В день Благовещения Пресвятыя Богородицы

СЛОВО

В ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ

Должен тот храм зело великолепен быть, в коем сам Бог обитать благоволит. Какая должна быть святость, какая чистота и непорочность Пресвятыя и Преблагословенныя Девы Марии, что она удостоилась во утробе своей носить Невместимаго, и родить Его непостижимым для нас образом! В едином ея святейшем лице таинственно соединены и матерство и девство: рождением и воспитыванием мать; непорочностию дева. А чрез сие и матерям и девам есть правило и пример святейший.

Возрадуйтеся и матери и девы. Матери! обнимите Матерь благословенную: девы! лобызайте Деву чистейшую. Матери! научитеся рождением и воспитанием освящать плод свой. Девы! непорочностию уподобляйтеся Деве Богоизбранной. Супружество есть свято. А потому и став материю, можно и должно сохранить целомудрие. Не естество, но произволение творит девою. Матерь благонравная, чистоту сохраняющая, воспитывающая детей в страхе Божием и в истинном просвещении, есть жена целомудренная, и девам непорочным подобная. А и дева по естеству, но произволением развращенная, и нравами безстыдная, девы имяни не достойна. Красота девы есть кротость, скромность, стыдливость и тишина в сердце. Матери красота есть благоустройство в доме, воспитание детей, и благодетельный дух к бедным и неимущим.

Всякий ухищренный наружный убор есть излишен; ибо святую непорочность или во искушение или в подозрение приводит. Я не могу ничего лучше сказать, как что на сей случай предписывает Первоверховный Апостол: жены повинуйтеся своим мужем: (Ефес. гл. 5, ст. 22) и ежели мужья истинны Божия не принимают: то самым вашим житием и без проповеди пленены будут, видя доброе и страхом Божиим управляемое житие ваше. Сие же не состоит в том, чтоб украшать себя наружными плетениями волос, и уборами златыми, и отличными одеждами, но чтоб был потаенный в сердце человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно (1 Петр. гл. 3, ст. 1, 2, 3, 4). Сие Божественное правило должно хранимо быть, сколькоб мир противу того ни возставал. Мир может прельстить; но не может спасти: Бог един есть не ложен; и не предписывает нам ничего, кроме спасительнаго.

Пресвятая Дева воспитывана была в храме. Не место освящает человека, но человек место. Сколько храм свят был, столько чистая Дева своим в законе Господни просвещением умножала его святость. Дева, гдеб воспитывана ни была, но когда она свою мысль просвещает законом, а сердце исполняет благодатию, всякое то место заслуживает наименовано быть храмом. Что есть более? говорит Евангелие, дар ли, или олтарь святяй дар? (Матф. гл. 23, ст. 19). Но Дева есть и олтарь и дар. Ибо может ли святее быти олтарь, как сердце, на коем добродетельная девица приносит Богу в дар чистоту свою и неповинность? Ангел предстатель обрел непорочную отроковицу упражняющуюся в чтении закона Господня. И тотчас благовествует он ей зачатие Сына Божия, коего она уже чрез слово его в себе вмещала. Чистейший чистое обрел обиталище. Ибо Он любящих Его любит, и обещает в Евангелии к таковому приити и обитель в нем сотворить.

Пусть бы по обещанию сему Евангельскому послан был Ангел и ныне возвестить единой из наших дев Господне к ней прибытие. Но что, ежели найдет ее держащую в руках своих не книгу закона Божия, а книгу исполненную побуждений страстных и плотских; найдет ее не во храме и на месте святом, но на зрелищах, окруженную развратителями мира? Что, думаете, Ангел с таковою сотворит? Возскорбит и вознегодует, нашедши сосуд отвращения достойный, не Божияго токмо и Ангельскаго, но и человеков добродетельных.

Быть доброю девою, есть приуготовление быть доброю материю. Не получив же благонравия в девстве, трудно быть и благонравною материю. А сей горестный поток должен излиться и на чад нещастливых. Они родителям, а родители им взаимным будут мучением. Но добродетельные дети суть образ и подобие добрых родителей, не столько по телу, сколько по душе своей. А чрез-то родители приобретают себе спасение вечное. Се бо Апостол взывает: Адам не прельстися: жена же прельстившися в преступлении бысть. Спасется же чадородия ради (1 Тим. гл. 2, ст. 14, 15). Что сие значит: Жена спасется чадородия ради? Сие вопервых относится к Преблагословенной Марии. Родив она чадо, приобрела всем спасение. Жена согрешила, и заставила всех в печали раждати чад; в печали, не матерь токмо мучащей, а иногда и умерщвляющей; но и чад подвергающей горестным мира сего суетам. Но благословенная в женах Мария в радости родила плод благодатный: да и всем матерям принесла радость.

Христианка мать мучится ли рождением? Но она себя укрепляет сею верою, что аще живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. гл. 14, ст. 8). Родит ли чадо? Позабывает всю скорбь от радости: не для того токмо, что родился человек в мир; но что она раждает его во спасение, получив жертву самую лучшую, какую может принести Господеви.

Жена же спасется чадородия ради. Жена воспитавшая детей так, что они удостоились быть чадами Божиими, получает крепкую надежду ко спасению своему. Ибо какая добродетель важнее быть может пред Богом, как не сия заслуга? Мы говорим и веруем, что молитва, милостыня, пост много содействуют ко спасению нашему. Но может ли жена при всем том больше обязать Отца Вечнаго, как ежели детей своих трудом своим и воспитанием представит ему непорочных? Конечно истинно Апостольское слово: яко жена спасется чадородия ради.

Таковое жена имея утешение и надежду, тем более должна всегда остерегаться от тления века сего. Слышали вы, что Апостол выше сказал: Адам не прельстися: жена же прельстившися в преступлении бысть. Как Адам не прельстился? Прельстился и он; прельстился, но от жены; а жена сама собою склонилась на совет злаго искусителя. И так, которая дана была мужу помощница, та первая величайший ему вред причинила. Сильное жена над сердцем мужа иметь может влияние, или в добро или во зло. Но почто же во зло? Да будет она ему по уставу Господню истинная помощница.

Когда Бог даровал ей свойство обращать мужним сердцем: коликая сия есть для нее благодать, что мужа своего может быть не только советницею верною, но и наставницею благоразумною! Что веси жена, взывает Апостол, аще мужа спасеши (1 Кор. гл. 7, ст. 16). Коликое преимущество! из чертога земнаго вкупе с супругом прейти в чертог небесный, и мужа, которой тебе властию глава, стать ему главою во спасении его. Такова была Наталия своему Адриану: такова была Татиана своему Плакиде.

Позабудем то, что Адам не прельстился; а жена прельстившися в преступлении бысть; а паче да помним Пресвятую Деву Марию, которая быв жена спасла и Адама, и Еву, и весь род земнородных своим рождением. Ева сделала постыждение женам: а Мария приобрела величайшую честь полу жен. Адам имел причину жаловаться на помощницу свою: но ныне и он и все мы его потомки ублажаем и благословим блаженную Богоотроковицу. Унизился женский пол в Еве: но зело возвысился в Марии. Позабудьте девы и матери Еву: а непрестанно воспоминайте Матерь Господню.

А чтоб забыть Еву, надлежит забыть и печальное ея падение, или паче всегда надлежит оное памятовать: не для того, чтоб падать, но чтоб остерегаться от падения. Согрешила праматерь сладострастием и высокомерием: плод ей представлен от искусителя, вкусу сладкий, и для взора лестный. Слабость женская сим пленилась.

Но сие может быть было бы извинительно. Вот что уже кажется совсем быть не свойственно полу женскому. Плод тот представлен ей, яко средство, чрез которое она может сравняться с Богом: будете, яко бози (Быт. гл. 3, ст. 5). Можно ли бы поверить, чтоб таковое ужасное высокомерие могло принято быть от жены? которую Бог покорил мужу: та возмечтала равна стать Богу. Гордость есть несноснейший порок во всех мужах; а еще более в женах: так как смирение есть премилая добродетель во всех мужах; а кольми паче в женах. Оно должно быть им драгоценнейшим убором. Молчание и скромность есть их красноречие; а смирение есть их возвышение. Велик муж ея, обретый таковое сокровище: но блаженна и церковь, имеющая многих таковых благословенных дщерей.

Ублажаем мы днесь Пресвятую Деву: ублажим таковых и дев и жен, святых Матери Господни подражательниц. Ангел, приветствовавший радости гласом святейшую Матерь, конечно и каждой таковой в сердце возглашать не престанет: радуйся, благодатная! Господь с тобою (Лук. гл. 1, ст. 28). Аминь.

Говорено в Чудове 1792 году.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.