Празднуем мы днесь воскресение Христово; но вкупе празднуем и воскресение собственное наше. Ибо Иисус Христос не для того умер, чтоб только умереть, но чтоб нас умерших оживить; не для того воскрес, чтоб только воскреснуть, но чтоб нас воскресить с собою. Христос воскрес, и своею смертию нашу смерть попрал, и сущым во гробех живот даровал. Вчера спогреблися мы Христу; возстаем мы с ним днесь. Вчера сраспиналися ему, днесь с ним прославляемся. И так празднуем мы ныне свое воскресение.
Но осмотримся, благочестивии! не преходим ли мы
свои границы? Воскресение наше еще имеет быть в последний день. Егда вострубит
Архангельская труба, егда сам Господь в повелении, во гласе Архангелове,
и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее; потом
же мы живущие оставшие (1 Сол. гл. 4, ст. 16 и 17). А по сему и радость
воскресения предоставлена будущему веку: мы же чаем еще воскресения мертвых.
Но чего вера не делает? Она по Апостолу, Уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. гл. 11, ст. 1); то есть будущее представляет очам нашым, яко настоящее. Об Аврааме Евангелие утверждает, что он день пришествия Господня на землю Виде и возрадовася (Иоан. гл. 8, ст. 56). Не видел он его телесными очами; но видел его очами веры, еще яснее, нежели бы мог видеть очами телесными. Вера и нам дает сие право, чтоб почитать себя, яко воскресшими. В верховном совете подписано уже определение на сие наше право; так верно, что мы должны почитать, яко то уже получили. Однако самым делом я еще не воскрес, скажешь ты.
Но тебе к воскресению дана уже грамата за подписанием Царя вышняго, и за печатию Духа святаго. Сию грамату удостоился ты получить в сей великий день; и для того радуйся, и веселися днесь не иначе, яко ужè воскресший из мертвых.
Не
мои сии слова; вот вам в том свидетель сам Павел: он громогласно восклицает:
Сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом: благодатию есте спасени:
и с ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе (Ефес. гл. 2, ст.
5 и 6). Не говорит он; воскресит; но уже воскресил: не говорит; спосадит
на небесных; но спосадил. Кто поемлет на избранныя Божия? (Рим. гл. 8,
ст. 33). Кто от них сие преимущество и честь отнять может? Да вопиет убо свободно
и радостно благочестивый христианин: я воскрес, я воскрес! и блистая
славою воскресения, не почитаю себя более принадлежащим до земли, но преселившимся
на небеса.
Но дабы сия вера нас воскресшими почитающая была
действительна, потребно, чтоб мы наперед умерли и воскресли здесь, как свойственно
умирать и воскресать в жизни сей. Ибо мы здесь многократно можем умирать;
многократно и воскресать. Грех человека умерщвляет, а покаяние и исправление
его воскрешает. Согрешил ты, умер ты пред Богом: покаялся и исправился во грехе;
воскрес ты пред Богом. Блудный сын когда был на стране от Бога удаленной: был
он
тогда мертв: но когда с покаянием возвратился ко отцу, ожил и воскрес. Сей
сын мой мертв бе, и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24). Сие воскресение есть сея
жизни, и оно предваряет оное будущее воскресение.
Колико же оное в последний день имеющее быть воскресение
будет радостно и славно, видим мы уже то явственно из воскресения, какое бывает
с нами в жизни сей. Когда человек быв развратен, порочен, беззаконен, приходит
в чувство, и начинает лучшую препровождать жизнь, колико есть сие радостно,
не для него токмо, но и для нас зрящих на него, или слышащих о нем! Был такой
то нечестив; ныне стал он благочестив: был такой то невоздержен: ныне стал он
воздержен и трезв: был такой то блудник и прелюбодей: ныне стал он чист и целомудрен:
был такой то роскошен, расточителен и мот: ныне стал он умеренен, благорасположителен
и честен. Какая радость для него от сей благодатной перемены! Какое веселие
для домашних его! Какое удовольствие и сорадование и для всех зрящих на сию
чудную измену! А посему заключите, какая должна быть радость тогда, когда человек
совсем отложит тление греховное, и возстав из
мертвых обновится жизнию новою правды и святыни никогда неизменяемыя.
И так, чтоб воскреснуть во славе, надобно наперед воскреснуть благодатию: чтоб тело приуготовить к безсмертию; надобно наперед оное очищать от страстей тлетворных. Не можем мы праздновать воскресения Христова, ежели вера не приготовила нас к воскресению будущему: не можем мы удостоиться воскресения будущаго во славе, ежели здесь не воскреснем покаянием.
Воскресение будущее с воскресением нашим настоящим
есть единаго существа: различествуют они только степению. Ты воскрес здесь покаянием:
возшел ты чрез сие на высокий степень благодати, и стал выше обыкновеннаго порядка
человеческаго: ибо удаляяся от тления приближился ты к нетлению. Воскреснешь
ты во свое время гласом Божиим и трубою Архангельскою. Что тогда последует?
Ничто иное, как с возвышеннаго благодатию степени вознесешся на высочайший степень
славы, и человеческое состояние переменишь на состояние Ангельское: ибо воскресшие,
по евангелию, будут, яко Ангели на небеси: в сретение Господне
на воздусе; и тако всегда с Господем будем (1 Сол. гл. 4, ст. 16 и 17).
Я уверен о вас, благочестивии Христиане! что вы празднуете днесь воскресение души своея от смерти греховной. Вы препроводили пост с Христианским благоговением; покаянием себя очистили; оным смерть греховную умертвили: к священному приступили жертвеннику: безсмертною пищею тела и крове Господни себя освятили и оживили. По возможности спострадали вы Христу: сраспинались ему: покаянием ему совоскресли. Ожидайте теперь воскресения славы. Готовте светильники свои: чреслы ваши да будут препоясаны: да, егда приидет жених, и вы быв готовы, введены им будете в чертог небесный. Аминь.
Говорено в Успенском соборе 1791 года Апреля 13 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра