Многократно праздновали мы день сей: многократно восхваляли празднуемаго нами Святителя. Многократно, сколько могли, изъясняли добродeтельную его жизнь; единственно с тeм, дабы Христиан возбудить к подражанию жизни Христианскаго Пастыря. Но имeли ли в том какой либо успeх? Бог вeсть. В училищах, ежелиб примeтил учитель, что по многократных ясных толкованиях, ученик толкуемаго не понимает, или понимать не радит; напослeдок непонятнаго или нерадиваго ученика изключает из училища, почитая, что он вотще болeе трудиться будет.
Поступить ли и нам таким
образом? О! не допусти нас, Господи! до сего.
Да и весьма бы не справедливо поступили мы. Училища наши, не суть училища мирския,
но Христовы. Здeсь не столько умы научаются, сколько сердцà исправляются.
Сердце же исправить, не есть дeло сил человeческих; но дeйствие Духа Божия. Ушес
ваших слово мое коснуться может: но подвигнуть сердце ваше предоставил Бог самому
себe. Почему мы, яко человeки, и не можем судить, естьли успeх от наших поучений,
или нeт. Но разсуждая, что и благодать Божия изобильна, и неусыпно о нас промышляет,
и способы ея суть многоразличны, и безчисленны: разсуждая же и о вашем ко благочестию,
и к слышанию Слова Божия усердию, боюсь сумнeваться, чтоб наши, хотя не достаточныя
поучения, не благословил Бог каким либо успeхом; ежели не во всeх, так хотя в
нeкоторых: тeх, то есть, о коих говорит Апостол: их же предустави, тeх и призва;
а их же призва, тeх и оправда: а их же оправда, тeх и прослави (Рим. гл. 8,
ст. 30). Да хотяб и никакова не видeли мы успeха, одолжаемся не ослабeвать в дeлe
Бо
жии,
слeдуя наставлению Апостольскому: таяжде писати вам, или глаголати, мнe убо
не лeностно, вам же твердо (Филип. гл. 3, ст. 1).
Сие не к тому я говорю, аки бы дерзал, хотя в малeйшем сравнить себя с оным безпримeрным и неутомимым Проповeдником. Может ли кто сравниться с тeм, который, как пишется о нем в дeяниях, три года безпрерывно, день и нощь, не всeх вообще токмо, но и каждаго особь, учил, да и со слезами (Дeян. гл. 20, ст. 31)? Кто с таковым сравниться посмeет? Почему я, осудив пред всeми свою лeность, только возмуся за послeднее слово: вам же твердо. Таяжде глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо.
Объясним сии два слóва:
вам и твердо. Нынe, празднуя день Святителя, таяжде глаголати,
было бы не иное что, как паки объяснять повeсть святыя жизни его. Но вам повeсть
сия извeстна; и повторять тоже почитаю излишним. А положив, что я оную, яко вам
извeстную, нынe объяснил; скажу со
Апостолом: таяжде вам глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо.
Вопервых возмемся за сие слово: вам. Сие слово сказал Апостол пиша к Филипписием. Но что были Филипписиане в сравнении нас? Довольно о их благочестии и вeрe сказать то, что они издавна от предков своих привержены были к идолопоклонству, и самое их вымышленных Богов почитание, почти дозволяло им страстную и беззаконную препровождать жизнь. Но при всем том, как только услышали они глас Евангелия из уст Павловых, все то отвергли, и сдeлались из заблуждающих просвeщенными, из развратных добродeтельными; и таковою внезапною своею премeною стали удивлением свeта, торжеством Павловым, радостию Ангелов.
Тот же глас Апостольский, или паче тот же глас Христов, проповeдуется
и здeсь во училищe Христовом; да и проповeдуется не язычникам, не идолопоклонникам,
не невeрным; но Христианам, вeрою оглашенным, и крещением уже просвeщенным. Но
и проповeдуется то, что гораздо есть удобнeе и легчае. Ибо не вeру премeнить,
не обычаи всe древние отставить, не новую
совсeм повести жизнь повелeвается: а что? Нынe вездe по церквам наиболeе от учителей
внушается и именем Божиим требуется сие: охотнeе поспeшай во храмы сии, нежели
на зрeлища: поставляй большее удовольствие в непорочности духа, и в честности
совeсти, нежели в услаждении чувств и в приумножении богатства: оставь роскошь,
и храни воздержание. Будь своим доволен; а ближняго чeм либо обидeть страшися.
От излишества, от достатка снабди ближняго своего; накорми, напой, одeнь брата
своего. Вот почти все, чего учители нынe своими поучениями от Христиан взыскивают;
и всe обороты разума, всe витийства слова употребляют, чтоб как нибудь к тому
тронуть и обратить их сердца. Но имeют ли они в том успeх? Паки скажу, Бог вeсть.
Однако хотя мы сего не знаем, но о вседeйствующей благодати
Божией увeрены, что благословенное сeмя совсeм не может быть безплодно. Почему
и должны мы раздeлить Христиан на три статьи: первых тeх, у коих, по притчe
Евангельской, сeмя Слова (Божия) падает на камень. Вторых тeх, кои с
радостию приемлют Слово: но тернием богатства и забот житейских Слово подавляется.
Третьих тeх, у коих сeмя падает на землю благую.
К кому же из сих приложим оныя Павловы слова: таяжде вам глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо (Филип. гл. 3, ст. 1)? Кои имeют сердце каменное; для тeх тоежде глаголати, едва ли есть твердо: то есть, едва ли служит ко утверждению их. Ибо что утверждать, когда ничего нeт? Падшее на камень сeмя остается без всякаго укоренения. Почему не для чего на таковое жестокое мeсто и сeмя сeять: и оно пропадает, и труд тщетен, доколe самый камень не умягчится. Но сие уже принадлежит не человeку, а Богу, иже может и от камения воздвигнути чада Аврааму (Матф. гл. 3, ст. 9).
Но для тeх, кои с радостию приемлют Слово;
однако богатством и заботами житейскими оное подавляют; для таковых повторяемыя
поучения и наставления могут быть полезны. Очень доброе предзнаменование, что
с радостию
приемлют они Слово. При частом, и всегдашнем наставлении; а паче при дeйствии
благодати Божией есть, есть надежда, что и жажда к богатству помалу угасать будет,
и заботы житейския умаляться. Есть надежда, что хотя не скоро и помалу, внушаемое
им непрестанно Слово Божие, подeйствует в них, и послужит к их утверждению. Вам
же твердо.
Но нужно ли сие для тeх, у коих на сердцe, яко на землe благой, падает сeмя Слова Божия? И полезно и нужно. Не для того, чтоб оно осталось безплодно: ибо уже пало на землю благую. Но опасно, и до конца жизни сея опасно, дабы мы не воздремали, и спящим нам, не взошел враг человeк, и не всeял плевел в пшеницу нашу. И для того и таковым надлежит непрестанно внушать Слово Божие, или самим им в нем поучаться, дабы посeянное и принявшееся сeмя укоренилось, и осталось навсегда надежным. Вам же твердо.
Для сего-то и церковь празднует дни Угодников Божиих; для
сего-то добродeтельную Их жизнь всегда нам на память приводит; для сего-то и мы
сие
торжество совершаем, и представляем пред очи ваши Святителя Божия, со всeм Его
духовным богатством, дабы всe в вeрe и благом житии болeе и болeе утверждалися.
Таяжде вам глаголати, мнe убо не лeностно, вам же твердо. Аминь.
Говорено в Чудовe Монастырe 1797 года Маия 20 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра