Старец праведный Симеон узрeв Христа Господня, и зная от Духа Святаго, яко приближился час его кончины, спокойно, даже радостно, возопил: нынe отпущаеши раба твоего, Владыко! по глаголу Твоему с миром: яко видeстe очи мои спасение Твое (Лук. гл. 2, ст. 29).
Мы скажем под конец сего слóва, почему Симеон не смутился приближением своея кончины; но радостным духом к ней расположен был. А теперь помыслим что нибудь о самих себe: ибо и нам, рано ли, поздо ли, тоже предлежит. И не былоб нужды о Симеонe разсуждать, ежели не прилагать его к самим себe.
Он
благополучно кончил подвиг свой: достиг тихаго пристанища. Нынe пребывает не токмо
во всякой безопасности, но и в состоянии блаженства ничeм никогда ненарушаемаго.
Но мы еще в подвигe состоим; и чeм сие кончится, не знаем. А чтоб кончить то благополучно,
крайне нужно и важно. Ибо конец все дeло увeнчавает.
И в здeшней жизни не тот щастлив почитается, который был богат; а под конец обнищал: кто был славен, а напослeдок обезславлен и презрeн: кто был возвеличен; а при послeдних днях пал и опровержен. Но паче счастливым почитается тот, который в первых днях был бeден; а послe разбогатeл: кто сначала мало был кeм знаем; а напослeдок прославлен и почтен: кто чрез многия лeта боролся с трудностями, с нуждами, с бeдствиями; а наконец все то преодолeл, и над всем тeм восторжествовал со славою. Ежели же и в сей жизни щастие и нещастие поставляется, судя по тому, как кто жизнь свою окончает: кольми паче щастие и нещастие вeчныя судьбы нашея зависит от того, как мы совершим подвиг жизни сея.
Так
на сей важный случай, чтоб к оному приготовиться, возмем мы в разсуждение оныя
Симеоновы слова: нынe отпущаеши раба твоего: яко видeстe очи мои. Я не
говорю: отпущаеши с миром: не говорю, очи мои видeстe спасение Твое
(Лук. гл. 2, ст. 30): но просто нынe отпущаеши раба твоего: яко видeстe очи
мои. Ибо отпущену быть отсюду с миром: и видeть очами спасение Господне:
сие свойственно токмо единому рабу Христову, который и в жизни сей может уже с
Павлом говорить: не к тому живу аз: но живет во мнe Христос (Гал. гл. 2,
ст. 20). Мы предоставим сие послeдованию нашего слова. А теперь будем разсуждать
о обыкновенной и естественной кончинe каждаго смертнаго. Ибо всяк человeк на земли,
какой бы вeры ни был, да хотяб и никакой вeры не имeл, и ни чемуб не вeрил: однако
должен умереть; и всяк может сказать: нынe отпущаеши мя: и видeстe очи
мои. Хотя не тeм духом, и не в том смыслe, как Симеон; однако может и должен
сказать.
Но
в каком же смыслe всяк, разумeю и невeрный, скажет сии слова? Вот сего-то со вниманием
послушайте. Ибо может быть и из Христиан не совершенно просвeщенных вeрою и не
твердых в ней нeкоторые, так же думают и говорят. Нынe отпущаеши мя: яко
видeстe очи мои. Что же видeли очи ваши? скажите нам. Мы, скажут одни, видeли
и вкусили всe сладости мирския. Мы пили, eли, наслаждались, гуляли, ликовали.
Вкусили всю сладость всяких пищей, всяких напитков: наполняли тeм чрево свое до
пресыщения и до забытия самих себя. Не было дня, чтоб мы не препроводили в веселостях.
Громкая музыка услаждала наши уши. Сладострастие было наше единое блаженство.
Не только развратныя жены без числа нашу насыщали похоть; но ни одна непорочная
дeвица, ни одна цeломудренная жена, не могли устоять противу наших прельщений,
обманов, подкупов, а иногда и насилий. Не знали, что есть скука, печаль и скорбь.
Все служило к нашему удовольствию. Изобильная жертва приносима была похоти, плоти
и вкусу. Теперь тeло ослабло, хотя дух и не ослаб: ста
рость
и дряхлость все прежнее сдeлала не лестным и не вкусным. Уже самое продолжение
жизни лeтами ослабленныя, болeзнями мучимыя, стало в несносную тягость. Что же
болeе остается? Нынe отпущаеши мя: яко видeстe очи мои. Что? Все
то, что ни было лестно моим чувствам; чего ни пожелала моя прихоть. Вот
что одни говорят: но могут ли они сказать: нынe отпущаеши мя с миром? Могут
ли они сказать: яко видeстe очи мои спасение Твое. О Господи! далече
от грeшник спасение твое (Псал. 118, ст. 155)! Отпущаются таковые отселe;
но не с миром, а с терзанием на мучение. Ибо очи их не видeли спасения:
но едину суету; и по тому, яко помраченные мыслию и сердцем, повержены будут во
тьму кромeшную.
Что же другие говорят? Ибо по
разным свойствам страстей и пороков разные бывают у людей при кончинe мысли и
слова. Иные говорят: нынe отпущаеши мя: яко видeстe очи мои. А что
видeли? Видeли всю славу мира сего. Мы возвышены были пред всeми людьми:
всe нас почитали, яко божков. Ибо всякаго рода сияние круг нас блистало. Домы
великолeпные и многочисленные. Вездe блистало сребро и злато и камение драгоцeнное.
Знаками отличающими нас от прочих людей были мы обвeшены. Не говорим, что стада
рабов наш миг наблюдали; и исполняли все со страхом и трепетом: но и самые мнимые
благородными и знаменитыми, почитали за щастие нас видeть, и удостоиться услышать
едино слово; да и служили нам, когда хотeли мы, не меньше рабов. Молва народная
со благоговeнием провозглашала наше имя. Слава вездe гремeла, повeствуя наши дeла.
А ученые витии все истощевали свое сладкорeчие, дабы нас похвалами до небес превознесть;
и почитали еще себя щастливыми, ежели мы удостоим своею рукою коснуться их похвальнаго
слова. Все пред нами трепетало; и мы на других всeх людей взирали, яко на презрeнныя
и нашего воззрeния недостойныя твари. А уже о веселостях, сладострастиях, и всякия
похоти насыщениях и говорить нечего. Ибо кто таковым, каковы мы, в чем отказать
бы посмeл? Теперь наступает смерть: не
хотeлось
бы ей уступить: да видно уступить надобно. Но что нужды? Довольно насладилися
мы всякаго рода величием: а и по смерти слава дeл наших гремeть будет.
Нынe отпущаеши мя: яко видeстe очи мои. Но можно ли сказать,
что они отпущаются с миром? Можно ли сказать, что они видeли спасение
Господне? Никак! никак! они были возмутители мира: и по тому отпущаются
в преисподняя, гдe царствует вeчный нечистых духов раздор и мятеж. Их очи не видeли
спасения Господня: и по тому достойно лишаются зрeния славы лица Божия.
Но послушаем и других. Сребролюбцы при
кончинe своей мыслят и говорят: нынe отпущаеши мя: яко видeстe очи мои.
Очи наши ни на что не взирали, как только на злато и сребро. Мы за сладострастием
не гонялись. Нам чести и возвышения и отличия без денег пустым шумом казалися.
Мы не находили ни в чем удовольствия, как токмо в едином богатства собрании; не
для того, чтоб его употреблять, но чтоб его беречь. Мы единым его зрeнием услаждалися.
Не трогала нас бeдность
других: ибо мы почитали их лeнивцами: не сострадали нуждам других: ибо разсуждали,
что всяк должен сам о себe промышлять. Лазарь гнойный пред вратами нашими лежащий
и стонающий, болeе в нас досады, нежели сожалeния производил. Но и самое богослужение
нам отвратительно казалося: ибо оно к нашей досадe непрестанно напоминало, чтоб
к богатству не прилагать сердца; или оное истощевать на бeдных и не имущих. Теперь
наступает кончина наша. Ах! как неблаговременно! Еще столько-то тысячей столькими-то
тысячами умножить не успeли. О когдаб еще пожить хотя только тысячу лeт! Но пусть
мы умрем: только бы деньги за нами послeдовали. Никак не рeшились мы разстаться
с ними. Нынe отпущаеши мя: яко видeстe очи мои, едино злато и сребро:
да и всегда зрeнием их наслаждаться уповаем. Вот сребролюбцы при кончинe
своей что мыслят и говорят! Но отпущаются ли они с миром? видeстe ли очи
их спасение Господне? Никак, отпущаются они во ад, нося уже в себe возженный
огнь адский: и очи их узрят, яко злато и
сребро
обращены в прах, вeчно их помрачающий.
Но оставим
уже сих, и отвращения и сожаления достойных людей. Послушаем и того, что большая
часть людей при кончинe своей мыслят и говорят. Нынe отпущаеши мя: яко
видeстe очи мои. Видим теперь, наступающу часу смертному, яко суета сует и
всяческая суета. Что мы в жизни сей видeли? Видeли однe нужды, скорьби и печали,
и всякаго рода непостоянство. Видeли дней несравненно болeе прискорбных, нежели
радостных. Видeли очи наши, как иные в самой юности умирали, как други измeняют,
как возвышенные падали, как богатые вдруг обнищевали, как другие по зависти и
клеветe всего неповинно лишалися. Видeли, что порок и беззаконие удачно: а добродeтель
в презрeнии и гонении. Видeли, как ласкатели обманывают, как други измeняют, как
мздоимцы притeсняют, как властелины насильствуют, как войны разоряют. Нeт нигдe
безопасности и покоя. Вездe соблазны и бeды. Бeды в рeках, бeды от разбойник,
бeды во градeх, бeды от сродник, бeды от язык, бeды в пустынях, бeды в морe,
бeды во лжебратии. Вся земля поистиннe есть юдоль плачевная: и как будто на то
родится человeк, чтоб всю жизнь страдать и страданием оную окончать. Теперь наступает
смерть: кажется она уже не страшна; а паче желательна: поелику в ней одной может
быть найдем себe покой и всeх зол конец. Вот что большая часть людей при
кончинe своей мыслят и говорят! Но отпущаются ли они с миром? И видeстe
ли очи их спасение Господне? Не без сумнeния сие утвердить. Ибо они не
столь вeчных благ желают; сколько сожалeют, что оных на земли не нашли.
А чтоб сподобиться нам отпущенным быть отселe с миром;
и чтоб увидeли очи наши спасение Господне: надобно нам воззрeть на Симеона,
который умирал с миром, и очи его спасение Господне видeли. Ибо
в оных его словах: нынe отпущаеши раба твоего с миром: не иный, как сей
смысл заключается. Владыко Господи! Ты произвел меня в жизнь сию. Но я истиною
Твоею научен, чтоб не мыслить, аки бы я токмо произведен для жизни сей. Нeт! Твое
намeрение было и есть гораздо
вышшее и величественнeйшее: а имянно, чтоб в сей жизни нас искусить, яко огнь
в горнилe, чтоб нас ввести в подвиг добродeтели и терпeния, и таким образом, чрез
огнь и воду наконец ввести в покой Твой. Ибо хотя Ты все нам даруешь по единой
милости без всяких заслуг. Однако Твоя удивительная воля и благость есть, чтоб
нам и вeчное блаженство даровать, яко награду за подвиг нашея добродeтели и вeры.
И по тому хотя я пользовался жизнию сею, по закону Твоему: но к ней пристрастия
не имeл; вeруя несумнeнно, яко истинная жизнь моя на небеси. Угодно было Тебe
возложить на меня звание, пристойное состоянию моему. Я оное проходил со тщанием,
не заключая в нем ни чести, ни достоинства; а только проходил, яко возложенную
должность и звание. Помышлял единственно о том, дабы мнe не остаться безотвeтно,
когда правда Твоя потребует от меня отчета в дeлах моих. Однако со всeм тeм, милосердый
Господи! я ни мало не уповаю на заслуги мои, и никак не дерзаю оправдаться пред
Тобою дeлами моими. Сознаю тлeние моея природы. Чув
ствую,
коликим недостаткам подвержен: колико от совершенства удален. Почему и остается
вся моя надежда на то, яко видeстe очи мои спасение Христа твоего, иже прииде
в мир грeшные спасти, из них же первый есмь аз (1 Тим. гл. 1, ст. 15).
Вот с таковыми-то мыслями и вeрою отселe отпущаем был Симеон: и по тому отходил
с миром.
Таковое же расположение, мысли и вeру должен имeть каждый Христианин: ежели желает, чтоб он мог при кончинe своей с полным сердца увeрением сии Симеоновы словà пред Богом произнести: нынe отпущаеши раба твоего, Владыко! по глаголу твоему с миром: яко видeстe очи мои спасение твое. Аминь.
Говорено в Троицкой Лаврe 1796 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра