Храм сей посвящен святейшему имяни преобразившагося
Господа: а сущий под ним храм посвящен тому же Господу, воскресившему Лазаря
из мертвых. Один храм к другому имеет близкое отношение. Ибо между Воскресением
и Преображением есть союз таинственный. Не говорю я о Воскресении и Преображении
Христовом: но о воскресении и преображении нашем. Ибо Христос и воскрес для
нашего воскресения, и преобразился для преображения нашего. Христос воста
от мертвых, говорит Апостол, начаток умерших бысть (1 Кор. гл. 15,
ст. 20). То есть, воскресши, положил Он основание и для всех нас умирающих,
чтоб подобно Ему воскресать. А о преображении нашем той же Апостол утверждает,
что мы в той же, с Господем, образ преобразуемся от славы в славу
(2 Кор. гл. 3, ст. 18). Да и резон тому дает, говоря: якó в перстный,
таковы и перстные: и якó в небесный, таковы и небесные: и яко же облекохомся
во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. гл. 15, ст.
48), то есть: от Адама земнаго, и мы произошли земными: а от Христа, Адама небеснаго,
и мы произошли небесными. И как от Адама согрешившаго, приняли мы образ грешников:
так от Христа, Адама святаго и прославленнаго, приняли мы образ святый и славный.
Выходя из нижняго сего храма, восходим на сей верхний. Так выходя из гроба воскресением, восходим мы во храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоимся воскресения.
Входя в нижний храм, должен ты привести на память
свое воскресение. Представь
себя тогда быть Лазарем, по рукам и ногам связанным и во гробе лежащим: сие
тебя может возмутить и устрашить. Но тотчас ободри себя, веруя, что ты, яко
Лазарь, гласом Христовым воскреснуть имеешь.
Но как и сие еще прямо ко ободрению твоему служить не может: ибо есть Воскресение живота; есть же Воскресение и суда (Иоан. гл. 5, ст. 29). В сем случае взойди в сей храм, и приими ободрение и утешение. Вообразив Преображение Господне, уверь себя, яко и ты по воскресении преобразишися в славу. В Преображении Господнем, пишет Евангелист, просветися лице Его яко солнце (Матф. гл. 17, ст. 2). Но и о воскресших праведниках то же Евангелие утверждает, что возсияют они, яко солнце, во царствии Отца небеснаго (гл. 13, ст. 43). Сие приняв утешение, обходя храмы сии, поклонись воскресшему и нас воскрешающему Господу: и возблагослови имя преобразившагося Царя славы, и нас преобразить имеющаго.
По
сему-то благочестивому разсуждению и погребаются здесь успшие о Господе братия
обители преподобнаго Сергия: да в надежде воскресения умирая, благодатию Христовою
удостоятся некогда преобразитися в славу.
Никакое о том сумнение никого да не колеблет; когда
самые сии храмы утверждают нас в таковой вере и уповании. Усумнишься ли ты,
или о воскресении, или о могуществе Воскресителя, когда видишь, яко Лазарь,
уже согнивший, единым гласом Христовым воскрес? Усумнишься ли о преображении
своем, следующем воскресении, когда видишь преобразившагося Господа, котораго
в толикой славе точно для того, как Апостол говорит, явил нам небесный Отец,
дабы нам быти сообразным подобию славы сына Его (Филип. гл. 3, ст. 21)?
О блаженная Христиан надежда! О сладостнейшая утеха! Сие и горесть нашея жизни
усладить может, и страх смерти совсем уничтожить: да не только что ободрит нас
не бояться смерти; но еще сделает для нас смерть вожделенною, дабы, как возможно,
скорее
из сей юдоли плачевной вознестись на небо, и возсиять во славе преображения.
Но чтоб надежда наша сия была не тщетна, и утеха
необманчивая, надобно знать, православные! что, дабы удостоиться преображения
небеснаго во славе, должно нам прежде преобразиться здесь на земле. Да разве
есть и здесь на земли преображение? Есть по истинне. Ибо о сем-то преображении
говорит Апостол следующими словами: яко же Христос воста от мертвых во славе
Отчей: тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. гл. 6, ст. 4).
Сие жизни обновление, есть наше на земле преображение. И сие преображение столь
важно и нужно, что без него и онаго небеснаго преображения удостоиться не возможно.
И сие на земли преображение есть почти одно с оным преображением небесным; и
различествует не существом, но степению: то есть сие земное есть низко,
а то возвышенно: сие несовершенно, а то совершенно: сие есть основание, а то
полное устроение. Сие земное переменно: ибо из преображения святаго, можно
перемениться в грешное; так как и из грешнаго во святое: а небесное преображение
есть во веки неизменно. Ибо идут сии, то есть грешники, в муку вечную;
а праведницы в живот вечный (Матф. гл. 25, ст. 46).
В чем же состоит сие наше на земли преображение, вопрóсите вы? Хотяб сей вопрос для Христианина и должен быть излишен: ибо стыдно Христианину не знать своего преображения: однако для лучшаго вас в том наставления, или объяснения, вкратце я должен вам то истолковать.
Иный есть образ грешника; иный есть образ
праведника. Грешника образ есть мрачный, безобразный, отвратительный, скверный:
а праведника образ есть светлый, благообразный, любезный, приятный. Вы не судúте
о образе человека, по лицу его телесному: а судите о нем, по лицу его душевному.
Может человек иметь образ по лицу телесному, пригожий, привлекательный, приятный:
но тот же образ, по душевному его расположению, быть может отвратительный и
гадкий. Так как напротив
может кто иметь образ по лицу телесному, не пригожий, безобразный, отвратительный:
но по душевному расположению может образ его быть прекрасный и прелюбезный.
Ибо здесь действует не природа, но нрав. По природе, ежели кто родился безобразным,
не льзя его никакими способы сделать благообразным; а образ душевный и безобразный
можно удобно сделать благообразным; так как и благообразный можно претворить
в безобразный.
Сие объясняет Апостол прекрасным примером: в
дому царском суть сосуды златые, серебреные, деревянные и глиняные (2 Тим.
гл. 2, ст. 20). Так и в дому Божием, суть праведники, яко сосуды златые и сребреные;
суть же и грешники яко сосуды деревянные
и глиняные. Но сосуды златые и сребреные не льзя переменить в деревянные и глиняные:
так и деревяные и глиняные не льзя переменить в златые и серебреные: но в дому
Божием праведники, сии сосуды златые и серебреные, могут впасть в грех, и стать
сосудами деревянными и глиняными: так как и грешники сии сосуды деревянные и
глиняные, могут покаяться и исправиться, и стать сосудами златыми и сребреными.
Павел, когда гнал церковь Божию, был сосуд глиняный сокрушения достойный: но
когда верою и благодатию просветился и изменился, стал сосудом златым, сосудом
избранным, благопотребным Господеви. Ибо здесь действует не природа, но нрав
и благодать.
Се, Христианин! твое преображение в жизни сей. Грешник
ты: сосуд тогда ты глиняный, и образ тогда на тебе безобразный и гнусный. Покаешься
ты и исправишься: станешь тогда ты сосудом златым, и прекрасный образ тогда
в тебе возсияет. Пренебрегаешь ты службу Божию и не радишь о молитве: образ
тогда в тебе безобразный: отвергнешь ты сие нерадение, и душу свою часто будешь
изливать пред Господем: тогда ты преобразишься во образ светлый. Одержим ты
пиянством: образ тогда в тебе отвратительный, мерзкий и скотский: отвергнешь
ты пиянство, и будешь всегда хранить воздержание: возсияет в тебе образ светлый
и Ангельский. Оскверняешь ты тело свое блудом и прелюбодейством: образ тогда
в тебе скверный и смердящий. Отвергнешь ты сию нечистоту, и будешь жить в целомудрии,
храня сосуд тела своего во святыне; откроется в тебе тогда образ прекрасный
и любезный Богу и человеком. Одержим ты сребролюбием и скупостию, сжимая сердце
свое на нужды беднаго ближняго твоего: образ тогда
в тебе мрачный, зверский; но когда будеши благотворителен, отверзая руку свою
всякому требующему; почтен ты тогда будешь образом самаго Бога; даже сыном Божиим:
ибо сказано: благотворите, и будете сынове Вышняго (Лук. гл. 6, ст. 35).
Лжешь ли ты, и лжею предаешь ближняго; образ тогда в тебе бесовский: ибо
диавол есть ложь, и отец лжи (Иоан. гл. 8, ст. 44). Но когда говоришь истинну,
и искренно обходишься с ближним своим; тогда в тебе образ есть Ангельский, и
истиннаго Иизраильтянина, в нем же льсти несть.
Вот каковым образом, Христианин! преобразиться ты
можешь. Не говори, что сие трудно:
ибо иго Господне благо, и бремя Его легко. Тебе трудно; но легко благодати Божией.
Она все дело сие совершит; только приими сие со охотою, и храни со осторожностию.
Празднуешь ты днесь Преображение Господне. Ежели и ты вышепоказанным образом
преобразил себя, или преобразить себя намерение положил, празднование твое зело
будет приятно преобразившемуся Господу. А ежели ты или не преобразил себя, или
к тому нет еще в тебе ни прямой воли, ни твердаго намерения; ты не прославляешь
преобразившагося Господа, но бесчестишь Его. Он для того точно, сам не имея
нужды, и преобразился, дабы и ты преобразился благодатию Его в жизни сей исправлением
нравов; а в будущей жизни преображением славы. Аминь.
Говорено в Вифании, 1793 года, Августа 6 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра