Соединились днесь вкупе два великие и преславные праздники. Входит Господь во Иерусалим: входит же и в непорочную утробу Преблагословенныя девы. Ведает просвещенный Христианин, коликих таинств сие исполнено. Ведает же и то, что сии два Господня пришествия были во свое время, были, и совершилися, и конец свой получили. Так почто же паки они ежегодно повторяются? Для того, что и град Иерусалим еще пребывает: и утроба ко вмещению Божию достойная всегда требуется: и Господь всегда готов взойти во град сей, и в таковой утробе вместиться.
Но где таковый град? Где таковая утроба? Христианин! ты, ты сам сей Иерусалим: сердце твое должно быть утробою могущею вместить в себе Господа. Сей Иерусалим всегда пребывать должен; ибо сказано глаголом Божиим: на сем камени созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ю (Матф. гл. 16, ст. 18). Должна же быть всегда и святая утроба. Ибо не ложно есть оное Божие обещание: вселюся в них и поживу; и буду им во отца; и тии будут мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. гл. 6, ст. 16 и 18). А по сему Господь всегда готов к таковому вшествию: всегда торжественно входит во град святый свой: всегда благодатно пребывает во утробе души непорочныя.
Но мы к тому готовы ли? устроили ли себя градом твердым, противу всех вражеских греховных нашествий неприступным? Отверсты ли в нем врата к принятию столь вожделеннаго Гостя? Не затворены ли они нашим ожесточением и нераскаянием? Очищена ли душù нашея внутренность, чтоб в ней могла вместиться вся святыня Святейшаго Бога? Ежели когда, по истинне при сем случае, должны мы внутренним гласом возопить во уши душ своих: возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы (Псал. 23, ст. 9).
Но какия бы то были столь твердыя и непреодолимыя врата, которыя бы и на пришествие Царя славы не отверзалися? Сии врата суть грехи. Каким же ключем могут они отперты быть? Ключем покаяния. Но как можно сим ключем действовать, чтоб заключенныя врата удобно им отверсты были, сие достойно нашего разсуждения и внимания.
Не дай Бог, чтоб мы дверей сердца своего не отверзли и тогда, когда Он сам уже при дверях стоит и во оныя толкает. Ибо сии два праздника не иначе мы должны признавать, как двойным благодатным толканием, что и в нас желает Он взойти, как взошел во град, и во утробу Святыя Девы.
Так представим же Христианина во образе града, и в лице Девы Преблагословенныя. Из сего благодать Божия покажет нам путь, как действовать ключем покаяния.
Врата града затворяются для неприятеля; а отворяются с радостию и торжеством для своего Царя. Христианин! кто к тебе приходит? враг ли, или благодетельный Царь твой? Для врага затвори врата: а для Царя своего отверзи. Враг твой есть грех, ты ему прегради путь мужеством веры своея: а ежели бы сего не доставало, затвори врата крепко и заключи их: то есть, убегай всех тех лестных случаев, кои тебя ко греху привлекают. Нет лучшаго способа преодолеть грех, когда не достает мужества веры, как ежели будешь избегать тех поводов, которые тебя ко греху соблажняют. Убегая станешь ты победителем.
Затворив же врата для врага твоего, тем самым отверзаешь оныя Господу твоему. Где нет Ему сопротивника, там Он водворяется. Не для того, аки бы сопротивник сей был сильнее Его, или бы Господь сил не мог своею Божественною властию взойти в тебя: но Он хощет тебе уступить свою победу. О! как Он радуется, когда видит, что ты, яко младый воин, оружием Его побеждаешь врага, и становишься Его победителем. Сей плод есть милости Его, что Он в тебе пребывать хощет: однако Он для большей твоей славы и удовольствия желает, чтоб сия самая Его милость была почитаема, яко должною наградою за подвиг твой.
Затворив же врата для врага, и чрез то дав свободный путь своему Царю, не забудь укрепить и стены все вокруг града твоего. Стены сии тем осторожнее блюсти надлежит, что оныя чрезмерно пространны. Ибо они не иное что суть, как весь мир сей, который тебя отвсюду окружает своими соблазнами и искушениями. Великая потребна противу всего того осторожность, и зело бдительно надлежит стоять на Божественней стражи.
Я не нахожу лучшаго средства укрепить себя противу того, как естьли не ослабно будешь себе представлять, что ты град Божий, град Святый. Не для того устроен, чтоб мир тобою обладал своими страстьми и пороками: ты устроен для большей славы, для горней святыни. Воззри на небо: сколь оно ни прекрасно, но Бог благоволит паче жить в тебе, нежели в сем превосходном здании. Он оставил небо, сошел на землю: зрак наш принял; и некоторым образом смешал Божество с человечеством: так, что Бог стал человеком; и человек Богом. После толикой дарованной нам чести, стóит ли мир сей со всеми своими прелестьми, чтоб мы попустили ему возобладать собой, а затворили бы вход в себя Царю благодати?
О коликая радость, коликое торжество наше будет, когда мы узрим сие великаго Царя преславное к себе шествие! Что сии ветьви, о коих ныне Евангелие поминало что сии ризы, кои Христу входящему во Иерусалим постилали что сии вопли: осанна, осанна! кои на воздухе разливались и изчезали все сие было вещественно и земное. Но Бог есть Дух, так и все нас, Его сретающих, знаки должны быть также духовные. Ветьвь зеленеющая есть добродетель никогда неувядаемая. Ризы постилаемыя, есть спокойное по заповедям Господним хождение. Вопли и восклицания не уст и языка, но сéрдца, вне себя восхищеннаго, и на небеса возлетающаго.
И сие здесь на земли: что же будет тогда, когда удостоит Он нас преселить в свойственное Ему вечное жилище, егда, по обетованию, подобни Ему будем, и узрим Его, яко же есть (1 Иоан. гл. 3, ст. 2)? Сего уже изъяснить человеческое слово не может: почему и я со благоговением умалчиваю; а предоставляю то благочестивому ваших душ чувствию.
Но между тем опасаюсь, чтоб вас вознесши на толикую высоту и славу, не дать случая искушению гордости. Ибо некогда первородный человек, удостоенный носить в себе образ Божий, гордо возмечтал, что он уже стал, яко некий другий Бог: а чрез то с оной высоты пал; и все, что имел, погубил. Дабы и нам возчувствовавшим свое возвышение, сего не случилося; воззрим мы на преславную дщерь Адамову, на семя его благословенное, на честь племяни его, на святейшую Деву Марию. Снизшел Господь с неба, и из всего рода человеческаго не обрел достойнее, паче Ея. Ангел Деве благовествовал, что Бог во утробе Ея вместиться и родитися от Нея благоволит. Непорочныя Девы кротость долго
Ангелу сопротивлялася: долго противуречила: долго действие великия тайны удерживала. Но чем же все сие решилося? Сими словами: Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему (Лук. гл. 1, ст. 38). Смирение отъяло все препятствия: смирение положило конец всему прению: смирение отверзло вход Царю славы: смирение совершило все действие таинства: смирение положило основание нашему спасению.
Се важный и действительный пример для тебя, Христианин! Дабы Бог в тебя вселился и в тебе пребывал, подражай Мариину смирению. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать.
Но как разные суть смирения виды; то в примере смирения Мариина видим мы недоверенность Ея к самой себе. Сколь ни казалось Ей сие воплощения Божия таинство превосходит всякий ум и понятие: но Она свои мысли покорила премудрости вышней: пленила разум свой в послушание веры: отвергла ту гордую мысль, что аки бы всесильный и
премудрый Бог не более что может устроить, как сколько мы слабые умишком своим понять можем. Нет! Она не доверяя себе, поверила Богу, и сказала со всем покорением, каковым смертный великому Богу должен: Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему.
Сей путь смиреномудрия и кротости есть тот, коим и в нас Господь вселяется. Излишним же мудрованием и высокоумием, более доверяя себе, нежели всему тому, что глагол Божий возвещает, заградим мы путь Господу своему, который взирает на кроткаго токмо, и молчаливаго, и трепещущаго словес Его (Исаии гл. 66, ст. 2).
С радостию я помышляю, что вы во все время сея святыя Четыредесятницы, охотно и ревностно приуготовляли путь Господень. Ибо сии ваши усердныя храма Божия посещения, терпеливое в нем стояние, и сладкое Слова Божия слушание, что иное суть, как не отверстие ваших душ на принятие внутрь себя Посетителя небеснаго.
Почему и уверяюся, что Он в вас пребывает; и вы в Нем. Похвали убо Иерусалиме, Господа; хвали Бога твоего, Сионе! яко укрепи вереи врат твоих (Псал. 147, ст. 1 и 2). Вступите теперь благодушно в седмицу страстей Господних. Они не помутят радости вашей. Ибо они не иное что вам откроют, как те самые способы, коими вы над собою и над миром победу одержали, и восторжествовали со Христом. Ежели же бы сии святые дни вас по плоти и оскорбили, но сия скорбь есть во спасение: да и та самая скоро уступит радости Воскресения Христова, которыя вам со успехом благих дел достигнуть всеусердно желаю. Аминь.
Говорено в Чудове, 1795 года, Марта 25 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра