На день Введения Пресвятыя девы

СЛОВО

НА ВВЕДЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ДЕВЫ

Праздник сей в последния церкви времена уставлен, по преданию тому, яко Пресвятая Дева, в самых младых своих летах от родителей приведена во храм для воспитания, то есть, для обучения закону Божию и благонравию. Ибо впрочем известно, что при храме Иерусалимском устроено было училище для воспитания отроков и отроковиц, где они обучаемы были разным наукам и благонравию; а паче истинному Богослужению. Ибо, мню, нарочно таковое училище устроено при храме, дабы самый храм, и совершаемыя в нем разныя служения, благочестивые обряды, и священныя приношения жертв, служили им наукою всегдашнею и очевидною, не мыслию токмо понимаемою, но и самым делом представляемою.

В сем-то училище Пресвятая Дева препроводила первыя свои младыя лета. Не имеем мы нужды много разсуждать о Введении во храм и о воспитании Преблагословенныя Марии. Колико она воспитываяся во храме, просветила свою мысль и сердце, доказал то самый Дух Святый, когда оную, по особенной ея чистоте и святыне, избрал быть Материю единородному Сыну Божию, и совершил в ней премудрое и таинственное дело спасения нашего. А ныне уже введена она в пренебесный храм нерукотворенный, и наслаждается светом присносущным.

Мы таковым образом воздав ей честь, яко подобает Матери Христа Господня, блаженной в женах, и достойно ублажаемой от всех родов; обратим разсуждение на самих себя. Можем ли и мы праздновать собственное свое во храм введение? Введены ли и мы когда во храм Господень? Думая, что просвещенные Христиане сего забыть не могут, или не должны. Вспомните, какое действие над вами совершалося во храме Божием после того времени, как вы здесь святою крещения водою омывались от грехов, и присвояемы были Богу чрез Иисуса Христа.

Вы в младенчестве своем приносимы были родителями во храм пред лице святаго олтаря. Священник, яко некогда Святитель Захария Пресвятую Деву, приняв вас на руки свои, приносил вас пред жертвенник Господень, говоря в слух всея церкве: воцерковляется раб Божий, имрек: что сие действие священное в себе заключает? Не то ли, что вы тогда введены были во храм торжественно? И что вам надлежит также ежегодно праздновать праздник своего в храм введения? Но празднуете ли вы его? Однако празднуете ли вы его, или не празднуете; надлежит прежде нам знать, что значит наше воцерковление, или наше во храм введение; и для чего мы во храм вводимы бываем?

Воцерковление, или наше в храм введение, означает, что мы становимся членами Церкви Христовы, что мы вступаем в службу Господню, и что мы становимся уже не своими, но Божиими. Разсмотрим каждое особь: ибо из сего увидим, и с каким концем мы во храм вводимся.

Мы становимся членами Церкви Христовы. Церковь есть тело священное, животворное, благодатное, его же глава есть Христос; или, простее сказать, есть общество избранных Божиих. Ты Христианин становишься сего тела членом; сего общества гражданином. Дух, который оживляет все тело, тот должен и тебя оживлять: тот животворный сок, та кровь, которая протекает по всему телу Христову, должна протекать и в душе твоей. Те законы, коими управляется все общество Церкви, должны управлять и твои все мысли, дела и склонности. Ежели нет в тебе сего Духа Божия, ты не жив; а мертв. Ежели сей животворный сок и кровь не протекает по жилам твоим; ты уже не член тела Христова. Ежели ты законами сего святаго общества не управляешь себя; ты уже не гражданин Божий, но гражданин мира сего. Ты привержен к земле; и нет тебе участия в небе: твоя надежда вся, и та суетная, продолжается токмо до конца жизни твоей; а по смерти нет для тебя никакова благаго упования. Ты хотя во младенчестве воцерковлен, введен во храм; но пришедши в возраст, и нарушив таинственный свой с Богом договор, сам себя уже изгоняешь из храма; ибо недостойным его себя делаешь. Входишь ты во храм; но входишь уже в него не достойно. Входишь ты во храм; но храм для тебя не есть уже храмом: ибо дом молитвы творишь ты вертепом разбойников. Входишь ты в училище сие; но яко непонятный и нерадивый ученик из онаго с безчестием изключаешься. Там твой храм, где твоя мысль и сердце. Мысль и сердце твое во блудилищах, в зрелищах, в питейных домах, в сундуках сребролюбия, в полях суетныя славы, там твой храм, там твое божество, там твое служение. Нет тебе места в сем Божественном храме. Хотя ты воцерковлен, хотя введен во храм сей в младенчестве; но ныне ты его оставил. Оставил ты Источник воды живыя, и черпаешь мутную воду из ямин грязных.

Пойдем далее. Мы воцерковляяся вступаем в службу Божию. Вам известно, какое обязательство тех, кои вступают в службу военную. Они не по своей воле должны поступать; но по воле военачальника. Они должны храбро стоять противу неприятеля, не смотря ни на какие страхи, ни на раны, ни на смерть: а только чтоб над неприятелем победу получить. Ты когда воцерковлен, когда введен во храм, стал воин Христов. Нет уже более твоей воли; а только должно исполнять волю военачальника Христа. Воевание твое не противу плоти и крови, не противу плотских неприятелей: но противу своей плоти, мира и диавола. Противу своей плоти, чтоб всем своим страстям и худым склонностям противиться: противу мира, чтоб его обманами не прельщаться, и не колебаться соблазнами: противу диавола, чтоб не поддаваться его хитростям и искушениям. В сем воевании должен ты быть всегда бодр, мужествен, и неутомим. Ибо сия война есть непрестанная; она начинается младенчеством, а кончится смертию. Блажен, кто сей великий подвиг окончает победою. Побеждающему, говорит подвигоположник Бог, дам со мною сести на престоле моем (Апок. гл. 3, ст. 21).

Но ежели ты слабый воин: ты уступаешь диавольским искушениям; ты прельщаешься соблазнами мира; ты следуешь слепо плотским страстям: уже ты не воин Христов: ты уже беглец и изменник службы Его. Ты хотя воцерковлен, ты хотя введен во храм святаго подвига; но сам ты себя уже из онаго изключил. Ты воин того, кого слушаешь; а не воин Христов, коему не повинуешься. Не входишь ты в подвиг Его; нет тебе участия и в венцах небесных.

Но должен ли так поступать воцерковленный раб Божий? Когда ты введен во храм Господень, уже стал ты не своим, но Божиим. Несте свои, вопиет Апостол, куплени бо есте ценою (1 Кор. гл. 6, ст. 20). Купленный раб может ли уже не исполнять волю купившаго его господина? Ты, Христианин, уже не свой: ты когда введен во храм, ты стал Божий. Для чего? Для того, что ты Богом куплен. Какою ценою? О, сего и мысль понять, и язык изъяснить затрудняется! Безценною кровию Христа Господня. По что таковою драгою ценою? Ибо за сию цену можно бы купить и весь мир, и несколько тысячь миров. Для того, что спасение твое Богу дороже, нежели весь мир и все миры. Следовательно ты, Христианин, обязан уже Богу служить, не яко купленный раб, но яко толико возлюбленный Богом: служить Ему уже не по обязательству рабства; но по любви и благодарности.

Кто таков есть из Христиан, который служит верно Богу, купившему его, и толико его возлюбившему? Кто таков есть? Прииди ныне, прииди сюда: стани в том храме, в который ты в младенчестве введен. Поклонись своему Господу, военачальнику, подвигоположнику. Возрадуйся о благополучном своего подвига прохождении. Празднуй ныне праздник своего во храм введения. Не ослабевай в сем подвиге, доколе совершенной не достигнешь победы; доколе из сего храма не введен будеши в храм нерукотворенный, вечный на небесех. Аминь.

Говорено в Троицкой Лавре, 1793 года Ноября 21 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.