Когда наступает праздник, не церковь токмо, но и мир к тому приуготовляется. Но приуготовления их весьма различныя. Церковь приуготовляет пищу и питие духовное: а мир пищу и питие телесное. Церковь готовит песни и пения священныя: а мир свои песни срамныя и крики безчинные. Церковь в таковые дни совершает таинственныя служения, и разполагает Христиан к воздержанию и трезвости: а мир в сии же дни различныя выдумывает игры и потехи, и разполагает неосторожных к невоздержанию и к сладострастию.
Заповедию Господнею повелено нам святить праздничные
дни; то есть, чтоб мы в сии дни вели себя благочестнее, воздержнее и святее:
а мы, как
бы нарочно усиливаясь итти притиву воли Господней, праздничные дни делаем хуже
будничных. В будничные дни воздержны, и всяк при своей работе или должности
находяся, никаких безчинных ни поступок, ни слов не оказывает: да и самым худым
мыслям занятием себя работою весь путь заграждает. Ибо праздность одна всему
тому отворяет дорогу. Но наступит праздник: к великому прискорбию церкви, и
к похулению веры, тотчас откроется, что аки бы праздник для того и уставлен,
дабы свободно было производить всякия неблагопристойности и своевольства.
Как! уже ли праздники Господни для сего уставлены?
Но что же гремит противу сего страшная труба Павлова? Да празднуем не в квасе
ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины (1
Кор. гл. 5, ст. 8): то есть, не в кислоте дурных дел, но в непорочности и в
тишине души, в которой не бродит и не возмущает кислота греховная. Но притом
прибавляет Апостол, что мал квас все смешение квасит
(1 Кор. гл. 5, ст. 6); то есть, малейшая кислота весь разтвор заквашивает.
Что сие значит? то, что хотяб и не все Христиане, в праздничные дни непорядочно
себя вели: но и малейшее безчинных число, может и других заразить, или соблазн
другим подать, или по крайней мере всем причинить стыд; поелику братия наша,
тех же таинств участные, опорочивают таким образом дни для освящения нашего
уставленные, и веру оскорбляют.
На что же бы уже и праздники, когдаб мы в сии дни были неисправнее, нежели во дни будничные? В таком случае надлежало бы будничные дни почесть праздничными, а праздничные хуже будничных.
Но притом всякий грех содеянный в праздник, есть
гораздо тяжчае, нежели тот же самый содеянный в день будничный. Велено нам дни
праздничные святить; а по тому они стали святы. Велено нам шесть дней
работать; а седмый день Господу Богу твоему. А по тому праздничные дни стали
не наши, но Божии. Ежелиб кто украл что у другова, был бы сей грех простое
воровство: но ежелиб он украл что из церкви, был бы сей грех гораздо тяжчайший,
и не простое воровство,
но святотатство. Ежелиб кто согрешил плотским грехом в каком либо доме,
был бы сей грех блудодеяния и прелюбодеяния: но сколько тяжчае и ужаснее был
бы тот же грех, ежелиб кто безстрашный дерзнул оный содеять и в самом сем священном
месте. Тако и всякий грех содеянный в праздник есть несравненно тяжчае, нежели
тот же самый грех содеянный в простый день. На пример, упиться до пьянства в
праздник несравненно грешнее, нежели в другой день не праздничный. Ибо праздничный
день есть не твой, но Божий: а ты его у Бога святотатски похищаешь. Праздничный
день есть свят: а ты своим безчинием делаешь его хуже простаго дни. Так ли надлежит
поступать Христианам, сим избранным Божиим, коим сказано: вы есте свет мира
(Матф. гл. 5, ст. 14). И тако да просветится свет ваш пред человеки, яко
да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Там
же ст. 16).
Кому
смотреть на наши добрыя дела, и смотря прославлять небеснаго Отца? Конечно не
Христианам: ибо они сами должны быть таковы. Но кому же? Неверным, раскольникам,
еретикам, чтоб они видя наше благочестивое житие, особливо приметя, с каковым
благоговением и святостию празднуем мы праздники Господни, нам бы удивилися,
нас бы и веру нашу похвалили, нам бы подражать захотели, и хотя или не хотя,
но принуженыб были сказать: яко во истинну Бог с ними есть (1 Кор. гл.
14, ст. 25).
Но ныне, взирая неверные на Христианские праздники,
как мы их празднуем, что подумают, или и скажут? Напрасно Христиане хвалятся,
что будто вера их всех вер на земле лучше. Мы смотря на них, как они себя ведут,
да еще в те дни, кои у них самые святые и Божественные, не примечаем ни мало,
чтоб они были нас благонравнее и благочиннее, а едва ли во многом и не хуже
нас. Вера их, по их словам, всех вер лучше: так почему же из таковаго чистаго
источника
проистекает столь срамный поток? Почему столь доброе древо, таковые горкие приносит
плоды? Вот что они скажут: и так горе нам; но горе и самой вере, яко она хулится
худыми делами нашими.
Так уже не лучше ли отменить таковые праздники, когда в простые дни ведут себя Христиане несколько порядочнее и благонравнее? Не отменим: ибо церковь Божия в том не виновна: по крайней мере она, празднуя праздники Господни, будет обличением и постыждением для безчинных празднователей: по крайней мере, когда их и сии святые дни не исправят, послужит сие к большему их на страшном суде Христове осуждению. Ах! к большему послужит сие их осуждению. Но какое в том церкви Божией утешение? Она желает всем спастися; всем в разум истинны приити. По крайней мере желает она и надеется, в таковые праздничные дни неисправных своих детей, поправить, наставить, вразумить.
В прочие дни заняты они работами и должностями:
в сей священной ограде мы их не видим. Но в праздничные дни, с каким бы то ни
было разположением,
собираются они в сей дом Господень, и соучастными себя творят сих празднований
духовных. Вот благоприятный случай от сего священнаго олтаря напомянуть им долг
Христианский, предостеречь их от собственной слабости и от развращения мирскаго!
Но сие, де, мало возпользует. Сколько им ни напоминай,
сколько их ни учи; привычка мирская и разврат нравов столь глубоко корень свой
пустили, что едва успеют выйти за порог церковный, паки за все свое прежнее
принимаются, так как бы здесь ничего не слыхали и не видали. Знаю я и плáчу
о сем со всеми святыми. Знаю, что не только многие сами по себе слабы; но и
довольно есть учителей слабости: да притом сии учители разврата, едва ли не
более к праздникам готовятся, нежели мы. То есть, не столько может быть учители
церковные ревностны, чтоб в праздник Христиан наставить, обличить и от разврата
предостеречь: сколько мирские разврата учители для своей корысти ревностны,
чтоб других разными лестными приманками и хитрыми выдумками, ввести в слабость
и развращение. Поистинне
сынове века сего мудрейшии суть, паче сынов века онаго (Лук. гл. 16, ст.
8); то есть люди мирские хитрее и замысловатее, нежели люди Божии.
Но что нужды? Хитрость и усилие мирских учителей, чтоб других развратить, тем более должны изощрять ревность учителей церковных, дабы не только им в том не уступать, но ревностию к наставлению Христиан, их превзойти; или по крайней мере, дабы, что они испортят, здесь во храме сколько нибудь то поправить, и для будущаго времени предостеречь. Что нужды, что после здешних поучений, паки слабые Христиане за то же примутся? Мы чисты от крове их: мы неповинны в их погибели: сами узрят: сами за себя ответ дадут: а мы умыем в неповинных руки наша (Псал. 25, ст. 6).
Но только ли нам остается утешения? Ах! не дай Бог!
Вера не так еще ослабла, чтоб между многими слабыми не было и таких, на коих
сердце падает слово Божие, яко семя на землю благую. Из многих тысячь или сотен,
ежели десять, ежели два, ежели и один, с духовным плодом отсюду в дом возвратятся;
велико и сие, ежели
кто и единаго брата приобрящет; велик и сей для сеятеля духовнаго плод, велико
утешение, и к большей ревности поощрение.
Пусть мое настоящее слово, яко недостаточное, мало
кого либо возпользует. Но что? Разве не поможет нам празднуемый нами Святитель
Николай? Вы ведаете, как он был ревностен в научении Христиан, и во изобличении
слабых. Ныне, предстоя он престолу Владычню, уже ли остается без всякаго о нас
попечения? Нет! он осияваемый присносущным светом, еще большим ныне пылает ревности
жаром о спасении нашем. Он добрых Христиан препоручает благости Господней: о
слабых молится, дабы они исправились: развратных гнушается, что они, празднуя
ему не достойно, память его безчестят, но о всех непрестанныя пред горним жертвенником
приносит Святительских своих молитв жертвы, да и пастыри подражают его в учительстве
ревности, и Христиане его житию, и церковь Христианская
да пребывает во веки в том цветущем состоянии, в каком она была в его время.
Аминь.
Говорено в Перервинском монастыре, 1793 года, Маия 9 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра