Входящу Господу нашему во Иерусалим, и Иизраильтяном приготовляющимся на принятие Его, ведаю, судя по благочестию вашему, что и вы благоговением к тому приуготовляетесь, и радостно принять Его желаете. Почему и я, не достойный Пастырь ваш, поспешил, дабы вкупе с вами, с боголюбезною паствою, выйти на сретение Его, и едиными с вами усты и единым сердцем восхвалить Господа славы. Не для того, аки бы ваше едино благочестие не довольно было учинить вас достойными посещения Господня: но да возъимею благоприятный случай, как Апостол Римлянам говорит: соутешитися взаимною верою, вашею же и моею (Рим. гл. 1, ст. 12). Един Пастырь есть Христос: мы же совершенно почтем себя блаженными, ежели сподобимся вкупе с вами быть избранными овцами стада Его. Кто есть Павел, кто же ли Аполлос? Но токмо служители, или орудия, чрез кои по мере дарований действует Дух Божий, яко же хощет.
Почему охотно почитая себя, яко единаго из вас, и находя себе подкрепление в вере вашей, пойдем все вкупе на Сретение Господа нашего. Идет он к нам, а не во Иерусалим: ибо одни Христиане к сретению и к принятию Его право имеют. Град и по человеческому разсуждению, составляют не стены, не здания, но обитатели. Да еще и обитатели не иные, разве кои живут добродетельно и честно. Ибо развращенные и порочные не иначе почитаются, как бы их и не было: или, ежели они и суть, служат только к единому вреду града. Во благословении правых возвысится град: усты же нечестивых раскопается (Притч. гл. 11, ст. 11). А что они почитаются, как бы их и не было; послушай Пророка глаголющаго: приидох, и не бяше человека: звах, и не бе послушающаго (Исаии гл. 50, ст. 2). Возглашал сие Пророк во Иерусалиме, наполненом тысячами людей; однако говорит: и небяше человека (Исаии гл. 50, ст. 2). Для чего? Для того, что хотя множество было человек по наружному виду человеческому; но все они были, яко не одушевленные; поелику не имели ни просвещения духовнаго, ни правоты душевныя.
Таков был Иерусалим, в то время, когда в него шествовал с небес к ним посланный Учитель. И сие свидетельствует сам Он усты своими: Иерусалиме, Иерусалиме! Избивый Пророки, и камением побиваяй посланные к тебе! Коль краты восхотел собрати чада твоя, яко же собирает кокошь птенцы своя под крыле, и не восхотесте. Се оставляется дом ваш пуст (Лук. гл. 13, ст. 34 и 35). Что и исполнилось самым делом. Ибо и великаго посланника Божия предали они на распятие; и град их разорен, и не остался камень на камени. А по сему и осталось Христианам полное право сречать и принимать Спасителя мира; и церковь Божия, по самой справедливости, приняла на себя именование Иерусалима; ибо по отвержении Иизраиля, вступили в наследие спасения языки. В чем утверждает нас и самое Евангелие: отъимется, говорит оно ко Иудеем, отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его (Матф. гл. 21, ст. 43). И на другом месте: не имате мене видети отъселе, дондеже речете: благословен грядый во имя Господне (Матф. гл. 23, ст. 39).
И так присвоив мы себе славныя имена, Иизраиля и Иерусалима; а по тому имея не только право, но и долг, сречать и принимать Христа Господа: должны, возлюбленнии! заметить оныя Евангельския слова: что по отнятии царства Божия от Иудеев, дается оно языку: но какому? творящему плоды его (Матф. гл. 21, ст. 43). Сии слова достойны нашего разсмотрения и внимания.
Конечно, когда царство Божие отнимается у одного народа за худыя дела; не может оно дано быть другому народу, разве за дела добрыя. Дастся языку творящему плоды его. Иное суть заслуги царства Божия; а иное плоды его. Заслужить мы его сами собою никак не в силах. Оно есть дар Божий; дар благодати его. Но когда удостоится кто оное получить, в том уже сами собою последуют плоды его. Посади древо доброе на земле доброй; неотменно произрастит оно добрые плоды.
И се новый Богом устроенный для нас порядок! Обыкновенно прежде насаждается древо или семя; а по том уже следуют плоды. А от нас требуется не насаждение, но плод. Весь труд насаждения приемлет Бог на себя: а нам оставляет только пользоваться и наслаждаться плодами. О благость не обыкновенная! О промышление о нашем спасении чудесное! Человек человеку говорит: когда ты хочешь пользоваться плодами, посади, посей, потрудись; и тогда сего конца достигнешь. А Бог человеку говорит: я посажу: я посею: я во весь твой подвиг вступлю: а ты только приготовься, и расположи себя, насыщаться плодами. Се новый образ благаго о нас промысла Господня!
Бог насаждает в тебе многоплодное семя веры. Ибо сердце твое само по себе порасло тернием пороков и страстей. В сем случае никакова труда от тебя не требуется, как токмо одно хотение, одно соизволение. Семя оное благодатное, когда по твоему изволению на саждено будет Богом в душе твоей, тот час уже и плоды произращает. Какие? мир с Богом: душа твоя спокоивается: ибо гнев Божий отъемлется; в право, быть сыном Божиим, вступаешь ты, и новыя имена, по Апостольскому уверению, вам даются: вы уже нарицаетеся, царское священие, язык свят, люди обновления (1 Петр. гл. 2, ст. 9). Уже вы не странны и пришелцы, но сожители святым и домашние у Бога (Ефес. гл. 2, ст. 19). Какия преимущества, превышающия достоинство человека, но достойныя преблагаго Бога!
Что же по том? Благодать возблагодать. Одна милость за другою. При таковом благословенном разположении, что уже будет человек? Что? разве древо посажденное при исходищах вод, еже даст плод свой во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Псал. 1, ст. 3). Ежели древо не чувственное, при таковом разположении, так есть цветуще, так плодоносно; то как же бы человек, при подобном от благодати разположении; не был таков, как помянутое древо? Будет ли он злобен, когда в нем живет Дух Божий, дух мира? Будет ли он алчен на корысть, когда у него в руках богатство всего неба? Будет ли он не воздержен, когда закон Бога его в сердце его? (Псал. 36, ст. 31). Будет ли он не милосерд, когда почитает себя сыном милосердаго отца? Будет ли горд, когда единственно услаждается нищетою духовною? Будет он малоразсудителен, когда управляет им премудрость, яже свыше? Ах! нет, нет. Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. гл. 5, ст. 22).
Да и сии плоды, не столько он снискивает своим трудом, сколько ими только сладостно насыщается. Ибо на таковых несть закона (Гал. гл. 5, ст. 23). Кто под законом, тот чувствует тягость. Хотя и не хотя должен творить законом предписанное. И по тому, хотя с великим трудом, а иногда с нехотением, с негодованием, с роптанием, однако делает, боясь наказания. Но Христианин не знает сего. На таковых несть закона (Гал. гл. 5, ст. 23). Он творит не для того, что закон ему повелевает, или его принуждает; но творит добровольно, охотно, с радостию, поелику находит в том не только сущую справедливость, но и единственное свое утешение и услаждение. На таковых несть закона. И по тому Христианина дела, не так суть дела, как плоды. Ибо не составляют они для него какое либо затруднение, а только одно услаждение.
Но почто же не все Христиане таковы, скажет кто? Ах! сей вопрос никто не должен мне предложить, разве из неучастных Христианския благодати. Истинный Христианин всяк есть таков. Весть Господь сущих своих (2 Тим. гл. 2, ст. 19). Ежели же бы на кого и из Христиан сей вопрос упадал, да содрогнется он, да оплачет себя, и да потщится славным Христианина именем не вотще нарицаться! Понимает мои слова всяк насыщающийся плодами Духа Святаго.
Но почто, вопросит кто, и сам Бог сих плодов для себя от нас требует? Ибо он у Пророка говорит: ждах, да принесет человек гроздие; но он принес терние (Исаии гл. 5, ст. 2). Для того, что когда мы сими плодами насыщаемся, то Он сам тем услаждается. Так как чадолюбивый отец чувствует удовольствие, когда дети его сыты и всем довольны. Ибо веселится Господь о делех своих (Псал. 103, ст. 31).
Теперь вспомним прежде сказанное слово: отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды Его (Матф. гл. 21, ст. 43). Церковь Божия! юже благодать Святаго Духа днесь собра, ты дщерь Сионя! ты новый Иизраиль! Ты язык творящий и вкушающий плоды царствия Божия! Ты духовный Иерусалим и град Бога живаго! К тебе днесь грядет Спаситель твой: Царь кроткий, и несет для нас мзду с собою. Возрадуйся, возвеселись, исходи во сретение, приуготовляй дом сердца твоего на принятие столь вожделеннаго гостя: воспой: и мне дозвольте, от лица вас всех, мне одушевленному вашею верою, на пришествие Его воспеть: Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних. Аминь (Марк. гл. 11, ст. 9).
Говорено в Чудове, 1793 года, Апреля 17, по возвращении из Лавры, не быв в Москве 10 месяцов.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра