Празднуем мы ныне со благоговением и радостию благословенный и великий день, в которой Дух Святый сошел на Апостолов, и устроил церковь Христову. Сие устроение из всех дел Божиих есть самое премудрое и самое чудесное. И как сие устроение не токмо до нас принадлежит; но мы-то те сами, кои таковым образом устроены в церковь Божию; то о сем беседа должна быть для нас всеприятнейшая и спасительная.
Но простите моей слабости, что я не могу сие объяснить так, как требует величество вещи. А займу и мысли о сем и слова из сладких и Богодухновенных уст Святаго Иоанна Златоустаго. Он о устроении церкви таковым образом богомудрствует.
Призваны мы и вчинены в таинственное тело Христово, из язычников, из неверных, из идолопоклонников, из нечистых, грехами обремененных и осужденных: но после всего сего куда мы возведены? Предста Царица одесную тебе (Псал. 44, ст. 10). Какая Царица? Презренная, убогая, нищая. Но почему стала она царицею? По тому, что Царь рабом стал. Не зовет он ее на небо: ибо она блудодействуя со идолы не могла на небо взойти: сам убо он сходит к ней на землю. Приходит к блуднице, и не стыдится. Приходит в ея хижину, и находит ее пияну. Приходит же к ней не открытым Божеством; но становится тем, чем была блудница: не делами, но естеством. Становится же человеком для того, дабы она, видев его не устрашилась, не убежала. И что же по том? Осматривает ее, и находит всю в струпах, во изступлении от бесов, и зело разстроенну. Увидела она, и убежала.... Что боишися? Я не судия, но врачь: не приидох, да сужу миру, но да спасу мир (Иоан. гл. 12, ст. 47), Я горю к тебе любовию: а любителю несвойственно вины истязывать, но все прощать. Что же творит? Берет ее и обручается с нею. И что ей дает? Перстень. Какий? Дух Святый. Извествуяй, Апостол вопиет: вас с нами во Христа, и помазавый нас Бог; иже и запечатле нас, и даде нам обручение Духа (2 Кор. гл. 1, ст. 21 и 22).
Дух дает ей, и говорит: не в раю ли я тебя насадил?.. Так по истинне. То как же оттуду пала ты?.. Пришел диавол, и изгнал меня из рая... Так уже я отселе не поселю тебя в раю; но поселю тебя в самом себе. Поселена ты была в раю; но оттуду изгнана вон. Ныне поселю я тебя в себе, и в себе носити буду. Не посмеет уже враг приступить ко мне. Не возвожу тебя на небо; но выше неба. Аз Владыка неба, в самом себе носити буду тебя. Пастырь когда на себе овцу носит, волк не приступает. Аз есмь лоза: вы же рождие (Иоан. гл. 15, ст. 5). И по тому посажены вы во мне.
Но я грешник есмь и нечист... Не заботься о сем. Я врачь. Знаю слабость сосуда твоего. Ведаю, каким образом он поврежден, и как его исправить. Се его переделываю крещением, и влагаю его в самый огнь Духа. Той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. гл. 3, ст. 11).
И смотри! сосуд твой крепче прежняго творится. Имуще сокровище сие в скудельных сосудех (2 Кор. гл. 4, ст. 7): Какое сокровище? Духа обручение. Обручение здесь значит то же, что просто, задаток. Хочет ли кто продать дом? Требует задатку. Хочет ли кто жену поять? Прежде пишется приданое. Когда Христос и меня себе в невесту избрал, пишет приданое, благая, яже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. гл. 2, ст. 9). Написал в приданое: безсмертие, воскресение, житие со Ангелы. Понеже ты бедна и нища, говорит он, даю тебе богатство мое. Погубила ты рай, приими его. Погубила ты красоту, возьми паки оную.
Но сих благ обещаемых тобою я не понимаю: ибо их око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша. Здесь меня обручаешь, здесь со мною в духовный брак вступаешь: но по что не здесь даешь приданое, но отлагаеши оное? - - -
Егда приидеши ко Отцу моему, тогда тебе все отдам: егда приидеши в Царские дворы, тогда тебя обогащу. Я к тебе пришел; а не ты ко мне. Пришел не для того, чтоб тебе всегда здесь пребыть, но с собою тебя взяти и взойти на небеса. Не ищи здесь всего приданаго: но малое приими, а всего уповай. Приими здесь обручение, приими заклад, приими задаток. Приняв сие здесь, и видев, коль и самый задаток есть велик, не сумнись о будущем. Все приданое там в нетлении пребывает.
Но каким образом?... Я тебе скажу. Здесь я старею; там не старею: здесь умираю; там не умираю. Здесь печалюся; тамо нет. Здесь нищета, и недуг, и наветы; там ничего нет таковаго. Здесь тьма и свет; тамо свет токмо. Здесь рабство; тамо свобода. Здесь клевета; тамо безопасность. Здесь жизнь кончаемая; тамо некончаемая. Здесь грех; там правда: здесь зависть; тамо любовь.
Дай же мне все сие? Подожди, да и товарищи твои спасутся.
Пожди. Извествуяй вас Бог, и давый обручение. Какое обручение? Дух Святый, Духа дар. Дал сей перстень Апостолом, и сказал: приимите и дадите его всем. Един ли перстень делится? Делится, но не разделяется. Делится, но не изнуряется. Принял Петр, принял Павел сей Духа Святаго перстень: и с ним прошел вселенную, грешников обращал, хромых исправлял, мертвых воскрешал, диавола уязвлял, церкви насаждал, храмы раскопывал, злобу разрушал, добродетель укоренял, человеков Ангелами творил. И все сие еще только есть обручение, только один задаток. Се какова сила обручения Духа! сего ради глаголет: и к сим кто доволен? но довольство наше от Бога, иже удовли нас быти служители новаго Завета, не писмени, но Духа (2 Кор. гл. 3, ст. 5 и 6). Видиши ли, что творит едино Духа обручение? Обрело оно всю землю полну бесов, и сотворило ту небом.
По настоящему состоянию уже ли вы забыли прошедшее? Всюду были жертвенники нечистые, всюду дым, всюду бесы были почитаемы, всюду един Бог был не ведом: всюду крепости диавольския. Един был Павел, и нося духовный перстень обручения, все вдруг переменил. Взошел в судилище, и судию учеником сотворил. Взошел в темницу, и темницы стража пленил: пошел в Римский народ, и первых Вельмож к себе отторг. Показал токмо им перстень обручения; и все иной вид приемлет.
Иное жених дает, другое обещает. Предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеянна и преиспещренна (Псал. 44, ст. 10). Одежда души есть добродетель. Сия одежда Царская: он сию ризу ей даровал; ибо была нага и безобразна. Не говорит Пророк ризу златую, но позлащенную. Иное риза вся златая; иное позлащенная. Позлащенная имеет части златыя, но имеет части шелковыя и нитяныя. Примечай со вниманием. Не все мы единаго жития. Иный взошел на вышший степень Евангельскаго совершенства: иный в средине ходит: а иный к тому только еще стремится. Понеже Владыка наш ведает, что аще единый путь всем предпишет; не возмогут все единым путем итти. Не можеши путем девства итти? Иди путем брака. Не можеши итти целомудрием? Иди милостынею, иди постом. Не можеши сим путем итти? Иди другим. Не можеши быть златым? Будь шелковым. Не можеши быть шелковым? Будь хотя нитяным, толькоб был вмещен в ризе. Аще кто, говорит Апостол, на основании сем назидает, злато, сребро, камение драгое (1 Кор. гл. 3, ст. 12). Не можешь быть драгим камнем? Будь злато. Не можешь быть злато? Будь сребро, только на едином основании. Ина слава солнцу, ина слава луне, ина слава звездам (1 Кор. гл. 15, ст. 41). Не можешь быть солнцем? Будь луна. Не можешь быть луною? Будь звезда. Не можешь быть звездою великою? Будь хотя малою; только на небе. Не можеши быть девственник? Вступи в брак с целомудрием. Не можешь быть учителем? Будь добрым учеником, только в церкви, только в ризе, только с Царицею.
Многи звезды, но едино небо: многи здания, но едино основание. Многи цветы, но един сад. Многи чада, но едина утроба. Иное есть око, иное рука, иное нога; но едино тело. Все связуется и великое малым, и малое великим.
Слыши дщи и виждь (Псал. 44, ст. 11). Зри дщерь, как ты чудно изменилася! Но уже ли жена стала дочерью? Так по истинне. Не разумей ты сего телесным образом, а духовным. Ибо он в жену ее себе обручил; и яко дщерь любит, и яко о рабе промышляет; и яко деву соблюдает: яко рай ограждает, и яко член объемлет; яко о главе промышляет, и яко корень насаждает. Яко основание содержит, и яко пастырь пасет, и яко жених обручается, и яко жертвенник очищает, и яко овча жертвуется, и многия имена; да хотя малую часть его домостроительства узрим и насладимся. О жених, толико украшающий свою невесту!
Слыши дщи и виждь. Иное есть слышать, иное видеть. Видеть настоящее; слышать о будущем. Ибо приданое невесты разделил он на две части: иное ей дал здесь вместо задатка: а иное обещал в будущем веке. И что ей дал здесь? Дал согрешений прощение, муки оставление, правду, освящение, избавление, тело владычнее, трапезу духовную, мертвым воскресение. Сие самым делом даровал: а другое утвердил верою, надеждою и слухом. Что таковое? Воскресение, нетление, со Ангелы соединение, жизнь вечную. Благая, яже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша.
Слыши дщи и виждь. Едино уже ты видишь: а о другом слушай и веруй. Из того, что уже получила ты, заключай, что несравненно большая получиши.
Царство ли мне обещаваеши? по истинне так. Бóльшее уже я тебе даровал, глаголет Отец небесный. Обручил я тебя сыну своему: даровал я тебе самаго Владыку царствия. Иже сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како с Ним и вся нам не дарствует? (Рим. гл. 8, ст. 32). Даруешь ли ты нам воскресение тел? Поистинне так. Большее уже я тебе даровал. А что? Избавление от греха. А почему бóльшее? Понеже грех родил смерть. Мать я заклал; не заколю ли сына? Корень изсушил: не увянет ли сам собою плод?
Слыши дщи и виждь. Слыши оное и зри сие. Настоящая да будут тебе доказательством будущих. Токмо, как я тебе безценное принес приданое; и ты некоторый мне принеси дар. Но что я могу принести, невеста бедная, нищая, нагая? Не говори сего: была ты такова доселе. Но ныне всеми дарами Духа моего обогащена ты. Моя от моих принеси мне. Принеси мне, веру, любовь, послушание, воле моей угождение. Не уже ли всею моею любовию я сего у тебя не заслужил?
Слыши дщи и виждь, и возжелает Царь доброты твоея (Псал. 44, ст. 11 и 12). Доброты не телесныя, но душевныя. Прежняго своего не опасайся безобразия. Ибо безобразие телесное есть от природы, и перемениться не может: а безобразие душевное может отмениться; и безобразная душа может стать прекрасною, аще токмо восхощет.
В сию красоту облачает Дух Святый, души Богу послушныя, и верою к нему прилепившияся. Убрав же их таковым образом вводит в чертог церкве, которая в сей день нашествием его столь чудесно устроена.
По истинне не без великаго резона Святый Лука сказал: яко при сем славном случае, бысть с небесе шум (Деян. гл. 2, ст. 2). Должен быть сей шум величайший, и громогласнейший, яко сшедший с небесе. Но какой шум? Тот шум конечно, который Пророк давно предусмотрел и с ужасом воззопил: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Псал. 18, ст. 5). За сия вся благодарим Бога, чрез Иисуса Христа во Святом Дусе. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре, 1793 года, Июня 20 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра