На день крещения Господня

CЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Зело усладительно читать, как первенствующия Церкви святые Учители поступали со оглашенными. А оглашенные назывались те, кои приуготовляли себя к принятию Святаго Крещения.

Ревностные служители Церкве весьма рачительно разполагали их к сей великой Тайне. Они им толковали Догматы веры, объясняли сокровенный в слове Божием разум; вводили их, так сказать, в незаходимая, и открывали им те самыя завесы, коими покрывается неприступное Божество; нравы их умягчали, сердце разполагали к принятию святыни, душу их вооружали противу всех мира сего искушений, и живо представляли им благая уготованная избранным Божиим. Кратко сказать: как уготовляют и украшают невесту для брачнаго чертога: так они их дýши, яко деву чистую и непорочную, приуготовляли на духовный брак небесному жениху, Христу, красному паче всех сынов человеческих. Так поступали древние святые Учители с оглашенными.

Не могу ли я почесть себя блаженнее их, что беседу свою долженствую иметь не со оглашенными; но уже с просвещенными Святым Крещением? Все вы, по Апостольскому слову, царское священие, язык свят, люди обновления (1 Петр. гл. 2, ст. 9. 1 Кор. гл. 3, ст. 9). Божие стяжание; Божие здание есте: устроены на основании Апостол и Пророк (Ефес. гл. 2, ст. 20). Вы знаменитая часть тоя Кафолическия вселенския Церкве, которая основана на камени, и врата адова не одолеют ю (Матф. гл. 16, ст. 18).

Почему мне недостойному пастырю и не оставалось бы иное что делать, как токмо похвалять ваше благочестие, проповедовать вашу славу, и радуяся благодарить Пастыреначальника Христа, что вы благодатию Духа Святаго представляете собою славную Его Церковь, не имущую скверны, или порока, или нечто от таковых (Ефес. гл. 5, ст. 27). Но благоразумных людей есть разсуждение, что сколь важно есть сокровище снискать: столь не меньше, или и более важно, снисканное уметь зберечь. Удостоились вы получить Святую веру: сие по истинне небесное сокровище: но сие не от вас: Божий дар: да никто же похвалится (Ефес. гл. 2, ст. 8, 9). А чтоб сей безценный залог уметь зберечь, сие уже, при помощи благодати, зависит и от вас. Ныне вы слышали, как во всю церковь громко возглашал богогласный Павел: явися, вопиял он, благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце (Тит. гл. 2, ст. 11, 12).

Почему и настоит труд церковному учителю, впрочем собрату вашему, прилежно изпытывать в целости ли блюдется у вас тот драгоценный залог, который в Крещении даровала вам благодать Господня.

Не то есть свойство вещей духовных, какое естественных. В естественных вещах, существо их остается неизменяемо. На пример, злато и сребро не может перемениться в древо и глину: так как глина и древо не может перемениться в сребро и злато. Но в духовных вещах не тако бывает. Святый Христианин, яко златый сосуд, может развратиться, и стать порочным, яко сосудом глиняным. Так как и худой Христианин, яко сосуд глиняный, может покаяться и стать добродетельным, яко сосудом златым. И то и другое устроено по премудрому и благому Божию о нас промышлению; дабы и добродетельный в своем подвиге не ослабевал; но был бы всегда осторожен: и грешник не приходил бы в уныние и отчаяние.

Вы чрез Крещение стали сосуды златые: не помрачилось ли в ком сие Божественное сияние; и не впал ли кто в несчастие, стать сосудом глиняным? Вы в Крещении обручилися Христу: ибо точно за каждаго из вас родители и восприемники, яко вашим языком и сердцем, пред лицем самаго Бога уверяли Церковь, говоря не однократно: сочетаваюся Христу, сочетаваюся Христу. И сие учреждено по точным словам глагола Божия: обручих вас, говорит Апостол, единому мужу, деву чисту представити Христови (2 Кор. гл. 11, ст. 2). О брак блаженный! о сочетание святейшее и всякаго девства целомудреннее!

Брак телесный требует, дабы невеста была целомудренна, и непорочна, и богата. Жених небесный таковой невесты обрести не мог. Ибо все человеки согрешиша и лишены суть славы Божия (Рим. гл. 3, ст. 23). Каждаго душу нашел он бедну, порочну, нечисту, оскверненну и прелюбодействующую от Него. Однако и такой отвратительной и злообразной невесты Он не возгнушался. Для чего не возгнушался? Для того, что Он есть Бог, а не человек. Превосходит человека безконечно и милосердием и могуществом. Человек не может столь снисходителен быть, чтоб взять невесту злообразную и развратную и бедную: а столько сил не имеет, чтоб сделать ю благообразною и добродетельною. Но Бог столь милосерд, что грешныя и беззаконныя души не гнушается: и столь могущь, что и безобразную может сотворить преблагообразною, и блудницу девою целомудренною и чистейшею.

Взяв убо Он таковую невесту, грешную душу нашу очистил ю силою уст своих, обмыл банею Крещения, освятил Духом Святым, и обогатил и украсил всеми дарами из небесных своих сокровищ: так что Пророк, знав ея прежднее безобразие и бедность, и увидев нечаянно в таковой славе изумившись возопил: Предста царица одесную Тебе, в ризах златых одеянна и преизпещренна (Псал. 44, ст. 10).

Когда же невеста удостоилась таковой красоты, чистоты и богатства, и даже стать невестою безсмертному жениху, что ей делать остается? По крайней мере то, чем обязана каждая жена каждому мужу, то есть, любовию и верностию. Но ктоб уже и сумниться мог, чтоб невеста, из столь беднаго и отчаяннаго состояния избранная, не возлюбила всем сердцем, и не была бы верна таковому жениху, тако ю возлюбившему и неизреченною красотою сияющему?

Вы, вы самые те, кои таковым образом обручилися Христу, и дýши ваши удостоились стать невестами Его. Могуль я вас испытать, храните ли вы к Нему должную любовь и верность? Ибо несравненно лучше, чтоб здесь или мы вас испытали, или совесть каждаго; нежели отлагать до того времени, как сие взято будет на испытание в день страшнаго суда Христова. И так хранитель вы к Нему должную любовь и верность?

Любовь требует, чтоб мы ничего Ему не предпочитали. А верность обязывает, чтоб никак ничего не терпеть, чтобы хотя малейшим образом унижало честь сего великаго и дражайшаго Жениха. Любовь мира сего (Иак. гл. 4, ст. 4), говорит Слово Божие, вражда Богу есть: и аще кто любит мир, несть любви отчей в нем (1 Иоан. гл. 2, ст. 15). Сия любовь мира не изгнала ли из нас любовь ко Христу? А по сему дýши наши, удостоенныя быть его невестами, не учинились ли Ему враждебницами?

Я сего не испытываю: ибо и испытать не могу: приступит человек, и сердце глубоко. А только и желаю, и напоминаю, и молю всех вас утробами Христовыми, чтоб каждый из вас испытал свою совесть в тайне; особливо в день сей, который на память нам приводит наше со Христом духовное сочетание тайною Крещения. Я желаю и молю, чтоб каждый из вас совесть свою испытывая, такие бы себе вопросы предложил.

Сохранил ли я обеты, данные мною в Крещении? Соблюл ли я любовь и верность к обрученному со мною Жениху? Не пленяюсь ли я честолюбием и славолюбием мирским; а о чести и славе Божией не брегу? Не привязано ли мое сердце к тленному богатству? Снабжаю ли я от имения своего бедных и неимущих; ибо я знаю, что они братия Христовы? Не обижаю ли я кого по корыстолюбию? Не состою ли с кем во вражде и непримиримости? Не пристрастен ли я к невоздержанию? Живу ли верно и любовно с женою своею; ибо она мне сестра о Христе? Тщуся ли воспитывать детей своих во страхе Божием? Не причиняю ли кому соблазн своими разговорами или поступками? Хожу ли в церковь, стою ли со благоговением: исповедаюся ли; и причащением Святых Таин, ищу ли, чтоб мне всегда быть в соединении с любезным Женихом своим? Не читаю ли я соблазнительных книг? Не хожу ли на развратныя зрелища? Думаю ли о кончине своей? Помышляю ли о будущем блаженстве праведных, и о казни вечной грешных?

Блажен, кто испытывая таким образом свою совесть, находит, что она его не зазирает! Но блажен и тот, кто испытывая свою совесть и находя ю зазорною, кается, и сокрушается, и молит Бога о исправлении.

Прошу и молю, да тако почасту свою совесть испытываете. Ибо, да с Павлом скажу: боюся, да некако, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако развратятся и разумы ваши от простоты, яже о Христе (2 Кор. гл. 11, ст. 3). Аминь.

Говорено в Успенском соборе, 1795 года, Генваря 6 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.