Празднуя торжественно всерадостнeйшее возшествие на Всероссийский Престол Благочестивeйшаго Государя нашего Императора ПАВЛА ПЕТРОВИЧА, не мню быти приличнeе, как при сем воспомянуть оное Апостольское слово: молю убо, прежде всeх, творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человeки, за Царя, и за всeх, иже во власти суть, да тихое и бозмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистотe (1 Тим. гл. 2, ст. 1).
Важно
есть сие Апостольское наставление. Повелeвая Он творить моления за всeх человeк,
и за всeх во власти сущих, особенно предписывает творить моления за Царя.
А еще важнeе ожидаемый от таковаго моления плод и слeдствие. Да тихое,
говорит, и безмолвное житие поживем; да притом прибавляет: во всяком
благочестии и чистотe.
Что может вожделeннeе
и благопотребнeе быти на земли, как тихое и безмолвное житие? Гдe оно, там есть
и мир, и согласие, и взаимная любовь, и ревностное друг другу спомоществование.
Гдe оно, там есть родителей о дeтях попечение; дeтей к родителям любовь: вышших
о нижних сердолюбие: нижних к вышшим охотное повиновение: любовь и вeрность между
супругами. Гдe оно, там есть сохранение правосудия, соблюдение совeсти и честности,
старание о пользe ближняго своего не иначе, как о собственной своей; а вкупe всeх
о пользe общей. Гдe оно, там есть безопасность от внeшних; устрояемая сильная
таковым согласным тeлом ограда противу всяких козней вражиих. Гдe оно, там процвeтают
грады, умножаются
селения, царствует довольство и изобилие плодов земных. В радостном покоe по трудах
всяк поет под виноградом своим и под смоковницею своею, благословляя виновника
блаженства своего. В сем состоит тихое и безмолвное житие.
Основанием же тому полагает Апостол благочестие и чистоту. Основание Святое, твердое, во вeки незыблемое. Нeт ни малeйшаго сумнeния, что конечно послeдует тихое и безмолвное житие, ежели во основание будут положены чистота и благочестие. Все, чтоб мы ни мыслили, чтоб ни говорили, чтоб ни творили, не может имeть успeха само собою, ежели не благословит Господь. Аще не Господь сохранит град, всуе бдяй и стрегий (Псал. 126, ст. 1). А напротив: аще благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима (Псал. 127, ст. 6).
Сие же благодатное благословение
не иначе на нас низпосылает Господь, развe когда будет в нас благочестие. Но благочестием
никак не заслуживает почитаемо быть, ежели оно будет состоять в
одной наружности. И для того Апостол к благочестию присоединяет чистоту.
Между благочестием и чистотою должен быть и есть союз никогда неразрeшаемый.
Ибо какая здeсь разумeется чистота? Чистота сердца. Блажени чистии сердцем (Матф. гл. 5, ст. 8). Чистота совeсти и добрых нравов, как утверждает тот же Апостол: Конец завeщания есть, любы от чиста сердца, и совeсти благия и вeры нелицемeрныя (1 Тим. гл. 1, ст. 5). Таковая чистота, есть или основанием благочестия или побуждением к нему, или вeрным онаго свидeтельством. Гдe таковая чистота, там и благочестие; гдe таковое благочестие, тамо и тихое и безмолвное житие; гдe таковое житие, там есть рай на земли.
Но что я говорю, на земли? Всякое, какоеб только могло быть,
благополучное на земли житие, ежели оно не ведет к благополучной жизни
на небеси, будет оно суетно и пагубно; да и не может в прямом смыслe благополучным
житием почтено быть, развe только одним,
и то обманчивым и тщетным видом онаго.
Тихое и безмолвное житие, о коем говорит Апостол, есть то житие, которое нас из земнаго благополучия преводит и в небесное блаженство. Ибо оное полагает великий Учитель не в наружных пышностях, не в роскоши тeлесной и сладострастиях, но полагает во благочестии и чистотe. А сие Святое основание хотя предполагает тихое и безмолвное житие на земли; но оно же есть единственное благодатное средство к достижению блаженства и на небеси. Ибо кто же имeет надежду наслeдия во Святых, и снаслeдником быти Христу, развe истинно сохранивший благочестие и чистоту?
Се нашему слову печать прилагает сам Ходатай и Виновник нам жизни
вeчныя Господь Иисус: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Послeдуя
Учителю и избранный Его ученик тоже подтверждает: тeлесное обучение вмалe есть
полезно; а благочестие на все полезно есть, обeтование имeюще, живота нынeшняго
и грядущаго (1 Тим. гл. 4, ст. 8). Се видим, что благочестие не токмо
приносит нам пользу в жизни сей; но Бог к нему привязал свое милостивое обeщание,
чтоб за оное наградить нас и жизнию будущею.
Когда толико важно есть тихое и безмолвное житие, основанное на благочестии и чистотe: то как же мы не послушаем Апостольскаго гласа, чтоб творить о нем моления и прошения и благодарения. Мы только, разсуждая важность просимыя вещи, прибавим, что должны творить таковыя моления, и прошения, и вообще всe, в церковных собраниях, (ибо сие, по моему мнeнию, значит, моления): и каждый особо, дома ли, или на пути, или гдe бы он ни был; (ибо сие, кажется, значит, прошения): от горячия душú, от добраго сердца, со вперением всeх мыслей на предмет толико важный, и днем и ночью, и ложась и воставая, с пролитием слез и умиленных и радостных.
От таковых молений да будет неразлучно и благодарение.
А оно требует, чтоб мы все восписывали Богу; а не своему уму, не своим трудам,
не своим усилиям, не своему богатству, не своему могуществу: но пад пред Его Величеством,
и признавая с благоразумными
и избранными Его рабами, что мы земля и пепел (Быт. гл. 18, ст. 27), восклицали
бы пред Ним духом и устами: Тебe Единому подобает и честь и слава и поклонение
и вся во вeки вeков (1 Тим. гл. 1, ст. 17).
Но не оставим еще разрeшить затруднения, которое, кажется, нам задает Апостол в поминаемых своих словах. Пусть мы, и вообще всe, и каждый особо, по Его спасительному увeщанию, будем творить моления и прошения, да тихое и безмолвное житие поживем: но по Апостольскому разсуждению, кажется, всeх таковых наших молений и прошений не довольно, ежели при том не присоединим, наших молений и прошений, особенно, за Царя.
Богом просвeщенный учитель видeл, что сие для тихаго и безмолвнаго
жития необходимо благопотребно. Знал он союз общества. Знал он, что сего тeла
гражданскаго Царь есть глава. Суетноб было тeлу желать благосостояния, миновав
главу. А напротив, егда глава есть благорасположенна и здрава, может тогда и все
тeло управлять, и каждому члену спомоществовать,
или его исправить, и в согласной связи всeх их содержать.
Так по сему о ком же прежде всего и паче всего, моляся о тихом и безмолвном житии, должны мы молиться, как не о Царe, как не о сей от Бога поставленной Главe, дабы оная была хранима вышним Царем, яко зеница ока? Ибо при Ея цeлости, благорасположении и благоуправлении, и вся связь общества будет сохранена в тихом и безмолвном житии; поелику одно с другим связано неразлучно.
Впрочем же Царь есть человeк: бремя правления возложено на
Его рамена тягостнeйшее; и силам человeческим, могу сказать, без помощи Вышняго
несразмeрное, притом Он, яко человeк, силы имeет ограниченныя, и общих немощей
человeческих не безучастный: то не есть ли сие сильным побуждением для совeсти
каждаго, чтоб мы для пользы собственной своей и общей творили моления и прошения
о Царe с горячайшею вeрою, вездe и непрестанно, да подкрeпит Его свыше
носить без отягощения сие великое бремя, да умудрит Его, да наставит Его, да руководствует
Его; творити суд и правду, защитить
сироту и вдовицу, Державу свою сохранить в мирe и тишинe, и всeм нам во Особe
своей явить примeр благочестия и чистоты.
Ежели когда, то нынe, в сей великий День, в сей благословенный час сотворим мы, о Россиане! о знаменитые знаменитой части круга земнаго обитатели! о мои соотечественники! о Богопросвeщенные Христиане! сотворим мы днесь моления и прошения о Благочестивeйшем Государe нашем Императорe ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ. Царь царствующих Сам да управляет Им: и в Особe Его земнаго правления, да явит нам Образ вeчнаго Царствия Своего. Да утвердит Он благочестие: да будет утeшением церкви: да прославится Отцем Отечества Своего.
Наши моления облегчаются Его достоинствами,
его добродeтелями, Его вeрою. Чрез толикое течение годов довольно видeли мы, колико
в Нем вeра незыблема, колико упование на Бога твердо, коликим одарен просвeщением,
коликою благостию, коликою сердца добротою: и всeм тeм давно уже приуготовлен
подать всякому помощь, отраду и утeшение; поелику Сам быв искушен,
может и искушаемым помощù (Евр. гл. 2, ст. 18).
Ежели же бы в чем и не доволен был; Бог вся о Нем промыслил во благое; даровав Ему Супругу, Императрицу Благочестивeйшую, Просвeщеннeйшую, Добродeтельнeйшую: и по тому во всем надежнeйшую Ему Помощницу. Окружен Чадами, яко насаждениями масличными, носящими вeтви благодeлания.
Почему и остается нам, вeрным подданным ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, принося о Нем моления и прошения, вкупe принести и благодарение Царю Царствующих и Господу Господствующих, яко даровал нам Царя по сердцу Своему (Иерем. гл. 3, ст. 15); да можем сказать, и по сердцу нашему. Благодаря же воскликнем всe, среди сея первенствующия церкви, пред лицем Бога неба и земли: да здравствует и да царствует наш Благочестивeйший Государь Император ПАВЕЛ I и с дражайшею Своею Супругою, Благочестивeйшею Императрицею, и со всею Августeйшею Своею Фамилиею, во вeки Аминь.
1796 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра