Приидите, празднолюбцы! Возрадуемся Господеви (Псал. 94, ст. 1). Возрадуемся радостию не телесною, но духовною; не мирскою, но небесною; не наружною, но внутреннею. Возрадуемся Господеви, а не человеком. Человек взирает на лице, а Бог на сердце. Человек поставляет радость во удовольствии тела, и в наружных увеселениях; а Божия радость сокровенна во внутренности души, и дух услаждает. Радость человеческая не может быть, разве у людей здоровых, богатых и всем изобилующих: а духовною радостию могут наслаждаться и больные, и нищие, и бедные. Ибо больной телом, быть может здрав духом: нищий в имении, быть может богат верою и добродетелию.
Сей-то радости единым добрым душам свойственной требует настоящий праздник. Приидите возрадуемся Господеви. О радость истинная, и безпримерная, и прямо небесная! Когда в мире пируют и веселятся люди богатые и знаменитые, и сильные: бедные в том не участвуют; но тогда-то более и скорбят, взирая на свою бедность и нищету. Да не только скорбят, но иногда и грешат, или завидуя богатым, или злословя их; а иногда ропщут и на Провидение, что аки бы осуждены они неповинно на злую участь; а другие, может быть и развратные, только что пируют и веселятся.
Но Божий праздник от всякия страсти удален есть. Он есть общий всем человекам. Участен в нем бедный, когда он богат верою и святостию: участен в нем и богатый, когда он есть нищ духом. Нет здесь различия по чинам, по достоинствам, по титлам. Все равно участны в пиру Господнем, каковаб кто чина и состояния ни был. А только различие одно по разположению душевному. Чем более кто стяжал веры и добродетели, тем более наслаждается. Но нет тут места зависти. Ибо всяк столько приемлет, сколько вместить может. Но и самая в сем случае зависть быть может полезна. Ибо когда я вижу, что другой большей от Бога милости сподобляется, и сие меня трогает; тем самим побуждаюся ему подражать, дабы того удостоиться. Таковый общий всем праздник есть ныне нами совершаемый.
Родился днесь Спаситель наш. Люди обыкновенно празднуют день рождения своего, или других. Кольми паче мы, Христиане, одолжаемся праздновать день Рождества, Начальника нашея веры и совершителя Иисуса. Но совсем иным образом, нежели как обыкновенно в мире бывает. Наше празднество не к Нему относится, но к нам. Он родился не для себя, но для нас. Ибо Он рождением своим себя унизил, а мы возвысились; Он обнищал, а мы обогатели; Он принял рабий зрак, а мы стали сынами Божиими. А по сему мы в Нем родилися: мы в Его уничтожении из небытия пришли в бытие. Он стал младенцем: а ты стал мужем совершенным, по мере возраста Христова. Он возлег в яслех: а ты посажен на престоле. Он повит пеленами; а ты разрешился от уз греха, и стал свободен. Он сокрыт в вертепе, а ты изведен из тьмы на свет. Он терпит глад и жажду, а ты питаешься телом и кровию Его. Он проливает кровь, а ты чист и непорочен становишься. Он умирает, а ты оживаешь. Так зрите, яко вся радость празднества сего принадлежит единственно нам, а не Господу Иисусу.
Радуется и Он; но радостию нашею. О коликая есть благость Господня! Люди, когда другим благодетельствуют, ожидают и требуют воздаяния; да и не весьма склонны ко благодетельству. Но Господь наш радуется только о том, когда мы восхощем принять Его благодеяния; а скорбит тогда, когда мы благодеяния Его принять не хощем. Радуется, когда мы в болезни от Него врачество принять желаем; а скорбит, когда мы несмысленно хощем лучше больными, нежели здоровыми быть. Он молится о нас ко Отцу. Отче! сотвори, да будут они едино, яко же и мы едино есмы: да имут радость мою исполнену в себе (Иоан. гл. 17, ст. 11 и 13). В сих словах поминает Он радость, и называет оную радостию своею: радость моя. Но в чем сия Его радость состоит? Да будем мы едино; то есть, чтоб мы все, яко братия между собою, любовию были соединены.
Радость Его есть, когда мы радостны, когда мы блаженны. И так видим, как мы должны праздновать праздники Господни; а особливо сей.
Спаситель твой родился: и ты родился. Да не разумей о рождении телесном: ибо от плоти родился ты плоть; родился во грехе: получил ты жизнь, чтоб оную кончить смертию не временною токмо, но и вечною. Ибо мы по Апостолу: вси естеством есмы чада гнева (Ефес. гл. 2, ст. 3). Родился Спаситель твой, Христианине! и ты родился в Нем чрез крещение: родился рождением духовным: родился и весь в Него оделся. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. гл. 3, ст 27). Получил ты жизнь, чтоб оную пременить на жизнь вечную; и смерть для тебя сделалась только средством, чтоб свободиться от сует и бедствий мира сего, и взойти в новый мир, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. И так сей день Рождества Христова есть день рождения твоего.
Родившись столь славным образом, каковым по естеству никто из Царей земных родиться не может, благополучно возрастай, приходи из силы в силу: укрепляйся мужеством; но никогда не ожидай и не бойся старости. Ибо старость есть свойство тела: а душа и престарелаго человека, когда непорочна, есть в цветущей и неувядаемой юности. Может и душа стареть, да и не в престарелом человеке; но в самом младом. Тело состареет от времени, от болезней, от печалей: а душа от греха. Столько в восемьдесят или во сто лет не состаревает тело, сколько один грех состаревает душу: да не только состаревает, но и умерщвляет.
Сие может быть вас оскорбит, что душа тако скоро и в младых летах состареть может: ибо кто без греха; и праведник седьмижды на день падает. Но не печальтеся. Старость душевная конечно сама по себе горестнее и страшнее, нежели телесная. Но по благости Господней, она учинилась гораздо сноснее, нежели телесная старость. Ибо телесной старости, сколько она ни тягостна, но отменить никак не льзя; а старость душевная может отменена быть, и престарелый душею может обновиться, и будет яко орля юность его. Сколько бы люди, особливо богатые и знатные, дали награды, всеб имение дали, ежелиб кто их из старых сделал младыми? Но вот без всяких твоих даров и воздаяний Господь твой старость твою отменяет, и возвращает тебе младость. Покайся; и обновишися: сокрушись; и помладееши: отвергни грех; и старость душевная прейдет: умри плоти; и оживеши духом. Да и тем удивительнее сие таинство Господне, что ежели и паки состареешися, и паки обновиться можеши. Паки грех тебя разслабит; и паки отвергнув его, можешь укрепитися.
Но доколе сие может продолжаться? До самой кончины жизни твоей. Сие не к тому я говорю, чтоб до самой кончины жизни свободно было грешить. Страшно сие и помыслить. Ибо сие бы было ругаться долготерпению Божию. Но сие говорю, что нет времени, в которое бы всеблагий Бог отверг наше истинное покаяние, хотяб кто и в одиннацатый час, то есть при самом вечере своея жизни, явился с ним пред лицем Его. Однако не должно никак откладывать покаяние: ибо опасно, чтоб греховная привычка не ожесточила сердце; а сердце ожесточенное наконец не отяготило бы долготерпение Божие.
Но какое время способнее есть к покаянию? Всякое; однако могу сказать со Апостолом о нынешнем нашем празднике, что се ныне время благоприятно: се ныне день спасения (2 Кор. гл. 6, ст. 2). И в мире случается, что виновные у Государей испрашивают прощение, когда у них родится сын наследник. Тогда радость побуждает человека быть снисходительнее к виновному, и щедрее к подаянию даров. Се жертва наша очистительная, и величайший дар небес во яслех возлежит! Ежелиб наше покаяние и не достойно было приятия: но мы умиленным духом Отцу небесному указав на сего Предвечнаго воплотившагося для нас Младенца; и Отец небесный воззрев на сие любезнейшее свое рождение, преклонится наше покаяние принять милостиво, и доказать пред лицем неба и земли, что Он подлинно послал Его в мир единственно для того, да спасет люди своя от грех их (Матф. гл. 1, ст. 21): ибо сие самое значит и сладчайшее Его имя, Иисус.
Но будет ли совместно радости нынешняго дня, чтоб в оный приносить покаяние? Весьма совместно. Ибо радоваться никто истинно не может, разве праведник на небеси; да грешник кающийся на земли. Как можно радоваться, имея совесть отягощенную грехами? Как же не радоваться, когда совесть будет облегченна от сего бремени? Плод духовный, по Апостольскому слову, есть радость, мир (Гал. гл. 5, ст. 22). Когда в ком Дух Святый пребывает, оказывается сие чрез то, ежели человек духом радостен и спокоен. А успокоится он духом и возрадуется, когда очистив душу от грехов, поместит в ней Духа Святаго.
Но не паче ли, скажете вы, радость духовная пристойна праведникам; как и слово Божие воспевает: радуйтеся праведнии о Господе (Фил. гл. 4, ст. 4). По истинне так. Но я во утешение всех грешников, а вопервых самаго себя, скажу, что грешник кающийся, ежели еще есть не совершенный праведник, но уже близок к праведникам: взошел уже он в преддверие храма: слышит Ангельския пения и лики: скоро благодатию Божиею введен будет и во внутренность святилища и возторжествует со Ангельскими чины.
Ты же Боже, толикую явивый нам благость в Сыне своем, сотвори, да и сладчайшее имя, Иисус, яко миро благоуханное излиется в сердца наша, и наполнит нас радостию, свойственною усыновленным чрез Христа Твоего, чадам Твоим. Аминь.
Говорено в Троицкой Лавре, в трапезенной церкве, 1792 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра