О дни сем церковь провозглашает, что он есть праздников праздник, и торжество торжеств. То есть, таковый праздник, каковаго на земле для Христианина ничто не может быть ни радостнее, ни торжественнее. Я никак не намерен словом моим уменьшать радость сего великаго дня. Ибо поистинне ничто не может быть превосходнее той чистой и святой радости, какую чувствует душа Христом оправданная, Богу отцу примиренная, духом Святым освященная. Но позвольте мне, при руководстве Слова Божия, пойти далее.
Когда я размышляю о тех великих преимуществах, какия Слово Божие Христианину присвояет: когда я об них размышляю: признаюсь, что сии преимущества гораздо большую радость, несравненно большее удовольствие, нам должны даровать; нежели сколько мы ныне на земле того имеем. Из всех разсуждений нет справедливее, нет точнее, нет основательнее, как сие заключение Павлово: иже Сына своего не пощаде; но за нас всех предал есть Его: како с Ним и вся нам не дарствует? (Рим. гл. 8, ст. 32). Таковое разсуждение во устах вернаго, относительно к Богу, есть столь же справедливо: как подобное разсуждение было справедливо во устах Божиих ко Аврааму: ныне познах, яко ты боишися Бога, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго мене ради (Быт. гл. 22, ст. 12).
Помышляя о том неизреченном соединении, какое есть между вечным Отцем и Его Сыном: помышляя, что в себе заключает, Сын Божий единородный, Сын Его возлюбленный: помышляя о сем, нет уже никаких столь великих милостей, нет никаких столь великих даров, коих бы не мог получить от Бога тот, за кого Он мог предать на смерть Сына, толико Ему любезнаго. Трудно понять, чтоб Бог любовь свою к человеку произвел до такова степени, дабы за него предать и Сына своего.
На сем основании писание Божественное живейшими и превосходнейшими выражениями описывает блаженство Христиан. Они о Иисусе Христе суть чада Божия возлюбленная (Рим. гл. 8, ст. 16 и 17). Они суть наследники Божии и сонаследники Христу. Христиане разделяют с Богом должности самыя славныя, и едва сообщительныя, даже до того, что Святый Павел обнадеживает их быть судиями мира, и сесть со Христом вкупе на престолах. Христиане суть верховные властелины над всем, что ни есть на небеси, и на земли. Вся ваша суть: аще Павел, или Аполлос, или Кифа, или мир, или живот, или смерть, или настоящая, или будущая. Вся ваша суть. Вы же Христовы: Христос же Божий (1 Кор. гл. 5, ст. 22 и 23).
После всех таковых столь великих преимуществ и даров, какое ныне на земле есть состояние, сих возлюбленных, сих толúко вознесенных чад Божиих? Я скажу то, что ныне на земле есть наилучшее и славнейшее в состоянии Христиан. Что? Читать или слушать слово Божие: повергаться к ногам Верьховнаго Существа: приходить в Его храм, воспевать песни к Его прославлению, и быть причастником сея священныя трапезы.
Как! сие ли только есть все то, что обещано чадам Божиим искупленным безценною кровию единороднаго Сына Божия? Нет! нет! для меня не довольно, может свободно говорить всякий истинный Христианин: для меня не довольно, чтоб я Бога, толико меня возлюбившаго, узнавал из одного слова Его: нет! надобно, чтоб я Его узрел, яко Моисей, лицем к лицу: надобно, чтоб я свободно мог Ему сказать: Господи! покажи мне славу Твою (Исх. гл. 33, ст. 18). Прослави мя тою славою, юже имел у Тебе Сын Твой, прежде, даже мир не бысть (Иоан. гл. 17, ст. 5): надобно, чтоб я с Ним разглагольствовал, яко же бы кто разглагольствовал с своим другом. Надобно, чтоб я повергал себя к ногам, не сего Бога гаданиями от меня закрытаго, но чтоб я приближен был к престолу Его славы, чтоб даже мог я с Ним сести на престоле. Надобно, чтоб я воспевал Ему песни, не во ограде сих стен храма вещественнаго с верными; но чтоб я соединил глас свой со гласом духов небесных, вопиющих Богу день и нощь: свят, свят, свят Господь Саваоф (Исаии гл. 6, ст. 3). Надобно, чтоб я допущен был не до сей токмо трапезы Христовой; но чтоб я был за трапезою, вкупе со Авраамом, Исааком и Иаковом: чтоб я мог вкушать манну сокровенную: чтоб я свободно мог простирать руки свои на древо жизни, еже есть посреде рая Божия: надобно, чтоб я упился от тука дому Его, и от потока сладости Его. Когда всего сего по неложному обетованию Евангелия достигнем мы, любезные мои братия! тогда-то мы скажем: что вся наша, и настоящая и будущая: а мы Христовы: Христос же Божий (1 Кор. гл. 3, ст. 22 и 23).
Празднуем мы ныне Воскресение Христово. Все слово Божие наисильнейшим образом уверяет нас, что Он умер и воскрес, дабы избавить нас от смерти. Но мы еще от мучительныя ея державы не свободились: мы умираем; и страхом смерти, чрез все житие, порабощенны. Правда; жало ея смертию Христовой зело притупилось. Стречает праведник смерть; но с духом мужественным. Ибо видит, что сила ея совсем опровержена. Она стремилась, умертвив нас, отослать в погибель. Но ныне, вместо того, посредством ея же, благость Господня в живот нас преселяет.
Однако при всем том, не льзя, чтоб ныне мы со Апостолом не воздыхали, отягощаяся бременем плоти, и чтоб с ним же не вопили: окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея?
Таковое ли должно быть состояние искупленных чад Божиих? Таковый ли конец искупления нашего? Нет! нет! Надобно, да и последний наш враг, испразнится смерть: надобно, чтоб тленное сие обратилось в нетление, и мертвенное сие обратилось в безсмертие: надобно, чтоб по разрушении сея тела нашего храмины земныя, введен я был во храмину нерукотворенну, вечну на небесех: надобно, чтоб я оная благая, яже око не виде, увидел; яже ухо не слыша, услышал; яже на сердце человеку не взыдоша, познал и возчувствовал (1 Кор. гл. 2, ст. 9). Надобно, чтоб я возсиял, яко солнце во царствии Отца моего. И чтоб все заключить одним Божиим словом: ныне чада Божия есмы; и еще не явися, что мы будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, яко же есть (1 Иоан. гл. 3, ст. 2).
Тогда-то, тогда, благословеннии Христиане! совершенно исполнится вся экономия Христова; тогда-то в полной славе откроется блаженство наше. Тогда-то возрадуется и сердце наше, когда нашея радости никто же может взяти от нас.
Что же нынешнее наше Воскресения Христова празднование? Есть величайшее, и более сея радости в жизни сей быть не должно, и не может. Сей праздник есть предвестник онаго небеснаго торжества: сие Воскресение есть основание Воскресения нашего будущаго. Не былоб Воскресения чаемаго, ежелиб не было сего настоящаго. Взошла уже прекрасная заря; да не сумнимся ни мало, любезная братия! что возсияет для нас во свое время и день невечерний.
Блажен я, что по благости Божией удостоился праздновать с вами, с боголюбезною паствою моею, сию всерадостную Пасху Господню! О когдаб Пастыреначальник Христос даровал, да сподоблюсь вкупе с вами же истее, приискреннее ея причаститися, в невечернем дни царствия Его! Аминь.
Говорено в Успенском Соборе, 1793 года Апреля 24 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра