Празднуемую нами днесь Преблагословенную
Дeву, Ангел привeтствуя, не мог лучшаго чего Ей в привeтствии своем возвeстить,
как радость. Радуйся Благодатная! (Лук. гл. 1, ст. 28). Но и церковь восхваляя
удостоенную быть Материю воплотившагося Бога, многократно и тысящекратно в пeснях
своих повторяет Ей: радуйся, радуйся. Истинно так! разсуждая о здeшней
ли пресвятой жизни Преблаженныя Дeвы; или о нынeшнем Ея всяк ум превосходящем
счастии; Она была и есть преисполненна радости: и когда Ей взывать, радуйся,
не что иное есть, как признавать, что Она и была блаженна; и нынe есть преблаженна.
Наши взывания привeтствующия Ю с таковым состоянием, радости Ея не умножат: однако
не льзя, чтоб мы имeя к Ней величайшее благоговeние, и сердцем и устами блаженства
Ея не признавали и не проповeдовали. Мы не престанем никогда со всею Христовою
церковию Ей Архангельский глас воспeвать: радуйся благодатная, Господь с Тобою!
И так не удивительно ни мало, что мы таковой преблаженной и преблагословенной Особe возписываем радость. Но вот что меня удивляет, и зeло удивляет, что великий оный Апостол, Павел Богогласный и небосшественный, и нам, нам живущим в сей юдоли плачевной, и нам велит радоваться; да и радоваться непрестанно. Радуйтеся, пишет он к Филипписием, всегда о Господe; и паки реку, радуйтеся (Гл. 4, ст. 4). Удивление сие еще болeе и болeе увеличится, ежели хотя слегка разсудим, кто такой есть тот, который велит радоваться, кому радоваться, гдe и когда!
Радоваться
велит Павел. Всяк бы мог подумать, что он нам сего желает, будучи сам в вeчной
радости, в свeтлостях святых горних; или по крайней мeрe, сидя здeсь на земли
на престолe, повелeвая вселенною, и восхищаемый удовольствием, что все ему повинуется
и исполняется по его гласу и желанию. Всяк бы мог так подумать; но мы видим совсeм
противное тому. В самом том послании, гдe он нам велит непрестанно радоваться,
не скрывает, что сидит он в оковах. Узы мои, говорит, явленны о Христe
быша во всем судилищи и в прочих всeх мeстах (Фил. гл. 1, ст. 13). Но и во
всeх других своих посланиях, относительно до себя, ни о чем болeе не поминает,
как о непрестанных своих бeдствиях. До нынeшняго часа и алчем, и жаждем, и
страждем, и скитаемся (1 Кор. гл. 4, ст. 11). Да и всe свои бeдствия по имянно
изчисляет в послании к Коринфяном, в главe одиннатцатой; таковыя и толикия, что
кажется удобнeе было ему их претерпeть, нежели нам изчислить словом: вся
жизнь
его не иное что была, как непрестанное страдание. Что и он сам, заключая все единым
выражением, признает, говоря: по всяк день умираю (1 Кор. гл. 15, ст. 31).
Таковый узник, таковый страдалец, таковый, по мнeнию мира, несчастливец, как мог
всeм другим и желать и предписывать, чтоб они радовались; да и радовались непрестанно?
Но уже я не знаю, что и говорить. Чудеса Павловой души всякое
наше понятие и изумление превосходят. Он в том же послании даже велит нам радоваться
о самом его страдании. Вот его чудныя слова! Аще и жрен бываю о жертвe и службe
вeры вашея, радуюся и сорадуюся всeм вам: такоже и вы радуйтеся и сорадуйтеся
мнe (Фил. гл. 2, ст. 17, 18). Я, де, яко не повинное овча, закалаюся, приношуся
в жертвенное всесожжение: и о сем зeло радуюся; да и вы радуйтеся о том же со
мною. Кажется и сам он свои словà дeлает для нас невeроятными,
и от нас невозможнаго требует.
Но, может кто
при сем сказать, что Павел только требует от нас сорадования, поелику его страдание
было для всeх преполезным, и жертвою спасительною; а не вeроятно, чтоб и он сам
при таких страшных и непрестанных бeдствиях был в радостном состоянии. Но что
дeлать? Мы сего Божественнаго мужа собственнаго признания свидeтельства, никак
не можем не принять. Ибо в самых сих помянутых нами его словах, он не говорит
нам просто; радуйтеся: но сорадуйтеся мнe (Фил. гл. 2, ст. 18): то есть,
радуйтеся вмeстe со мною радующимся. А в другом мeстe еще яснeе тоже утверждает:
яко скорбяще; присно же радующеся (2 Кор. гл. 6, ст. 10). Но вот скажете,
он себя признает скорбящим. Нeт! зри благоразумие мужа. Гдe говорит он о своей
скорби, прибавляет, яко, то есть, по мнeнию де других; а не по собственному
моему чувствию. Но гдe открывает свою радость, там просто без оговорки полагает:
радующеся; да еще прибавляет; присно: присно же радующеся. Чрез
всю, де, жизнь я страдаю; и чрез всю жизнь радуюся.
Но как бы то ни было, однако, как сей великий подвижник чрез всю жизнь страдавший и в страдании умерший, велит нам радоваться: помедлим мы радоваться, да и не в силах сердце свое разширить на радость, доколe не услышим, какия суть тe важныя причины, какия столь сильныя побуждения, которыяб могли в нас произвести радость непрестанную.
Но ежели еще при сем разсудить,
кому он велит радоваться: то и болeе сие радость нашу удержать может. Кому,
Павле! радоваться ты повелeваешь? нам. О когдаб желание твое святое в нас исполнилось!
Но нам ли радоваться? Радости должен предшествовать мир и спокойствие. Но в лицe
каждаго из нас Пророк упредительно за нас пред Богом говорит: нeсть мира в
костех моих от лица грeх моих (Псал. 37, ст. 4). И свeт очию
моею, и той нeсть со мною (Псал. 37, ст. 11). Сердце мое смятеся во мнe,
и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма
(Псал. 54, ст. 6). В таком ли состоянии радоваться? Да и рeшительно, нeсть
радоватися нечестивому (Исаии гл. 48, ст. 22), глаголет Господь. По сему болeе
одолжены мы всегда плакать и рыдать; и сколько нибудь таковыми слезами привлекать
милосердие Божие, дабы отложил праведный гнeв Свой, и облегчил бы заслуженный
нами, будущий несчастливый жребий.
Однако не смотря на сие Павел велит нам радоваться; да и радоваться непрестанно: слeдовательно, и в самое время рыдания нашего; и по его разсуждению, таковыя покаяния слезы, желаемую им радость возмутить не могут, как послe увидим мы.
Но доколe не увидим его на сие объяснения; радость нашу до времени
удержим. Да и не льзя не удержать. Ибо еще стрeчается затруднение, чтоб нам рeшиться
на таковую радость. Мы
еще не на небe, гдe есть вeчное жилище веселия и радости. Мы на землe; мы в юдоли
плачевной. Мы в мирe исполненном горестей и зол: в мирe, который, и по свидeтельству
Божию, и по собственному нашему опыту, весь во злe лежит (1 Иоан. гл. 5,
ст. 19). Мы уже прейдем молчанием таковых страдальцев, каков был первый сам Павел.
Оставим и тeх, кои, боряся с бeдностию и недостатком всего, терпя разныя от людей
притeснения и гонения, всегда в немощах и болeзнях, не живут, так сказать, а мучатся.
Мы представим человeка, живущаго в счастии мирском, и всем изобилующаго: но и
о таковом человeкe можем сказать, что его удовольствия с горестями смeшаны; и
ежели всe случаи жизни его разсмотрeть, болeе гораздо найдем прискорбных, нежели
радостных: по крайней мeрe, ни о ком не можем утвердить, чтоб он мог радоваться
непрестанно. Но что еще скажем о различных мира соблазнах? Что о внутренних наших
страстях; о сей домашней и неумолкной брани,
которая
в нас сердце изнуряет, яко огнь не угасающий, и яко червь не умирающий? В таковом
мирe живучи, и таковыми обстоятельствами быв окруженны, можем ли мы радоваться;
да и радоваться непрестанно? Однако совсeм тeм Апостол того требует; и его требования
мы обязаны почитать святою заповeдию. Но пусть Павел сего требует: да как же и
нам не отважиться представить ему свои затруднения, какия находим мы во исполнении
его требования?
Когда он от нас сего требует?
В жизни сей, которая есть, яко трава, и дние наши, яко цвeт сельный, тако отцвeтут.
Теперь мы уже нeсколько свободнeе противу таковаго требования поступим; когда
кажется и самое Слово Божие поборает по нас. Оно ясно утверждает, что жизнь наша
есть путь: есть странствие: есть гостинница, есть подвиг. Но кто же так спокоен
на пути, как бы был дома? Кто так радостен в странствии, как бы он был в отечествe?
Кто так весел в подвигe, как бы он уже одержал побeду и увeнчан был? Ежели, смeю
сказать, и здeсь на пути и в
странствии жизни, и находясь в подвигe, можем мы непрестанно радоваться, то по
чтоже нам ожидать уже неба? По что стремиться к другой какой радости неизвeстной,
когда мы и здeсь извeстною, да и всегда наслаждаться можем?
Но кажется вышли уже мы из предeлов должнаго Богодухновенному мужу почтения. Дерзнули ему противорeчить; за что болeе одолжены ему благодарить и послушать его с сладостию, быв увeрены, что Павловы уста, суть Христовы уста. Так послушаем же его на наши сумнeния и рeшения.
Апостол
не просто сказал: радуйтеся всегда (1 Сол. гл. 5, ст. 16); но прибавил:
радуйтеся о Господe. Но и Пророк с ним согласно поет: радуйтеся праведнии
о Господe (Псал. 32, ст. 1). Да и самой Пресвятой Дeвe сам Ангел не просто
сказал: радуйся благодатная! Но не посредственно приложил: Господь с
тобою. О! ежели так, то все дeло одним словом рeшено. Ежели Господь с нами:
то какое тут мeсто какой либо
скорби? Господь с нами: сие слово взять надлежит в том смыслe, что Господь
всегда в умe нашем, в сердцe нашем, в душe нашей. Что душа чувствует себя пред
Ним непорочною; чувствует Его в себe неотлучное присутствие: внутренно с Ним,
яко с другом обращается, с ним бесeдует, с Ним совeтует, с Ним все предпринимает,
с Ним ходит, с Ним сидит, с ним спит, с Ним востает, с Ним яст, с Ним пиет, с
Ним живет, с Ним умирает. Ежели таким образом душа с Господем; а Господь с нею,
то истинно твое слово, Павле! что она будет радоваться; да и радоваться непрестанно.
Да еще в таковой радости непрестанно будет пeть с Пророком: презрeх Господа
предо мною выну: яко одесную мене, да не подвижуся. Сего ради возвеселися сердце
мое и возрадовася язык мой; еще же и плоть моя вселися на упование (Псал.
15, ст. 8, 9).
А что помянули мы о слезах, какия
должен проливать грeшник, оплакивая
грeхи свои; таковыя слезы суть слезы радости, как точно утверждает тот же Апостол:
печаль, яже по Бозe, покаяние нераскаянно содeловает во спасение (2 Кор.
гл. 7, ст. 10). Да и то сию радость не опровергает, что земля есть юдòль
плачевная, а радость предоставлена одним небесам. Конечно прямая, полная, некончаемая
радость есть на небеси. Но и сия радость, какою праведнии наслаждаются на земли,
есть одного свойства с небесною радостию. Здeсь есть начало: там совершение; здeсь
предвкушение: там полное наслаждение; здeсь источник: там Окиан радости. Пресвятая
Дeва днесь участна сея полныя и безконечныя радости: но началà Она ее здeсь
на земли: Ея же молитвами и мы да сподобимся сея Павлом желаемыя непрестанныя
радости. Аминь.
Говорено в Москвe,
в Благовeщенской церквe, что на Тверской,
в присутствии ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА
и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ,
и всея Императорския Фамилии, 1797 года,
Марта 25 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра