Пресвятая Дева, которая днесь введена в храм земный; уже ныне торжествует во храме небесном. Знаменит был Ея вход в земный храм: кольми паче был торжественный и славный вход Ея во храм пренебесный. В здешний храм препровождали ю девы: при вшествии в небесный храм окружали ю все Ангелов чины. Здесь предносимы Ей были свещи возженныя: на небеси осиял ю свет присносущный. Здесь принимал ю Великий Архиерей Захария: на небеси восприял ю в недра свои, яко любезную дщерь, Отец Предвечный: Сын единородный облобызал свою Матерь: Дух Святый увенчал непорочную невесту. Здесь она введена во Святая Святых, яко жертва непорочная и святейшая: на небеси она введена во внутренния блаженнаго святилища завесы, и наслаждается радостию нам непостижимою и неизреченною.
Когда мы празднуем Ея вход во храм земный, можем ли умножить небесную сию радость и блаженство? Не можем; однако можем умножить свою пользу, и блаженства Ея быть участниками. Ежели чего не достает к блаженству Пресвятыя Девы, то разве того, что она еще не видит нас участниками блаженства своего. Ибо блаженная Матерь ничего так не желает, как чтоб и нас всех узреть в той же радости, которою сама наслаждается.
Потщимся исполнить Ея желание, которое не Ей приносит какое либо умножение славы, но наше утверждает спасение. Приметим, что она не прежде взошла в храм небесный, как уже введена была в храм земный: и можем сказать, что Ей не иначе отверсты двери храма небеснаго; разве, что прежде возлюбила она обитать в земном святом храме. Земный храм был Ей лествицею, по которой она взошла и во храм небесный. А по тому и нам по примеру Ея, чтоб удостоиться взойти в небесный храм, надлежит прежде введенным быть в храм земный. Взойдя в него, и достоино пожив в нем, несумнительно можем надеяться взойти и во храм небесный.
Но, о Господи! кто обитает в жилище Твоем, или кто вселится во Святую гору Твою? (Псал. 14, ст. 1). Кто нас введет в сей храм вожделенный? Можем ли мы обрести к нему путь? Не сретятся ли на пути сем многия препятствия, затрудняющия наше туда шествие? Кто отвалит нам камень от дверей гроба? (Марк. гл. 16, ст. 3). Но сие затруднение нас безпокоить не должно. Мы уже введены во храм Господень. Наш только долг есть, чтоб уметь наслаждаться красотою сего храма, и обитать в нем так, как требует святость Его. Дому Твоему подобает Святыня, Господи! в долготу дний (Псал. 92, ст. 6). Свят храм Твой, дивен в правде (Псал. 64, ст. 5, 6).
Первый храм Божества есть весь сей мир видимый и невидимый. Он есть свят; не только по тому, что создан Святейшими руками Божиими: и виде Бог, яже сотвори: и се вся добра зело (Быт. гл. 1, ст. 31); но и по тому, что премудрым и пресвятым Его промыслом управляется непрестанно. Отец мой, говорит Господь, доселе делает; и аз делаю (Иоан. гл. 5, ст. 17). Что Он делает, разве что все твари управляет, и все их движения, действия и намерения точно к своим концам приводит? Все, по Павлову слову, в Боге живет, движется и существует (Деян. гл. 17, ст. 28): а по тому Он в нем яко в своем храме обитает. И о сем-то храме, кажется Пророк говорит, тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою (Псал. 62, ст. 3).
Мы в сей храм великолепный тотчас входим, как только раждаемся. Но почто входим? Конечно всяк, как только отворит глаза, и начнет мало понимать; пораженный чудесами Божиими, везде с нами в мире стречающимися, побуждается возопить с Пророком: тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
Человек земнородный, обитатель сего прекраснаго мира! Что ты усматриваешь в нем? Везде видишь следы премудрости безмерныя и благости неизглаголанныя. Небо, земля, воздух, вода, и яже в них, столько представляют чудес, что все то человек не только понять, но и довольно надивиться не может; а только как бы во изступлении некотором вопиет: Господи, Господь наш! яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес (Псал. 8, ст. 1). Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! вся премудростию сотворил еси (Псал. 103, ст. 24). Человек! достойно и праведно, чтоб удивлялся ты и покланялся таковой премудрости: но помни, что введен ты в сей блистательный храм, не для того только, чтоб удивляться, и мысленно созерцать силу Его и славу Его. Ты часть мира: ты введен в священный союз всех тварей. Ты паче в том поучайся, и о том непрестанно размышляй, как тебе жить в нем. Ибо тебе должно жить в нем не иначе, разве сообразно и сходственно с тем порядком и красотою, какую ты усматриваешь во всех тварях.
Я тебя не веду на небо. Ибо может быть тебе покажется, что постоянный порядок и удивительное благоустройство в небесных телах превосходит силы твои, чтоб тому подражать. Я тебя поставляю на той земле, на которой обитаешь ты. Ты окружен тварями, которыя во всем хранят всегда порядок и благоустройство. Земля всегда производит траву скотом, и злак на службу тебе. Древа всегда тебя осеняют листвием, всегда тебе приносят плоды. Источники непрестают для тебя протекать. Животные всегда хранят силу своея природы: да еще тебе и служат, и тебя питают. Не достанет времени все изчислять. Да и нет нужды изчислять: ибо всегда все сие тобою есть видимо и чувствами осязаемо. Можно ли при сем подумать только, чтоб все твари хранили свой порядок: а ты бы един сию порядка красоту разстроивал и для себя и для других? Ибо Бог так тебя устроил, чтоб и ты хранил свой порядок, а чрез то бы содействовал общей красоте всего мира.
Порядок твой требует от тебя, чтоб ты был трудолюбив, а не ленив и празден: чтоб ты был всегда воздержен, и убегал бы невоздержания, поелику оно Богом устроенный порядок разстроивает; чтоб ты был милостив и благодетелен, не только к подобным себе, но и к самым животным: чтоб ты был благочестив, призная, что все получаешь от Бога, и благодарил бы Ему не за себя токмо, но и за все твари, которыя служат тебе. Ежели таким образом живешь ты в освященном мира сего храме: ты прославляешь Творца своего; то есть доказываешь самым житием своим, что красота Божия премудрости в тебе сияет.
Но ежели в злых делах препровождаешь жизнь свою; ты не только сим разстроиваешь Богоучрежденный порядок; но и хулишь Творца своего; ибо таковыми делами доказываешь, аки бы Бог произвел тебя, яко тварь разстроенную, и ни к чему годную. Нет! человече! Бог поругаем не бывает (Гал. гл. 6, ст. 7). Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. гл. 3, ст. 17). Так живи во храме сем, как сходственно с тем концем, для коего Бог чрез рождение твое ввел тебя в храм сей.
Но се нам открывается и другий храм великолепнейший и превосходнейший! Какой еще храм? Церковь Христова. Как в оном храме, о коем мы говорили, жил ты разстройно; по благости своей безконечной благоволил Бог не только тебя возобновить, но и переродить, и переделать, чтоб тебя паки ввести в порядок; но гораздо уже лучший. В сей храм вводит Он тебя таинством Крещения. И по тому оно Словом Божиим названо перерождением и паки-бытием (1 Тим. гл. 3, ст. 5); то есть новым существованием.
Сколько сей церкви Христовой храм есть великолепен, свят, величествен, прекрасен, и красоту мира сего несравненно превосходит, я оставляю теперь о том говорить. Ибо сие требует особаго времени. А только скажу тебе, уже не говорю, человек, но Христианин, и Ангел земный, а небесный гражданин! Колико обязан ты хранить сию новую твою красоту, дабы не только себя не опорочить, но и не посрамить дивной красоты Церкви Христовой, в которую ты чрез Крещение введен, стал ея членом, учинился наследником Богу, и сонаследником Христу.
Я не могу изъяснить, какая непорочность и чистота потребна, чтоб достойным быть сего Святаго Церкви Христовой храма обитателем. Тайны, кои тебе открыты, и коих ты приобщаешься, столь велики и превосходны, что самые Ангелы, по Апостольскому слову, желают в оныя приникнути: приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12); то есть, чтоб хотя только не много на них посмотреть; но не удостоиваются. Не могу я, паки скажу, довольно объяснить, какая потребна Христианину непорочность и чистота, чтоб достойно обращаться в сем дивном и священном храме. А только заключу слово мое тем, что еще есть храм нерукотворенный, вечный на небесех (2 Кор. гл. 5, ст. 1). Но ведай, что в сей небесный храм никто взойти не удостоится, ежели в здешнем святом Церкви храме не поживет так, как требует святость Его. Дому Твоему подобает Святыня, Господи! в долготу дний. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре, 1794 года, Ноября 21 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра