Сколь медлительны вы, о други и братия! приити к нашему поучению;
хотя и скоры были на то, чтоб нас насильствовать, и извлечь из нашей крeпости,
то есть, пустыни, которую я паче всего люблю, и яко помощницу и мать Божественнаго
восхождения, и Боготворную, отлично уважаю, и всей жизни предпочитаю. Как вы,
что получить желали, то получив презираете? и лучшими оказались, когда желали
нас отсутствующих, нежели чтоб чувствовать удовольствие от нашего присутствия?
И как будто хотeли вы болeе овладeть нашею Философиею, нежели ею пользоваться?
Или пристойно мнe и сие сказать: быхом вам в сытость: прежде, как еще вы
и не вкусили и не отвeдали. Самое необыкновенное дeло! даже нижè нас, яко
странных препроводили, и чтоб еще большаго сожалeния достойное сказать, нижè
собралися к нам; ежели не по другому чему, то хотяб по уважению Господни заповeди.
Нижè нам при самом в должность вступлении руку подали, нижè яко
еще боящихся ободрили, нижè яко принужденных утeшили. Но (тягостно сказать,
однако сказать надлежит) сдeлали вы для нас праздник сей безпраздничным, и не
с добрым предвeщанием нас приняли, и постыдность с торжеством смeшали, и чтобы
наиболeе послужило ко утeшению, нeт здeсь вас, моих побeдителей. Ибо не истинно
будет, ежели назвать вас любителями. Так-то удобно то презирается, что легко побeждается!
и как высокомeрным услуживают, так смиреннаго пред Богом пренебрегают. Чего
желаете
вы? Судиться ли мнe с вами, или судиею быть? голос ли давать, или принимать? Ибо
я надeюсь побeдить, ежели буду судимь: также справедливым явлюся, ежели на вас
суд произнесу. Вина же ваша есть та, что вы неравною мeрою вознаграждаете любовь
нашу, и за послушание чести не воздаете, и настоящим усердием не обнадеживаете,
и в будущем, которое и при усердии вашем едва ли надежно быть может. Понеже всяк
горячeе при началe. И из вас иные что либо иное полагаете предпочтительнeе пред
старым2 и новым Пастырем,
ни сeдины не уважая, ни младость не ободряя. Вечеря есть во Евангелии свeтлая
и благоприятный угоститель: и приятели, и пир наисладчайший. Ибо брак был сыновний:
и хотя тот созывает? но сии не приходят; и он оскорбляется (я оставляю, что содержится
в срединe сея притчи, по причинe строгих слов, и скажу, что умeреннeе): другими
гостями наполняет пир. Сего мы вам не желаем. Но вы для нас столь
ко
их (как мнe сказать снисходительнeе) стали высокомeрнeе, или дерзновеннeе, что
тe будучи званы, презрeли вечерю и звавшаго обидeли. А вы не сторонние, нижè
званные на браки, но сами призвали нас, и к священной сей трапезe привязали, и
свeтлость чертога показали; а послe сего оставили нас. Сие-то есть ваше дeяние
самое знаменитое! И иный на село свое, иный к супругу волов новокупленных, иный
к женe новобрачной, иный к другому чему маловажному, разсeялись и отлучилися,
мало подумав и о чертогe и о женихe. Чего ради я исполнен есмь скорби и уныния.
(Ибо не умолчу своего смущения): и едва не удержал я слóва, которое думал
принести на брак в дар; дар из всего, что я имeю самый лучший и препочтенный.
И едва его не изострил противу вас, милых. Ибо я единожды был вами насильствован;
нынe же благословный к тому имeю случай, и язык изощряет склонность любовная,
которая есть самая жаркая ко обвинению и весьма изобильная, когда станет она ревнованием;
и получив притом печаль от презорства неожиданную. Ежели кто из вас
стрeлою
любви уязвлен, но презрeн, тот вeдает сие страдание, и простит таковым образом
страждущим, и приближившимся к таковому несмыслию. Но мнe не дозволительно и нынe
чeм нибудь вас коснуться: и никогда сего да не будет. И сим может быть я вас свыше
мeры тронул; вас священную пасству, похвальныя Христовы овцы, божественное наслeдие,
коим ты, (отец мой!) богат, хотя и бeден. И думаю, что оныя словà приличествуют
тебe: ужа падоша на тя в державных. Ибо достояние твое зeло державно есть тебe
(Псал. 15, ст. 6). И не уступлю, дабы числимые отличными градами; и самыя обширныя
пасствы имeли какое нибудь преимущество пред нами малыми, и низким племенем между
сынами Исраилевыми, и малочисленными в тысящах Иудовых, пред сим малым во градах
Вифлеемом, в коем Христос раждается: и нынe и с начала нами право и познаваемый
и почитаемый: у коих Отец возносится, и Сын равняется, и Дух Святый сопрославляется;
мы единодушны, единомудренны; ничeм Троицу не нарушаем,
или
приложением или отсeчением: как дeлают худые раздeлители и мeрители Божества,
которые, когда одно нeчто, болeе, нежели как должно, возвышают, все унижают, и
оскорбляют. Но вы, ежели сколько нибудь ко мнe благосклонны, вы мое земледeлие,
виноград мой, моя утроба; паче же, сего общаго нашего отца, коих сей во Христe
Евангелием породил. Почтите же и нас; ибо праведно; когда мы вас всему предпочли.
Вы свидeтели, и поручившие нам сие властелинство ли, или служение. И ежели болeе
любящему болeе одолженными становимся, то как я измeрю любовь, которую к вам имeя
вас должниками учинил? Но почтите болeе самих себя, и ввeренный вам образ и ввeрившаго,
и Христовы страдания, и небесныя надежды; вeру содержа, которую вы приняли, и
в коей воспитаны, с которою и спасаетеся, и вeрим, что и других спасаете, сами
вы совершенно вeдаете, что немногие сию похвалу имeют. Благочестие же поставляйте
не в том, чтоб много о Богe говорить, но в том, чтоб болeе молчать. Ибо язык вреден
для человeка, ежели разумом не управляется:
и
почитайте, что всегда слышание безопаснeе слóва; и для того лучше чему
нибудь учиться о Богe, нежели учить. Что же до подробнeйшаго о сем испытания,
оставляйте то для строителей слóва, сами являя благочестие, словом мало,
но дeлом болeе и хранением законов паче, нежели чтоб любовь к законодателю изъявлять
одним ему удивлением. Бeгайте злобы, держитеся добродeтели, духом горяще, духом
шествующе, им знание привлекающе; созидая на основании вeры, не древо, не сeно,
нижè тростие вещество немощное и удобно истребляемое, когда огнем дeлà
наши будут судимы, или очищаемы; но злато, сребро, камение драгоцeнное; все то,
что пребывает и постоянно. Сия творите и сим нас прославляйте, в присутствии ли,
или в отсутствии, наших ли слов держася, или другое что болeе почитая. И будите
чада Божия чистыя и непорочныя, среди рода строптива и развращенна, и не сплетайтеся
верьвями окрест ходящих нечестивых, нижè узами собственных грeхов спутывайтеся;
нижè житейскими попечениями подавляйте слово, чтоб вам быть безплодными.
Но путем ше
ствуйте
царским, не склоняясь ни на право, ни на лeво; и тeсным яко пространным, под управлением
духа. Таким образом вы в благом состоянии будете, и нынe, и в будущее испытание,
о Христe Иисусe Господe нашем, Ему же слава во вeки. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра