Нет нужды нам охотиться смотреть, каким образом сретение творят Христу Иудеи. Их стреча хотя по видимому была торжественна: но в самой вещи недостойна она нашего уважения. Во всем том видно лицемерие; а усердия и веры не видно. Устами они благословляли, а сердцем кляли. Ибо те самыя уста, коими взывали: Благословен грядый (Матф. гл. 21, ст. 9): обратили скоро после на сей богомерский вопль: Распни, распни Его (Лук. гл. 23, ст. 21). Отвратим очи свои от сего ненавистнаго зрелища.
Много нам случается и не хотя видеть в мире таковой суеты. Когда кто вознесен счастием, и от него какой либо выгоды себе ожидают люди, или его боятся, то сколько ему ласкательствуют, сколько пред ним унижаются; каких похвал и почестей для него не изобретают! Но когда случай опровергнет его, все его оставляют с презрением и осмеянием; и уже падшаго чемлибо уязвить за удовольствие ставят. Везде крайность! Но обыкновенно мир таков! да чего от него лучшаго и ожидать? Когда и сам мир, по слову Божию, преходит и образ его (1 Кор. гл. 7, ст. 31), то что в нем может быть твердо и постоянно? Закроем мы хотя на сей час завесою молчания и превраты мирские и стречу Иудейскую.
Воззрим лучше на церковь Божию. Она несравненно превосходнее Иерусалима земнаго, который был в некоторой иногда у людей славе, но не остался уже в нем камень на камени. Что мне смотреть на Иудеев неверующих и ожесточенных? Я с большим и несказанным удовольствием взираю на сие пресветлое лице церкви Божия, которую составляет ваше благочестие. И сам Иисус, сей Царь кроткий, с большею охотою грядет к вам; ибо вы с большею честию его сречаете и принимаете: яко в него веруете. Ежели что было достопочтенно во Иерусалиме, то был храм Соломонов. Но сей храм был вещественный: а храм вашего сердца, в который его принимаете, есть невещественный; а потому столько онаго превосходнее, сколько душа человеческая есть превосходнее камня.
Всякой раз, как вы службу ли Богу совершаете, или святейшия олтаря жертвы причащаетесь, или какое другое благое дело творите; вы не иное что делаете, как Христа сречаете и принимаете. Что сие значит, что вы притекаете к слушанию слова Христова, с таковым усердием; снося таковую тесноту, оставив все нужды житейские; что сие значит? Разве что вы желаете, да всегда водворяется Христос в сердцах ваших.
Далек я от того, чтоб сие присвоить какомулибо действию моего скуднаго слова. Нет! Оно весьма недостаточно, и весьма не сильно, чтоб могло само собою проникнуть до сердца человеческаго. Вас пронзает оное Божие слово живое и действительное, и острейшее паче всякаго меча обоюду остра, которое проходит даже до разделения души и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлениям и мыслям сердечным (Евр. гл. 4, ст. 12). А сие слово потому в вас действительно, что вы содействуете своим добрым расположением. Любезны вам уста Христовы: почему любезно и слово его. А уста Христовы и слово из уст его исходящее любезны потому, что вы важным почитаете свое спасение.
Блажен и я, что благодать не возгнушалася бедное языка моего орудие употребить на истолкование вам разума Христова. Ибо из всего сего заключаю я, что вы не так как ожесточенные Иудеи, Христа приемлете. Вера в вас нелицемерна, постоянство в оной непоколебимо, ревность огнем небесным воспаленная.
Стойте убо неподвижно, О возлюбленнии! Мужайтеся, укрепляйтеся: вера ваша да будет известна всем человекам. Мняйся стояти, да блюдется, да не падет. Есть грешнику покаяние; но есть и праведнику падение. Никогда не оставляйте сречать и принимать Христа, когда он ни грядет к вам. Ибо он приходит к нам в разныя времена и при разных случаях, чрез все течение сея жизни. Не опускайте сих драгоценных минут; и поспешайте принимать дары, когда подает вам оные прещедрая десница. Приходит к нам сладчайший Иисус в разныя времена и при разных случаях многоразличными образы.
Когда придет горячее желание итти в церковь. Се Христос грядет (Матф. гл. 25, ст. 6). Исходите на сретение его. От радости воспойте со пророком: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем (Псал. 121, ст. 1). Когда стоя на молитве, почувствуете, что какоенибудь из чтения или пения слово, или из обрядов какоенибудь действие, сердце ваше тронет, се Христос грядет. Видимый знак, что он не удален от тебя; или и удалившись паки желает сближиться с тобою. Услышите ли вы что в поучениях церковных, которое вам особенно понравится, и из памяти вашей не выходит, се Христос грядет. Видно, что нетленное семя его пало на благую землю. Когда случится, что совесть ваша в чемънибудь вас попрекает, и тоже паки творить вам становится стыдно, се Христос грядет. Ибо сие есть начало покаяния. Сей есть удар с стороны его; он уязвляет; но сие уязвление здравие приносит.
Когда паки совесть радуется, что зделано чтонибудь доброе, которое давно зделать хотелось; но страсть и склонность злая доселе не допускала: се Христос грядет. Его пришествие помогло тебе учинить сию над собою победу. Ежели кто доброй человек за чтонибудь худое вам выговаривает, и вы от того краснеете и стыдитеся; се Христос грядет. Он сего человека возбудил на сие, и послал его к тебе, яко вместо самого себя. И напротив ежели кто вас за какоелибо доброе дело похваляет или награждает, и вы чувствуете от того не столько удовольствия, сколько охоты и ревности, чтоб и впредь не ослабевать в таковом похвалном подвиге; се Христос грядет. Ибо он действует и десными оружии и шуими (2 Кор. гл. 6, ст. 7): и гаждением то есть, порицанием, и благохвалением. Но ежели случится наказану тебе быть за свои погрешности и преступления, и ты принимаешь то без роптания, признавая себя заслужившим таковое наказание: се Христос грядет. Ибо видно сосуд твой не совсем сокрушился, когда он может поправлен быть. Но ежели бы тебе случилось пострадать неповинно за правду; и ты не только о сем не скорбиш, но еще радуешся, что малую сию жертву правде принесть удостоился; се Христос грядет; да не грядет токмо; но как он сам сим страдания путем шествовать благоволил, то и тебе в след себя итти, или паче вкупе с собою итти соизволяет. Когда других за доброе награждают, а тебя обходят; и ты смущаешся, не о том, что подобной награды лишился; но что опустил то заслужить, се Христос грядет. Сие тебя от сна возбудить может, и свободить от разслабления. Когда же видиш, что других людей за преступления наказывают, и лишают честей: и сие видя о нещастии их сожалееш, а что тебя Бог от таковых проступок предохранил, благодариш; се Христос грядет: ибо блажен тот, кто других нещастиями казнится. Когда Бог благословляет труды твои и промыслы, дом твой в благосостоянии, и всем ты доволен: и сие приписываешь не своему уму и труду: но промыслу Господню и милости его: се Христос грядет. Ибо конечно сие заставит данныя от него благая употребить не во удовольствие прихотей своих, но во славу его. Но ежели же посещает тебя Бог и нещастиями, не достатком в содержании, болезнями, смертию жены, детей, и прочими обыкновенными мирскими злоключениями; и ты сносишь сие великодушно, и пиешь чашу, хотя горькую, но от руки Господни подносимую, без роптания с благодарением, се Христос грядет. Ибо он, Егоже любит, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. гл. 12, ст. 6).
Вот сколь многоразличными способами Христос к нам приходит! Но кто может изчислить все таинственные пути, коими он приближается к сердцу нашему? Ибо и судьбы его непостижимы; и благодать неусыпна и неистощима. Не упускайте, умоляю вас Богом, сих дражайших случаев. Упустив их трудно будет возвращать. Упустив их сердце более ожесточаться будет, и грех грехом умножаться. Бога ради не взирайте вы на развратных людей, кои только миру и плоти служат: кои в страстях своих ищут удовольствия: у коих нет ничего священнаго. Не взирайте вы на них: а паче остерегайтеся их всякими образы. Ибо я мню, что самые злые духи не столь опасны, сколько люди развращенные, и не осторожное с ними содружество и обращение. Изыдите от среды их и не прикасайтеся (Исаии гл. 52, ст. 11), глаголет Господь. Вы идите путем прямым и царским. Всяк за свои дела даст отчет пред Богом. Худой человек может тебя соблазнить, но не может исправить. Может развратить, но не может защитить.
Вы видели, что различными образы Христос к нам приходит: но приидет еще он в последний раз во славе Отца своего со Ангелы святыми. Сие пришествие уже будет состоять во взаимном сретении. Мы сретим его на воздусе; а он сретит нас на облацех. Сие пришествие уже не будет побуждением к подвигу, но наградою за подвиг. Се Господь грядет и мзда его с ним (Исаии гл. 40, ст. 10). Каковыя награды да сподобимся все мы милостию его и человеколюбием. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1791 года Марта 6 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра