В неделю Ваий

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ

Было первое на землю Христово пришествие. Будет же и второе, егда приидет во славе Отца своего, судити земли. Перваго мы видеть не удостоились. Втораго ожидаем; и блаженны будем, ежели удостоимся сретить Его со светильники веры и благих дел.

Поминает еще нынешнее Евангелие о бывшем Христовом во Иерусалим пришествии. Но и сие было для тогдашних Святаго града обитателей: и хотя они Его принять удостоились; но не умели сим благодатным случаем воспользоваться. Делали обряд сретения; но все то состояло в одной наружности: а сердце их оставалось при прежнем ослеплении.

Что же для нас осталося? Уже ли мы нещастливее всех преждних обитателей? Уже ли Господь никогда нас не ощастливит своим к нам пришествием? Я не мню, чтоб благость Господня не на все времена, и не на всех человеков изливалася. Не возможно, чтоб Господь когда оставил верных рабов своих. Вот я слышу, что на Божественной Литургии при явлении святых даров вся церковь возглашает: Благословен грядый во имя Господне: Бог Господь и явися нам (Псал. 117, ст. 26). Сей глас есть точно тот же, который возглашал Иерусалимский народ, при вшествии Господнем. Но еще и паче, что то же явственно утверждает Евангелие: Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем (Иоан. гл. 6, ст. 56). Так вот и мы удостоиваемся Христова к нам пришествия.

Но и колико уже сие пришествие онаго Иерусалимскаго есть важнее и торжественнее! Он тогда входил во град; но не льзя сказать, чтоб входил в их души. А пришествием к нам Он минует грады, сколькоб великолепны ни были; а входит в нас самих, и пребывает в нас. Вознеситеся вы умом своим выше: горняя мудрствуйте; а не земная: ненаружностию соблажняйтеся; а утверждайтеся духом. Хлеб его же ломим, великий Апостол говорит, не общение ли тела Христова есть: чашу, юже пием, не общение ли крови Христовы есть (1 Кор. гл. 10, ст. 16).

Христе! не довольно ли было, чтоб Ты за нас принес тело свое на Кресте во всесожжение жертвенное? Не довольно ли было, чтоб Ты за нас всю кровь свою пролил из главы, из рук, из ног и из отверстаго ребра? Нет! вопиет Он нам со Креста: довольно сего было для вас; но не довольно для пылающей безмерно моей к вам любви. Я желаю, чтоб для души вашей всегда не иная была пища, и питие, как тело мое, и кровь моя. Я желаю от вас быти не разлучен: и смешавшись с телом вашим и кровию, с вами быть во едино. О любовь, более нежели отеческая, и поистинне, единому Богу свойственная!

И сие он точно изъявил, когда уставлял сей пир духовный. Ибо тогда Он говорил: желанием возжелех сию Пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук (Лук. гл. 22, ст. 15). Желанием возжелех: сии слова означают, что чрезмерно он сего желал: прежде даже не прииму мук: сие значит, что Он готовясь ко всем мучениям Креста, не столько ими возмущался, сколько горел духом, чтоб как уставить сию таинственную для нас вечерю; почитал, что муки Креста уже Его более не безпокоят, когда возымел Он удовольствие оставить для нас, детей своих, сие вечное питание и питие. Приимите, ядите, сие есть тело мое. Пийте от чаши сея вси: сия есть кровь моя (Матф. гл. 26, ст. 26, 27). Но где сие тело? Где сия кровь? Под таинственными Духом Святым освящаемыми видами хлеба и вина. При сем скажет кто с непросвещенными Капернаумляны: како может он дати нам плоть свою ясти (Иоан. гл. 6, ст. 52). Так, как дает Он нам обыкновенную пищу и питие. Ты вкушаешь хлеб, и пиешь воду, или вино. Но не остается в тебе ни хлеба, ни вина: а все то обращается в тело твое, в кровь и в различные соки. Каким образом сие бывает, рцы мне? Конечно ум человеческий сего истолковать не может; а весть единый премудрый Творец. Но для чегож и в таинственной Вечери, Господем для питания душ наших уставленной, сему не быть?

Есть пища для тела: должна быть и для души; и каждая по свойству души и тела. Как! приемля таинственное Причащение, когда ты верою вознесешься ко Кресту, объемлешь его объятиями душевными, прилипаешь устами сердца к ранам Христовым, и уверен, что капли крове Его каплют во внутренность твою, можешь ли тогда усумниться, что приемлешь ты в себя тело Христово, и пиешь кровь Его? А чрез-то и всего Его вмещаеши в себе.

Но о сем я пространно разглагольствовать нужды не имею. Ибо говорю с верующими; не в словопрении наша беседа состоит; но во изъяснении слов Господних и таинства церкви. Имеем долг мы более о том размышлять, с каким приуготовлением должны приступать ко Святому Причащению.

Каковы ни были Иудеи; но входящаго во Иерусалим Христа сретали с разными обрядами. Ветви по пути бросали, ризы постилали, Ваия в руках носили, и приветствиями оглашали воздух. Конечно, как Христово вшествие было видимое, и во град вещественный, то сии обряды и могли иметь свое место. Но для нас все то не годится. Вшествие Христово в нас есть духовное, ибо входит Он не в вещественное какое здание, но в души наши; то и сретение с нашей стороны должно быть духовное и внутреннее. Да искушает же человек себе, Апостол вопиет, и тако от хлеба да яст; и от чаши да пиет; ядый бо и пияй не достойне, суд себе яст, и пиет, не разсуждая тела и крове Господни (1 Кор. гл. 11, ст. 28, 29). С одной стороны вожделенна и пресладостна сия трапеза: с другой страшна и ужасна, когда вместе с сим ядением и питием может во утробу нашу входить огнь суда Господня, огнь попаляющий недостойных.

Какоеж человек изобрести может для сего приуготовление? Какое сретение? Как себя испытывать может, чтоб достойно вкусить сию Вечерю? Много о сем говорить можно: но я мню, что потребно для сего приуготовление самое то, которое некоторых от сего причащения страшит и удаляет. Мы слышим, что иные редко к Причащению приступая, обыкновенно говорят: мы не достоины. Но сие-то и есть самое лучшее к Причащению приуготовление. Мы не достойны! и кто сего достоин? Уже ли дерзнем сказать, что мы достойны, что мы сие заслужили? Есть дело единыя Его благости, что Он нас недостойных сея великия благодати удостоивает. Самые Святые в церкви Мужи приступая к сей Тайне пред Богом исповедывались: Вем, Господи! яко не достойне причащаюся пречистаго Твоего тела, и честныя Твоея крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию. Так не достойным ли ты себя признаешь? Приступи убо ко олтарю, недостойных освящающему.

Но чтоб сие слово не приняли слабые превратно, и не оскорбили бы Святыню, надобно разсудить, что значит:я не достоин. Я сие слово беру в той силе, что оно происходит не из уст твоих одних, но из глубины сердца; не от холодности, но от сокрушения: что ты признаешь свои слабости, что они крушат и терзают тебя, что ты ими гнушаешься и мерзишься, что ты решился отвергнуть их и на преждния блевотины не возвращаться; что ты при таковом расположении для того дерзаешь приступать к трапезе Господни, чтоб к своим ранам сей благодатный приложить пластырь, и свое утвердить решение.

Ежели ты в сей силе говоришь: я не достоин: сие есть самое то приуготовление, котораго от тебя церковь требует; и видно, что ты со Апостолом испытал себя. По истинне при добром решении, дабы отстать от своих слабостей, нет лучшаго средства, как чтоб к оному, яко печать приложить, Причащение.

Ежели же ты говоришь: я не достоин: одними только устами, по лености, по нерадению, никак не хотя отстать от страстей, да и отвращения от них не чувствуя: почитаешь себя недостойным, не для того, чтоб внутренно пред Богом унижал себя; но паче, что и самая таинства Святыня не великою и не важною тебе представляется; в таковой силе, точно сея Святыни ты не достоин: и горе тебе! ибо уже не ты только Святыни сея не достоин; но и Святыня сия не достойна тебя: ибо гнушается тобою. Ты сосуд нечистый страстей; и нещастливое духа неприязни обиталище.

Но ктоже бы столько ожесточен и посрамлен быть восхотел? Я говорю ко отрожденным: говорю к детям церкве: к искупленным кровию Христовою. Признавайте себя не достойными: но признавайте с сокрушением сердца и смирением духовным. Всегда к вам от олтаря возглашается: Со страхом Божиим и верою приступите. Вы почитаете за долг быть при совершении Божественныя Литургии: на ней всегда возглашается: Приступите. По чтож убо не приступаете? Оглашенных, яко еще не крещенных, до Причащения не допускали: почему сим гласом: оглашеннии изыдите, высылаеми они были вон. Вы со оглашенными не выходите: однако ко Святой Трапезе не приступаете.

Се наступают дни страданий Христовых! желаю и молю, дабы во оные дни, елицы не причастилися, приступили с истинным покаянием к священному Причащению, да и пасху Господню воспразднуем не в квасе злобы и лукавства, но в бесквасии чистоты и истины (1 Кор. гл. 5, ст. 8). Аминь.

Говорено в Чудове 1792, Марта 28 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.