Благодать Божия сподобила меня праздновать сей спасительный день вкупе с вами, возлюбленная мне о Господе паства! И как волхвы, предходящей звезде, достигли Вифлеема, и узрели чудесное и таинственное на земли явление: тако и я днесь пред вас предстал, да вкупе с вами возвещу величия Божия, и возъимею участие в радости духовной.
Не имею я нужды вам предлагать тот вопрос, о коем упоминается в Евангелии: где Христос раждается (Матф. гл. 2, ст. 4). Вам во Христа крестившимся и во Христа облеченным сей вопрос не нужен. Но известно вам из Евангелия, что Христос родился в Вифлееме Иудейстем (Матф. гл. 2, ст. 5): однако не безполезно объяснить для наставления и утешения нашего, подлинно ли Христос раждается в едином Иудейстем Вифлееме.
Мы имея слово Божие, яко светило сияющее в темнем месте, должны взойти мыслию своею выше. Евангелие сказав, яко слово плоть бысть, тотчас прибавляет; и вселися в ны (Иоан. гл. 1, ст. 14). Когда же Христос воплотившись, тотчас в нас вселяется, то можем сказать, что Он в нас и раждается. Слово плоть бысть, и вселися в ны. Мы, мы или есмы, или должны быть тот священный Вифлеем, где Христос раждается.
Нет нужды странствовать во Иерусалим: нет нужды искать земнаго Вифлеема. Всяк истинный Христианин сие богоприемное место в себе обрести может. Но находите ли вы оное в себе? Не может ли нам дражайший Спаситель то же сказать, что некогда Павел сказал своим ученикам: уста наша отверзошася к вам, Коринфяне! Сердце наше распространися: не тесно вмещаетеся в нас: утесняетеся же во утробах ваших: тожде возмездие, яко же чадом глаголю: распространитеся и вы (2 Кор. гл. 6, ст. 11, 12, 13). Не может ли и Господь наш сказать нам: Христиане! сердце мое для вас распространися: вы нетесно вмещаетеся во мне: но ко вмещению меня утесняетеся вы во утробах своих. По взаимной справедливости требую от вас, как от детей своих, распространитеся и вы для вмещения меня.
А как по сему и между Христианами суть тесныя утробы, которыя Христа или с трудностию в себе вмещают, или и совсем ему в себе обитать не допускают: так по тому нужда настоит и самых Христиан вопросить: где Христос раждается?
Раждается он в благочестивых душах. Потребна для Христа просвещенная мысль: ибо Он есть свет. Потребно любовию к Нему горящее сердце. Ибо Он есть любовь. Просвещенная мысль не та, которая наполнена знанием многих наук: ибо при сих науках можно иметь развратное сердце: но которая знает Бога, понимает Его закон, и в нем поучается день и нощь. Любовь же для Христа не иная потребна, разве какую Он предписал: любяй мя, заповеди моя соблюдет. (Иоан. гл. 14, ст. 21). Кто есть мати моя, и кто суть братия моя? Иже бо аще сотворит волю Отца моего, иже есть на небесех, той брат мой, и сестра, и мати ми есть (Матф. гл. 12, ст. 48, 49).
Так может ли Христос раждатися в нечестивых душах? В сих душах надменных мудростию мирскою, но Бога не знающих: в сих душах, страстям своим последующих: в сих душах ни честности не знающих, ни совести не имеющих.
Где Христос раждается? Раждается Он в душах смиренных. Когда Он толико себя унизил, что оставил небо, родился в убогом вертепе, повит в скотских яслех, то видимо доказал, колико любезно Ему смирение. На кого воззрю, говорит Он, токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес моих (Исаии гл. 66, ст. 2). Смиренная же, Богу приятная душа есть та, которая не высокомудрствует, но повинуется гласу Божию: признаéт с сокрушенным сердцем свою малость и бедность пред величеством Вышняго: не надеется на свои дела; но оправдания своего единственно от милосердия Его ожидает: в щастии не превозносится, в нещастии не унывает, и в кротости всегда к Нему из глубины душевной вопиет: Отче! да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли (Матф. гл. 6, ст. 10). Таковая душа есть истинный Вифлеем, в коем Христос раждается.
Но гордая и надменная душа совсем неспособна быть таковым Божественным вместилищем. Христос на землю сходит; а гордая душа говорит: на небо взыду, и престол себе поставлю на облацех, и буду подобен Вышнему (Исаии гл. 14, ст. 13). Безумне! когда желаеши уподобитися Вышнему: уподобися Ему снисхождением и смирением. Ибо возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. гл. 18, ст. 14), Христос глаголет. Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. гл. 11, ст. 29). А горделивая душа говорит с Фарисеем: несмь якоже прочии человецы (Лук. гл. 18, ст. 11). Христос говорит: веруй, и спасешися. Но горделивый напротив: как мне веровать? Сие с моим разсудком не сходно: как будто бы самая премудрость Божия должна все творить по мере и правилу его безумнаго разсудка. Нет! нет! не может в таковой душе вместиться смиренная высота Христова. На таковых всею своею силою падает сие изречение Божие: вы пошли мимо меня страною: и аз пойду мимо вас страною (Иерем. гл. 2, ст. 8), глаголет Господь.
Так паки вопросим, где же Христос раждается? Раждается Он в душах милостивых. Ибо Он, по Апостольскому слову: обнищал, богат сый (2 Кор. гл. 8, ст. 9). Милость свела Его с неба: милость одела Его нашею бренною плотию: милость в яслех Его положила: милость заставила Его претерпевать глад и жажду, и не иметь где главы приклонить: милость на крест Его вознесла: милость кровь Его пролила: милость и в гроб Его положила. Милость не к самому себе, но к нам: да все богатство благодати своея излиет на нас, и бедных, и нищих, и недостойных, и противников своих.
Когда столь сильно действует в Нем милость, то по тому душа милостивая есть Ему подобна, и сродна, и любезна. Не может Он возгнушаться таковаго обиталища. А паче, тоже ей скажет, что некогда сказал Он Закхею: Закхее! днесь подобает ми в дому твоем быти (Лук. гл. 19, ст. 5).
Но приметьте, для чего Спаситель в Закхеевом доме быть соблаговолил. Для того, что он сказал: Господи! се полъимения моего дам нищим, и аще кого обидех, возвращу четверицею (Там же ст. 8). О как охотно в таковый дом входит Господь! Да не входит токмо, но и пребывает в нем, доколе его не вселит с собою в вечныя обители.
Зри, и страшись немилосердая душа! Может ли в тебе вселиться толико милосердый Бог? Ведает Он, что ты беднаго презираешь, яко тварь презренную, и никак на тебя непохожую. Смотри же, каковую Он изобретает богомудрую хитрость ко уловлению тебя. Бедных и нищих творит себя братом: еже сотвористе единому от сих братий моих меньших, мне сотвористе (Матф. гл. 25, ст. 40). Дабы ты к подаянию и снабдению беднаго, хотя тем подвигся, что подаешь уже не презираемому тобою нищему, но брату его, самому Христу.
А притом, чтоб не ожесточилось сердце твое, что ты подавая, тратишь свое имение, берет на себя сей долг, чтоб за них заплатить сторицею во время свое. Даяй бо нищему, говорит слово Божие, взаим дает Богу. А по сему не возможно, чтоб в стесненной сребролюбием душе Христос вселился, и родился. Ах! так по сему и Христианам сей вопрос может предложен быть, где Христос раждается? О стыд! о веры поношение!
Сей вопрос должен бы относиться к единым неверным и нечестивым; а Христиане, по тому-то суть и Христиане, яко в них Христос раждается.
Но о вас здесь предстоящих, Христа благоговейно прославляющих; о вас, принесших днесь в жертву Ему свое доброе сердце; о вас, при помощи благодати Его проходящих неослабно подвиг своего спасения; о вас, говорю, могу непостыдно пред лицем олтаря сказать, яко в вас раждается Христос. Идите с сим благословением в домы свои, и радуйтеся о Господе. Аминь.
Говорено в Чудове, 1793 года, Декабря 25 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра