В неделю шестую по Пятдесятнице

CЛОВО

В НЕДЕЛЮ ШЕСТУЮ ПО ПЯТЬДЕСЯТНИЦЕ

Страсть обыкновенно бывает дерзновенна: ибо она безразсудна; мысль ею смущенная прямо разсуждать не может, и сама свою слабость открывает. Иисус Христос исцелил разслабленнаго: но притом прежде, нежели свободил его от недуга телеснаго, истребил причину онаго, то есть, грех. Чтобы о таковом деле безпристрастно сказать должно? Что? как токмо прославить Бога, и в таковом Чудотворном Целителе признать Его самого присутствующа. Но Фарисеи на то говорят: сей хулит (Матф. гл. 9, ст. 3): то есть, таковою поступкою аки бы оскорбил Он честь Божию.

Приметьте вы в сих Фарисейских словах безсовестие и хитрость. Безсовестие: ибо признали они, что исцелен разслабленный; чего никак опровергнуть не могли, яко вещь всеми и ими самими видимую; но как же не могли они признать в таковом исцелении действие силы Божией: а по тому и таковаго Целителя почесть по крайней мере исполнителем воли Божией, а не хулителем? Хитрость: ибо злобную страсть свою, чтоб не совсем обнаружить, прикрывают то видом ревности, аки бы защищают они честь Божию. Но сколь ни прикрывать внутреннюю злость, она делами и словами открывается. Не Спаситель исцеляющий разслабленнаго хулит Бога: но вы развратные Фарисеи таковою поступкою и таковыми словами Бога хулите. Что докажем следующим разсуждением, показав, в чем состоит прямо хула на Бога.

Может хулить Бога человек, или словами своими, или делами. И хотя в самой вещи одними делами хулит: ибо хульное слово не может произойти разве от души развратнейшей. Однако случается, что человек иногда не только языком ничего чести Божией оскорбительнаго не отрыгает, но еще по видимому и благословляет имя Его и воспевает, но делами ни мало тому не соответствует: то по тому мы хулу слов от хулы дел различать должны; и прежде о первой, а по том и о другой разсмотрим.

Хулить словами Бога, есть или что либо присвоять Ему неприличное, или что либо от Него отнимать Ему принадлежащее. Естьлиб человек дерзнул себя называть богом, как-то делали некоторые прегордые владетели земли; были они хульники: ибо отнимали у Него то, что Ему единому принадлежит. Фараон, когда Иизраильским народом прошен был, чтоб на малое время уволен был от работы принести жертву Богу, Фараон гордостно на сие сказал: кто есть Бог Иизраилев, да послушаю Его? (Исх. гл. 5, ст. 2). Сии нечестивыя слова были хула противу Бога. Когда Ирод сидя на престоле во всей пышности своей представлял себя, яко бога, и народ по ласкательству или по боязни услышав словà его возопил: глас сей Божий, а не человеческий (Деян. гл. 12, ст. 22): тотчас сие гордое на престоле седящее мечтание поражено было рукою Ангела Божия. Некоторый мудрец, испытывая течение звезд, и возмнив о себе безумно, что он все совершенно понял строение Божие, дерзновенно сказал: «Ежели бы я при создании небесных светил допущен был в совет к Богу: то бы я Ему присоветовал оныя создать лучшим образом». Сие было хула противу имени Божия. Змий Адаму говорил: не верь, аки бы вы по угрожению Божию имели умереть: никак; не умрете. Но ведал Бог, что как токмо сей Им запрещенный плод вы вкусите; отверзутся очи ваши, и будете, яко боги (Быт. гл. 3, ст. 5). Сие клонилось к тому, чтоб Бога представить, акиб Он позавидовал щастию человека. Кто так с змием лукавым мыслит и говорит, сей хулит Бога. Ибо присвояет Богу то, что совсем ему не свойственно.

Благодарение Богу, что едва ли ныне где обретаются таковые нечестивые, которые бы столь дерзновенныя противу Бога отрыгали словá, и былиб подобны тем у Давида поминаемым хульникам: уста свои отверзоша на небеса, и язык их прейде по земли (Псал. 72, ст. 9).

Однако случается иногда в словах и между Христианами нечто хулою смердящее. Что значат оныя словá, которыя иногда и Христиане дерзают говорить? Сколько честно ни живи, без денег ничего добраго не наживешь. Мать погребая сына своего, в терзании своем говорит: на что Бог мне его и давал? Лучше, когдаб и меня жизни лишил. Можно ли по сему Его почесть милосердым? Иной говорит: все в свете щастием управляется, и случай один только делает удачу, или неудачу. Таковыя словá хотя происходят более от безразсудия, или в жару каковой либо страсти, а не от прямой богоборной мысли; почему настоящею хулою и почитаться не могут: однако, как в таковых людях недостаточно истинное просвещение и вера; то таковыя их слова близки к хулению.

Есть еще хула, которую Евангелие называет хулою против Духа Святаго. Как Дух Святый есть един и тот же Бог: то по тому кажется, что хула противу Бога, и хула противу Духа Святаго должны почитаться за одно. Но не так оно в самой вещи есть. Может хулить человек Бога по неведению, или ослепив себя гордостию, или в каком либо жарком страсти восторге: в таком случае, хула есть противу Бога. Но когда человек признает внутренно истину Божию; однако совсем тем словами и делами противу оной вооружается, будучи возбуждаем злостию сердца: в таком случае есть хула противу Духа Святаго, который просветил его мысль откровением истинны своея, но со всем тем злоба человеческая стремится противу сей истинны Духом Святым ему открытой.

Таковы хульники были Фарисеи. Не льзя, чтоб совестию своею не признавали они Иисуса Христа за посланника Божия. Ибо видев многия Его чудеса, не могли не признать, что было то сила Божия. Да когда нынешний разслабленый исцелен, что они опровергать не могли: однако слышав, что Спаситель ему отпущает и грехи, почли сие хулою; что не могло ими сказано быть, разве противу совести. Ибо когда признавали исцеление не от естественной, но от Божеской силы: то само по себе следовало, что Божескою силою действующий ничего не мог говорить, или делать противу воли Божией. И по тому в то время, когда они указывая на Спасителя, говорили: сей хулит: по самой истинне были самими сими словами хульники, да и хульники противу Духа Святаго.

Сия хула, по Евангельскому же учению, не отпустится ни в сей век, ни в будущий. Не для того, чтоб был каковый либо грех сам собою неотпустительный, и побеждал человеколюбие Божие: но что таковый грешник, согрешая не по неведению, а противу совести, действие благодати Божией до себя не допускает: так как человек больной, но своей болезни не признающий и врача к себе не допускающий остается неисцелимым. Что может нещастливее быть человека, в таковом состоянии находящагося?

Но есть еще хула не словами, но хула делами. Всяк грешник грехом своим хулит Бога. Дело каким либо художником неискусно сделанное приносит безчестие и поношение художнику. Человек есть дело премудрых рук Божиих. Когда он не по законам Его жительствует, оскорбляет честь Божию, аки бы он недостаточно Им устроен был.

Однако между художником человеком и между Создателем Богом, то есть различие, что художника человека неисправная работа по справедливости приносит поношение художнику; ибо она не может быть иною, разве как художником сделана. Но худыми делами нашими причиняемое оскорбление Богу, всею тягостию своею падает на нас одних. Ибо мы сами, не имея никаковаго, чтоб быть нам исправными, с стороны Божией недостатка.

А паче Христиане, но не Христиански живущие хулят имя Божие: ибо чем бóльшими снабдены они дарами, тем больший худым житием причиняют стыд Христианству; а по тому и сея великия благодати Виновнику. Да притом и неверным дают случай хулить благодать Евангельскую, акиб она ничем не лучше была других ложных вер; поелику лучших добродетели плодов не производит. И по тому жалуяся слово Божие, к таковым Христианам говорит: имя Божие вами хулится во языцех (Рим. гл. 2, ст. 24).

Созданные мы для славы Божией, откроем оную житием своим, яко да другие видев добрыя дела наша, не хулят, но прославят Отца нашего, иже есть на небесех. Аминь.

Говорено в Троицкой Лавре, 1794 года, Июля 9 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.