Иисус мой обнажается днесь во Иордане; а мы облекаемся.
Се бо Апостол ясно восклицает: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся
(Гал. гл. 3, ст. 27). Чудная измена десницы Господни! Прародители в раю были
наги, и не стыдилися; но когда согрешили, поражены были стыдом, и принуждены
прикрыть стыд свой. И мы, когда наги, стыдимся; и избегаем стыда прикрытием
одежды. Нагота Адамова прежде греха была красота его и слава. Ибо был чист духом
и телом, и в плоти борьбы противу духа не было. Страсти все были в нем яко усыплены;
а царствовала едина неповинность разума и сердца. Но когда согрешил; разстроился
состав, страсти взволновались, и безчестные волнования знаки открылися в плоти.
Почему потребна стала одежда, чтоб сколько нибудь закрыть сей вид отвратительный.
Но какая польза от сего наружнаго прикрытия? Когда прикроешь чем рану; излечишь ли тем оную? Не продолжится ли та же болезнь, то же страдание? Да еще чем более рану прикрывать будешь, тем она опаснее становится. Явился Бог Судия ходя в раю; ищет и вопрошает Адама: Адаме! где еси? Чтож он на то? Узнал я, что наг; и для того устыдился, убоялся и скрылся (Быт. гл. 3, ст. 10). О слабое извинение и тщетное убежище! Прикрыл он наготу тела своего: так разве тем прикрыл и наготу своея души? Не тело согрешило, но душа. Не тело, но душа стала нага. Не тело стало отвратительно; но душа жестоко уязвленна, сделалась гнусною и мерзскою.
Нещастный Адаме! что, узнав свою наготу, убоялся
ты Бога; поступил ты похвально: но что от Бога хотел скрыться, сие дело есть
разстроеннаго ума
и совести. А что одно тело прикрыл, и тем думал избежать стыда, сие не только
есть тщетно, но и посмеятельно. Надлежало было тебе, коли мог, прикрыть постыдный
грех души своея. Но когда не мог таковаго найти прикрытия, должно было тебе
его покаянием и исповеданием испрашивать у того, которой будучи весь одет светом,
яко ризою, единым словом и тьму обращает в свет, и есть Врачь и душ и телес.
Христиане! мы все дети Адамовы. Той наготы, которую
он прежде греха имел в раю, и не стыдился, мы не имеем. Ибо во Адаме все мы
согрешили; не только по тому, что зараженное грехом естество от него получили;
но и многими произвольными грехами сие нещастие приумножили. Бог и ныне в раю
ходит, вопрошает и ищет нас. Ибо когда познаешь ты свое преступление, и глас
совести обличает и угрызает тебя, почитай, что сей глас есть глас Бога ходящаго
в раю. Ты скрываешься, ты выдумываешь извинения; или иногда и совсем ожесточаешися,
чтоб не признавать своих грехов. Вот ризы Адамовы кожаны! Ты ими прикрываешь
наружность свою; но нечистота внутренности еще более чрез то открывается. Ты
думаешь чрез сие избежать стыда: но сие-то более тебя и посрамляет; ибо душевной
твоей раны болезнь более усиливается.
Чтож тебе остается делать? В сем нещастном состоянии
оставаться есть бедственно. Самому ли себя лечить? Но и в телесных болезнях,
искуснейшии врачи страдая ими, лечить себя не могут; а ищут помощи у других
врачей. Прибегнешь ли к покаянию, к единственному в сем случае средству? Но
кроме того, что ты сам собою за грехи правосудию Божию ничем удовлетворить не
можешь; кроме сего, и покаяние твое есть слабо и недостаточно: ибо оно или в
одних только устах состоит, а не в сердце: или душа глубоко быв зараженна грехами,
не может иметь совершеннаго к ним отвращения. Сколько ты каялся, но и после
покаяния не впадал ли в те же или и в бóльшие грехи? Да и не сумнительно,
что те же грехи, или по крайней мере греховная склонность продолжится до самаго
твоего издыхания. Не лучше ты Пророка Давида, который явно
и за себя и за нас пред Богом признается: Беззаконие мое познах, а греха
моего не покрых (Псал. 31, ст. 5).
Когда же ни Пророк, ни мы греха своего прикрыть не можем; остаемся мы наги, яко же Адам в раю после греха. Наги пред лицем неба и земли: наги пред самыми святейшими очами Бога праведнаго. О стыд! о срамота! искать ли одежды Адамовой, которою он прикрыл наготу свою? Но уже мы видели, что та одежда прикрывала только одно тело; а души постыдная нагота чрез то более открывалася. Да и чем более болезнь мы с наружности только прикрываем, тем более она во внутренности усиливается.
Что же? Что же наконец? Той, иже седит горе на небеси,
и взором своим проницает бездны; той, который создал человека премудро, и разуму
Его несть числа; той, который есть весь благость, весь милосердие; той воззрел
на человека, и увидев его нага и посрамленна, трогается утробою милосердия своего.
Что же творит Он? О кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся чудеса
Его! Снимает с нас одежду грехом посрамленную, и надевает на себя. Снимает с
себя чистую святости и правды одежду, и во оную облекает нас. Стоит сам наг
во Иордане, а нас покрывает. Стоит наг; но не так как Адам в раю после греха.
Ибо сам по себе, яко безгрешный, не подобен Он Адаму грехом посрамленному: и
по тому, хотя наг; но не стыдится.
Но как явился Он, по Апостольскому слову, в подобии
плоти греха (Рим. гл. 8, ст. 3), то есть, в плоти нашей греховной, стыдится
и срамляется, не для себя, но для нас, и как бы нам так говорит: «Се одежда
ваша! дал я вам оную чисту: но вы ее осквернили. Дал я вам оную златоблистательну:
но вы ее изодрали и учинили ни к чему непотребною. Се оною облекаюся я. Возмите
вы мою одежду чистую и Божественную: а я оденуся вашею. Красуйтеся вы сею славною
ризою: а я вашею унижу себя. Вы моим унижением возвышайтеся. Позором моим прославляйтеся.
Постыждением моим непостыдно приступайте к престолу правосудия. Не признает
он вас за грешников. Скажите пред ним свободно, что вы ризу осуждения предоставили
мне: а сами моею славы ризою будучи одеты, с таковою приступаете свободностию.
Не стыдитеся от лица Божия, яко же Адам в раю. Ибо уже вы не наги. Вы одеты,
и одеты прекрасно; и в сей ризе не стыдно явиться вам в чертоги небесные. Не
напрасно мой Апостол, избранный сосуд мой, уверяет вас: Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27). Се, Христиане! блаженство наше!
Се какова измена десницы Вышняго! Се каковый праздник днесь совершаем мы!
Но к большему выразумению таинственныя благодати
сея, еще вникнем в то же Апостольское слово: Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст. 27). Не говорит он, что мы в ризу
Христову облеклись, но облеклися в самаго Христа: во Христа облекостеся. Риза
Христова есть Его святость, Его правда, Его безконечныя для нас заслуги. Сия
Христова святость, правда и заслуги, не иное что суть, как сам Он. Почему,
когда мы удостоились облеченны быть Его святостию, правдою, и Его заслуги нам
вменены, как бы они были наши, то справедливо можем хвалиться, что не в ризу
токмо Христову, но и в самаго Христа облеклися мы.
О Христиане! слышите и разумейте. Познайте свою честь: признайте благость Господню. Приидите, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе (Псал. 33, ст. 4). Возвещайте в концы вселенныя, яко удивил есть Господь сотворити с нами. Есть причина радоваться, благодарить, прославлять и торжествовать. Но есть же причина и бояться. Что? что, ежели мы и сию священную ризу опорочим? Что, ежели оную и погубим? Что, ежели паки пред судом Божиим наги явимся? Что, ежели явимся и не наги, но облеченны в скверныя греховныя ризы? Какой студ! какая срамота!
Вы видите, что церковными обрядами повторяется крещение
Христово, единственно для того, чтоб мы всегда памятовали; цела ли на нас та
одежда Христова,
которою мы облеклися в своем крещении. И так чистым и непорочным житием всеприлежно
храните сию священную ризу. Бойтеся, чтоб некогда, когда вас представят пред
суд Божий, и при самом входе в чертоги небесные, не было вам сказано: Почто
пришел еси семо, не имея одеяния брачна? И будут последняя горша первых.
Аминь.
Говорено 1793 года, Генваря 6 дня, в Троицкой Лавре в трапезенной церкве.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра