершишася. Что ж сие слово значит, научи нас с крестныя катедры ты сам, великий Архиерей, прошедый небеса и входяй во внутренния премудрости Божия завесы: раздери покрывало, которое от нас скрывает святилище истинны, и даждь нам видеть сокровенныя тайны твоя!
Совершишася.
Понеже в слове сем не изъяснено, что совершилося, для того надлежит изследовать, что такое в совершенство и в окончание приведено; тем паче, что слово сие от великаго нашего Учителя при последнем часе сказано; и потому должно оно в себе заключать содержание важное: и мы обыкновенно те слова памятуем и повторяем часто, которыя от любимых нами умирающих слышали мы.
Совершишася.
Совершились вопервых все Спасителя нашего страдания, какия злость человеческая выдумать, и человек претерпеть может. Первыя младенчества дни были началом его жизни, и вместе началом его гонения. Тот, который на небеси уготовлял нам вечныя обители, не имел на земли, где главу приклонить. Тот, который безсмертною истинны пищею насыщал человеческий род, был гладен, и жажден чрез все течение лет своих. Тот, котораго лице делает радость Ангелам, был оплеван, по ланитам биен, и весь окровавлен. Тот, который взял на рамена свои бремя грехов всего мира, был отягощен крестом, и мучительно пригвожден на нем. Подлинно облечен он был в порфиру, но в порфиру поругания, дан был в руки и скипетр, но которым сокрушали его главу; возложен был и венец, но венец терновый. Мучение тем несноснее, что соединено с поруганиями! ибо одно терзает тело, другое пронзает дух. Пилат, сколь впрочем ни был к милосердию мало преклонен, не мог не быть тронут сим позорищем. И для того вывел его, текущею кровию обагреннаго, пред собрание, и сказал: Се человек! Ежели ваше сердце мучением ненасытно, видите, что все его тело зделалось одною язвою, и ежели вас не умягчает его неповинность, да умягчит общее человечество. Се человек!
В каком виде от Пилата представлен Иисус, в таком его давно предусмотрел Исаиа Пророк: Видехом его: и не имяше вида, ниже доброты: но вид его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый, то есть, от младенчества привыкший терпети болезнь, яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих: во смирении его суд его взятся.4 Премудрость божественная вознесенная на крест воображая, или паче терпя все таковыя мучения в плоти, несправедливо ли, разсудите, возопила:Совершишася! Егда же прият оцет Иисус рече: Совершишася: и преклонь главу, предаде дух.
Совершились, второе, все дела великаго посольства его. Волю небеснаго Отца открыл, истинну всем благовествовал, от заблуждений отвел, основал славную церковь, состоящую из всех народов сущих под небесем, а наконец все сие запечатал кровию своею, и чрез то примирил небо и землю; как-то изъясняет божественный Павел: Благоволи Бог тем примирити всяческая с собою, умиротворив кровию креста его, чрез него, аще земная, аще ли небесная.5 И для того сам Спаситель отходя к испитию смертныя чаши, говорил к Отцу своему: Отче! дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю.6 А на кресте в том же разуме возопил: Совершишася.
Совершилось, третие, чаяние языков. Все народы ожидали себе утешения от Бога, утешения Израилева. Ибо кто страстями смущаемый, совестию не безпокоится? и кто преступая богописанный на сердце закон, не убоится суда Господа Саваофа? Сей страх все народы засвидетельствовали своими жертвами. Ибо к чемуб проливать животных кровь, и таковым ужасным зрелищем служить божеству, естьлиб сие не было знаком трепещущия совести, которая смущаясь воображением суда нелицеприятнаго, думала удовлетворить вечной правде пролитием неповинных животных крови вместо своей, и тем бы себя успокоить? Хотя сие средство само чрез себя ко оправданию было недействительно; ибо по основаниям Христианским, не возможно крови тельчей и козлей отпущати грехи:7 однако оно доказывало, что весь мир повинным себя признавал пред верховным Законодателем; следовательно доказывало нужду и чаяние утешения Божия.
Сие чаяние на кресте совершилося. Что мы исполнить не могли, исполнил то вместо нас великий Ходатай наш. Ибо взяв лице человека, Божиим гневом поражаемаго, принес себя в жертву, и пролитием своея неповинныя крови гнев неба погасил. Обратив на себя все действие правосудия, оное обезоружил, а оставил для нас едино милосердие. И мы можем теперь со дерзновением веры нашея сказать: Отче небесный! может ли твоя правда в нас поразить что нибудь, котороеб не окропленно было дражайшею Сына Твоего кровию? Может ли совесть наша не успокоиться, видя удовлетворение за грехи наша приносимое Тебе чрез Единороднаго Твоего? Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй.Кто осуждает? Христос Иисус за нас есть умерший.8 Сего вожделеннейшаго для нас действия Спаситель висящий на кресте видя исполнение возопил: Совершишася.
Совершились так же все пророческия предсказания, все ветхаго завета жертвы и проображения. Се твой, церковь! Исаак отеческою рукою за нас жертвуемый! се окровавленная Иосифа твоего не риза, но пречистая плоть! се агнец пасхальный в твое спасение закалаемый, котораго верою причащаемся мы! се поражаемый камень, и источающий не воду, но токи крови! се истинная жертва и всесожжение, по принесении которой все прочия жертвы устыделись и скрылися: ибо, все они, по разумению Апостольскому, были только тень грядущих благ, а не самый вид вещей.9 Окончались при том и пророческия предсказания, и тем себя оправдили. Исполнились сии слова Исаиины: Предана бысть на смерть душа его и со беззаконными вменися.10 Исполнилось предвещание Моисеево: Узрите живот ваш висящ пред очесы вашими.11 Исполнилось и оное пророчество Давидово: Даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта.12 И для того Искупитель наш когда вкусил оцта с желчию смешеннаго, и при том видел, что все о нем сказанное исполнилось, сим словом заключил: Совершишася.
Окончание получил и сам закон; закон написанный в сердце нашем правосудною рукою Божиею; ибо кончина закону Христос.13 Вы несте, приветствует нас Апостол, под законом, но под благодатию.14 Не должно думать, акиб сими словами отвергаем был закон Божий. Никак! но чрез сие Писание дает нам знать, что истинно верующий не находит себя под игом закона, который своего преступника поражает проклятием, что над Христианином, признающим немощи своя, и к благодати прибегающим, закон строгости своей исполнить не может.
Совершилися же и все Божия определения о спасении верующих и о неверующих осуждении. Ибо как приемлющии сию великую жертву определяются в живот, так отвергающии оную в смерть, по свидетельству Евангелиа: Веруяй в онь, несть осужден; а не веруяй, уже осужден есть.15 Сии слова с одной стороны наполняют дух наш утешением и радостию: с другой трепетом и ужасом. О! отврати Спасителю! чтоб мы изключаемы были из сей молитвы Твоей: Аз о сих молю, не о всем мире молю.16
Совершились наконец все дела милосердия и долготерпения Божия. Ибо висеть на кресте Существу всех тварей святейшему, есть доказательство милосердия и любви Божия к нам, которую ни язык изъяснить, ни мысль понять совершенно не может. И потому справедливо сие Божественнаго лица страдание от церкви называется, истощание, акиб сказать: Бог столь к нам милосердым себя оказал, что, кажется, истощил весь источник благости своея. И понеже совершилось его милосердие, то тем самым совершилось и его долготерпение. Ибо когда Бог не может показать больше милосердия, и естьлиб кто и сие милосердие пренебрег, то больше для него долготерпения Божия быть не может, как свидетельствует писание: Волею согрешающим нам по принятии разума истинны, к тому о гресех не обретается жертва;17 и сие вообразив Спаситель со страдательным духом возопил: Совершишася.
Видим мы теперь, Слушатели, как произнесенное Христом слово понимать нам должно, и какой в нем таинственный разум заключается. Но вот новое затруднение! Затруднение требующее великаго и строгаго изследования. Все совершившияся смертию Спасителевою дела, о которых сказали мы, еще остаются некоторым образом несовершенными, коли в нас не совершились вера и любовь. И для того дражайший Избавитель, желая спасения нашего и совершеннаго делам своим окончания, требует от нас изъяснения, можем ли и мы сказать: Совершишася?
Совершились его страдания. Так перестал ли ты своими пороками уязвлять уязвленнаго Христа, и тем в другой раз распинать Сына Божия? или еще он в тебе страждет, чего не страдал от Иудей? Ибо тягостнее ему грехи Христианские, нежели мучения Иудейския. Несноснее для него преступление завета, в которой ты с ним вступил, нежели то копие, которым прободенно было ребро его.
Совершились все дела посольства его. Так совершилось ли в тебе благое изволение последовать гласу небесному? И перестал ли ты противиться Духу Святому, к добродетели тебя возбуждающему? Ибо святая веры истинна остается для нас безплодною, ежели благим сердца изволением оную не объемлем.
Совершилось чаяние всех языков. Так совершилось ли в тебе желание, осиянну быть лучею благодати? Чувствуешь ли в сердце своем утешение? слышиши ли в душе твоей сей вопль: Прииди, Господи Иисусе!Прииди; готово сердце мое, Боже! Готово.18 Или в некотором глубоком сне погружаешь себя, и нечувствителен к истинной и вечной пользе твоей?
Совершились все Пророков предсказания. Так совершилось ли в тебе познание Христианской истинны, и довел ли ты свое познание до такова совершенства, чтоб сердце твое можно было назвать книгою Христовою? Или еще млеком питаешься и младенец во училище Иисусовом? Или еще сумнения колеблют твою мысль, и корабль твоея веры клонят к погружению?
Совершились определения Божия. Так привел ли ты добродетель свою в такое состояние, чтоб написанну тебе быть в книгах живота? или Херувим с мечем пламенным возбраняет тебе вход во врата райския, и отгоняет тебя от селения праведных?
Совершились дела милосердия и долготерпения Божия. Так содрогаешься ли ты от сего великаго милосердия? Боишься ты правосудия Божия, но не больше ли надлежит тебе бояться милосердия сего? Ибо находясь кто под единою правосудия строгостию, естьлиб преступил закон, может быть, представил бы в свое извинение сию самую строгость, которая его поразила унынием: но ты видя излиянный пред тобою весь источник благости и снисхождения, естьлиб со всем тем нарушил сей завет, завет любви, что тогда можешь принести в свое извинение? И чтоб все вкратце заключить; совершилось ли в тебе намерение доброе, желание похвальное? приведено ли ко окончанию начатое благое дело? бросил ли ты совсем худую привычку, от которой столько раз тщетно отставал? Восходишь ли на высоту добродетели, и отверзаешь ли себе дверь в незаходимая? Ах! Слушатели, сколь все сии вопросы важны! а при том с каким затруднением должны дать на них свои изъяснения не малая часть Христиан! Однако ответствовать надлежит. Христос повелевает, умоляет церковь, польза наша требует.
Чтож на сие ответствовать будешь ты, Христианин, ты участник новаго завета и призванный в царство благодати? Ежели с помощию Божиею одно из того совершил, другое покаянием исправил: то слыши глас с креста тебе глаголющий: Днесь будеши со мною в раи.19 Благий рабе и верный, вниди в радость Господа твоего.20 А ежели не исполнил, и непрестанным во зле пребыванием ожесточил ты сердце свое; горе тебе! Преступник ты завета: крови Господней презритель: смерти его суетный проповедник, и осужденный испить чашу некончаемыя горести.
Но чтоб всею своею тяжестию не поразили нас такия слова, истинным покаянием да облобызаем раны Спасителевы, и слезами своими да засвидетельствуем, что мы винны по немощи, что мы во грехе неожесточенны, и возопием к нему. Спасителю Христе! Твои заслуги суть дражае, нежели чтоб мы за них возблагодарить Тебе могли. Смерть Твоя сколь сильна была в приведении нас в веру Твою, в вечный с Тобою завет: таяж да споспешествует нам, веру сию, сей завет до конца непорочно соблюсти; чтоб мы достигши до последняго часа нашея жизни, достигши же и до возможнаго нам степени добродетели, могли с Тобою сказать: Совершишася, Аминь.
Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве в Москве 1767 года, Апреля 6 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра