Слыши Израиль Божий! слыши церковь Христова! слыши всякая вeрная душа. Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй (Матф. гл. 21, ст. 5).
Но есть ли нужда возвeщать
о пришествии сего Царя? Вeрнаго душа всегда с Господем и в Господe; и Он всегда
с нею и в ней. Любовь ея к Нему; а паче любовь Его к ней, столь тeсно их соединяют,
что они всегда друг от друга не разлучны. Кто ны разлучит от любве Божия?
(Рим. гл. 8, ст. 35) вопиет одна таковою любовию пылающая душа:
ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала,
ниже силы, ни настоящая ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет
нас разлучити от любве Божия, яже о Христe Иисусe Господe нашем (Рим. гл.
8, ст. 38). Таковая душа, ни на одну минуту не могущая разлучитися от любимаго
ею Бога, имeет ли нужду, чтоб ее предупреждать, и к принятию приготовлять?
Но всякаго ли душа такова, какова была Павлова? Он был, (не
знаю чему его уподобить;) он был нeчто болeе, нежели человeк: по тeлу человeк:
по мудрости Ангел: по горящей к Богу любви Серафим: по любви же Божией к нему,
довeреннeйшая в сокровенных его тайнах особа. Не имeл он нужды, дабы кто, что
грядет Царь к нему, его предувeдомлял, и к принятию приуготовлял. Но мы как дерзнем
сравниться с ним? мы болeе похожи на тeх Евангельских дeв, коим уже объявлено
было о шествии к ним жениха, и чтоб выходили на срeтение ему: но они совсeм тeм
воздремашася вся и спаху (Матф. гл. 25, ст. 5); и пробудилися
уже тогда, когда и жених взошел в чертог, и двери чертога затворены были. На сих-то
неосторожных и нерадивых дeв болeе похожи мы.
Почему и весьма нужно, чтоб нам о шествии Царя наперед заблаговременно возвeщено было, и к принятию его были бы мы приготовлены. А без того мы будем дремать и спать и никогда не пробудимся.
Так по сему-то Слово Божие во уши наши, яко трубою, трубит непрестанно: слыши дщи Сионя! слыши! се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй! В сих словах содержится не одно просто возвeщение о шествии к нам Царя; но вмeстe заключается и все то, что нас может возбудить к принятию сего вожделeннаго Гостя.
Возвeщается, что грядет Царь. Вам извeстно, какое великое чинится
приуготовление к срeтению и принятию Царя. Ктоб был столько нерадив, чтоб на сие
время не отложил всякия и нужныя свои дeла? Кто столь мало осторожен, чтоб не
озаботил себя, изобрeтая все то, что почитает быть Царю угодным? Да и ктож нeкоторым
не будет объят страхом, воображая
славу пришествия Царева, блистающия оружия, предшествующее и послeдующее воинство,
развeваемыя знамены, возглашающия трубы, гремящие кимвалы, и прочее все, чeм вшествие
Царево препровождается. Сие-то подобие взяв Слово Божие, заблагоразсудило возбудить
нас к срeтению и принятию Царя небеснаго; возглашая громогласно: се грядет
Царь!
Но понеже сему Царю свойственно, препровождаему
быть вездe миром и тишиною: то и предостерег нас глас Божий, чтоб мы Его шествия
не страшилися. Не бойся, дщи Сионя! не бойся. А как совсeм тeм сие одно
слово, не бойся, нас успокоить бы не сильно было. Ибо как не бояться, когда
грядет Царь неба и земли; а я земля и пепел: грядет Судия; а я виновный: грядет
Законоположник; а я закона Его преступник: грядет Чистeйший солнца, и Святeйший
всeх святых; а я гнусный сосуд нечистоты. Как не бояться того, коему Ангелы и
Архангелы предстоят со страхом и трепетом? И так благоволила благость Божия почтить
нас нeжнeйшим наименованием, не просто сказав: не бойся; но
приложив: не бойся дщи Сионя! О сладчайшее любви Божия излияние!
Не бойся ты, де, не раба; а дщерь Моя. Ты не презрeнная тварь:
но Моим к тебe снисхождением почтенная паче неба и земли. Ты не виновная: ты Мною
оправданна: Я твою вину на Себя приял, и оную на Крестe пригвоздил: ты теперь
дщерь Моя. Ты не отвратительна пред очами Моими: ты Мнe любезна, ибо предстоишь,
яко Царица, Мною в ризы златыя одeяна и преиспещренна. Ангелы боятся: но Я тебя
вознес выше их достоинства: Я тебя посадил с Собою на престолe. Кому когда
рече Бог от Ангел: Сын мой еси ты (Евр. гл. 1, ст. 5). Но тебя Пророк Мой
увeряет, да и Я тоже утверждаю: ты дщерь Моя: не бойся дщи Сионя. Вспомни
тот благословенный час, как я тебя родил, не от крове, не от похоти
плотския, ни от похоти мужеския, и дал тебe власть чадом моим быть (Иоан.
гл. 1, ст. 13). Чрез таковое рождение, ты Мнe присвоена и усыновлена: нeси
раб, но сын; аще же сын, то и наслeдник
мой, вся моя, твоя суть. Так не бойся, не бойся дщи Сионя.
Но когда она по сему стала дщерь Божия, то почемуж называется
дщерь Сионя? Сион есть церковь. Заключает в себe всeх избранных, оправданных
и возлюбленных Богом, кои были от Адама, и кои будут до скончания вeка. Даже до
него же принадлежит и самая церковь торжествующая на небеси. Ибо между церковию
на земли, и церковию небесною есть союз ближайший. Почему, когда Пророк духом
Святым дщерь Божию называет дщерию Сионею, тeм хотeл он изъявить превосходство
безмeрныя любви, коею он объемлет вeрную и непорочную душу. Всю церковь и земную,
и небесную конечно Бог любит, таковою любовию, каковая свойственна только безконечной
благости. Почему когда Бог дщерь Свою называет дщерию Сионею; тeм показывает,
что Его к ней одной любовь столь есть велика, сколь велика она ко всей церкви
и земной и небесной. И положив, что любовь Его ко всей церкви разпростирается
на безчисленные милионы милионов любезных Ему предметов: то таже самая любовь
во всей силe и напряжении есть и к единой каждаго
вeрной и святой душe. И по тому Он, дабы доказать, сколько Он любит дщерь Свою,
называет ее дщерию Сионею.
Но притом есть
и другая не меньше важная причина. Сион означает церковь. Благоволил Бог с церковию
Своею вступить в завeт или договор. Ибо порядок премудрости Божия требовал,
дабы сей завeт заключить со всею церковию; а не особо с каждым ея членом. Понеже
когда заключается завeт с цeлым обществом, тут включается и каждый общества того
член. Завeт сей с церковию заключенный и кровию Христовою подписанный и запечатленный,
по существу своему состоял в сем, как Пророк и Апостол объявляет: и буду вам
во Отца, и вы будете Мнe в сыны, и дщери (2 Кор. гл. 6, ст. 18), глаголет
Господь Вседержитель. Почему, когда Бог дщерь Свою называет дщерию Сионею,
тeм каждаго вeрнаго душу увeряет, что она в сей завeт вмeщена, и чeм Он в сем
завeтe обязался всей церкви, тeм обязался и ей. И как Он клялся самим Собою, чтоб
завeт сей никогда не нарушить, то тeм самим клянется и ей, что благоволение и
любовь Его к ней пребудут вeчны. И для сих-то причин Бог чрез Пророка Своего,
дщерь Свою называет дщерию Сионею. Все сие выслушав вы, можете уразумeть,
что таковой дщери Сиони, уже не для чего было бояться, ожидая к себe пришествия
Царя: не бойся дщи Сионя.
Но как бы ко
одобрению ея всего сего было не довольно, Бог еще чрез Пророка Своего прилагает:
Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй. Кроток и спасаяй. Сие с одной
стороны вeрнаго душу ободряет: ибо чего бояться, когда грядет Царь кроткий и несет
с Собою спасение? Но с другой стороны оно же есть нeкоторое для вeрной души предостережение.
Сия столь Богом увеличенная душа, сия дщерь Божия, сия дщерь Сионя, слыша таковыя
свои преимущества и величия, нeкоторая опасность настояла, чтоб не возгордилась
и чрез то бы все не потеряла. Почему ей и напоминается, что Царь кроток:
то есть, что все сие получила она не по своим каким нибудь заслугам, коих не было
никаких, но по
единой Его милости; как точно утверждает Апостол: егда явися благодать и человeколюбие
Спаса нашего Бога, не от дeл праведных, их же сотворихом мы; но по своей его милости,
спасе нас банею пакибытия (Тит. гл. 3, ст. 4, 5). И по тому-то сказано, Царь
кроток; да и приложено и спасаяй. Ибо когда кто спасается, видно, что он
погибал: но другаго милосердою рукою изъят от явныя погибели. Се Царь твой
грядет к тебe кроток и спасаяй.
Теперь видим мы, что не для чего бояться дщери Сиони, каждаго вeрнаго Христианина душe, и с радостию выходить на срeтение и принятие своего Царя. Се, скажу и я, в слeдующие спасительные дни, се грядет Он явиться на крестe: се грядет Он воскреснуть во славe: не бойся дщи Сионя! Се Царь твой грядет к тебe кроток и спасаяй.
Но вeдая наши немощи, вeдая колико любовь наша к Нему подавляется
любовию мира, не могу вас отселe отпустить,
развe в предосторожность сказав вам сие Пророческое наставление: работайте
Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. Аминь.
Говорено в Чудовe 1797 года Марта 29 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра