Чрез шесть дней Бог созидал мир; а в седмый день опочил от всех дел своих: то есть, весь мир в полной красоте устроил, и тем все дела свои кончил. Но что же значит оное Христово слово: Отец мой доселе делает, и аз делаю (Иоан. гл. 5, ст. 17)? Ибо сим прямо означается во первых, что Отец небесный еще не опочил, еще не кончил всех дел своих. Второе, слово, доселе, означает, что Отец небесный делает, начав свое дело от самаго создания мира, и продолжает оное доселе. Третие, что в деле сем трудится не токмо Отец, но спомоществует ему в том и Сын. Отец мой доселе делает, и аз делаю. А из сего конечно заключить должно, что сия работа Божия есть не сравненно важнее, и коли смею сказать, труднее, нежели созидание мира.
Сия работа Божия, начатая от создания мира и продолжаемая доселе, есть возстановление падшаго человека и искупление его. Скоро по создании своем человек пал; тот же час и начал Бог производить сию великую работу. Но разве он сего сотворить единым словом не мог, так как сотворил небо, землю, светилы небесные и все? Нет! Мог он создать человека без него: но не мог спасти его без него. В создании мира довольно было едино хотение Божие: Рече и быша: повеле и создашася (Псал. 148, ст. 5). Но во искуплении человека потребно, дабы и хотение человеческое содействовало хотению Божию. А чтоб волю человеческую привесть в согласие с волею Божиею, есть труднее, нежели создать весь мир. Притом при создании мира все, что есть в Боге, было согласно. Сходственно было то со всемогуществом Божиим, с благостию его, не противно то было и его правосудию: а премудрость открывала себя во всей славе своей. Но в деле искупления человеческаго оказалась некоторая борьба между свойствами Божескими. Благость и милосердие преклоняли к помилованию: а правосудие от преступника требовало справедливаго наказания. В Боге все есть свято и ненарушимо. Бог сам себе противоборствовать не может. Не может в нем одно свойство сохранено быть с нарушением другаго. Чтоб милосердие имело свое действие, надобно, чтоб и правосудие удовлетворено было. Ибо и в человеке милосердие с нарушением правды, есть слабость. И так во искуплении человеческом потребно было согласить милосердие с правосудием. Дело есть единыя премудрости Божия, чтоб сие согласие устроить. И как она есть безконечна и неистощима, то и начала сие великое дело тотчас по падении человека. Отец мой доселе делает, и аз делаю (Иоан. гл. 5, ст. 17).
Каким образом премудрость Божия сие чудесное дело производила, сие превышает понятие не только человеческое, но и Ангельское. Ибо написано, яко и самые Ангелы в сие таинство желают приникнути (1 Петр. гл. 1, ст. 12); то есть, хотя издалека удостоиться воззреть на оное.
Но мы, сколько нам слово Божие благоволило открыть, видим, что ко удовлетворению правосудия, в предвечном совете положено, принести за нас в жертву единороднаго Сына Божия. И для того то он называется Агнцем закланным прежде сложения мира. О сем своем милостивом определении тотчас благоволил Бог открыть падшему человеку. Ибо тотчас по падении изрек сии великоважныя слова: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя: той сотрет твою главу; а ты сотреши его пяту (Быт. гл. 3, ст. 15). Сих таинственных слов сила есть такова: ты искуситель нападать будешь на человека всеми пороками и беззакониями: но и он при помощи моей всегда тому противиться будет; и иногда ты его преодолевать будеш; иногда тебя он. Но наконец, когда ты преодолевать станеш, произойдет от семени человеческаго тот, который твою главу сокрушит, и со всем упразднит твою власть: а ты уязвишь его пяту; то есть подвергнешь плоть его смерти, но сия то самая смерть и будет твоим умерщвлением.
Таковое великое в предвечном совете положенное определение напоследок дней сих благоволил Бог исполнить рукою крепкою и мышцею высокою. Принесен в жертву на кресте непорочный Агнец, великий посланник Божий. Удалось искусителю уязвить пяту семени благословеннаго: но сие семя сокрушило ему главу. Удовлетворено правосудие; возторжествовало милосердие; премудрость славно прославися; человек искуплен; должник, по заплате за него столь великия цены, освобожден; из сына гнева, стал он чадом Божиим благодатным.
Теперь то можем мы поистинне сказать: что Опочил Бог от всех дел своих (Быт. гл. 2, ст. 2). Было от чего ему опочить. Великий был для него подвиг. Сия поистинне суббота есть благословенная. Опочил он совершив великую работу, да и нас своим упокоением успокоил. Егда он созидал вселенную, воспевали его все Ангелы Божии. А ныне с веселием вопиют всех праведных духи: ибо новый завет завещан, и избранные обновляются кроплением Божия крови.
Человеческая любопытная и неспокойная мысль противу всего нашего разсуждения может изобретать и представлять некоторыя сумнения; а наиболее то, что и ныне по таковом искуплении, по таковой великой перемене, по таковом возвышении, люди кажутся быть таковымиже, каковыми были и всегда, и в них сей перемены не примечается. Чтоб сие сумнение однажды навсегда решить, должен я сказать, что Христос искупил церковь свою. А церковь не есть скопище людей развратных и беззаконных: но священный собор людей добродетельных, благочестивых, Бога любящих и Богом любимых. Но кто они имянно таковы? Их имена написаны в книгах живота. Ибо весть Господь сущих своих. Овцы знают Пастыря своего, и гласа его слушают: и он их знает, и по имяни глашает их. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1791 года Апреля 12 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра